Основные формы хозяйственной деятельности

Труд

Формирование прибавочного продукта. То, что стоимость соз­дается не индивидуальным трудом, а общественно необходимым, имеет огромное значение в экономической жизни общества. Прежде всего, труд общественный приобретает способность производить в равные промежутки времени равновеликие стоимости, так как в нем все индивидуальные особенности труда нивелируются. А это позволяет обществу стремиться к росту производительности обще­ственного труда, т. е. к экономии труда и рабочего времени. При росте производительности труда одна и та же величина стоимости будет приходиться на большее количество товара, следовательно, стоимость одного изделия уменьшается, товар становится дешевле.

Товарное производство связано с созданием прибавочного про­дукта, который играет в развитии человечества особую роль. Всю инициативу, весь свой талант, свой гений человек посвящает в конечном итоге производству и присвоению прибавочного про­дукта. Развитие человеческой истории — это развитие форм про­изводства и распределения этого же продукта. Народное благосо­стояние, богатство народов — всего лишь формы материализации прибавочного продукта. Государство, капиталист, бизнесмен, про­сто деловой человек — все они организуют «дело», производство с одной целью: произвести и получить прибавочный продукт, прибыль. Без этого нет ни общественного производства, ни ини­циативы, ни творческого гения человека. Данную идею очень чет­ко выразил К. Маркс, сказав, что капитал боится отсутствия при­были так же, как природа боится пустоты.

Продукт, который производит рабочий сверх необходимого ему продукта, называется прибавочным, а его стои­мость — прибавочной стоимостью.

По Марксу стоимость любого товара определяется формулой

W= С+V+ м,

где С — материальные затраты (износ станков, затраты на сырье); V— стоимость рабочей силы; М — прибавочная стоимость.

Концентрация и специализация производства как формы обще­ственного разделения труда. Кооперация и разделение труда влия­ют на концентрацию и специализацию производства.

Под концентрацией производства понимается способ организа­ции, предусматривающий сосредоточение средств производства отдельных товаропроизводителей на крупных предприятиях.

К факторам осуществления концентрации относят:

• увеличение количества устанавливаемых станков, агрегатов, поточных линий, что характеризует производственно-техническую концентрацию;

• увеличение единичной производственной мощности отдель­ного станка, агрегата, линии (агрегатная концентрация);

• одновременное увеличение единичной мощности отдельного станка и количества станков.

В практике учета и анализа используются следующие показате­ли, характеризующие уровень концентрации промышленного про­изводства:

• средний объем производства продукции на одном предприя­тии, определяющийся как отношение общего объема выпуска продукции в натуральном или стоимостном измерении в данной отрасли (подотрасли) к числу предприятий, производящих дан­ную продукцию;

• удельный вес предприятий, относящихся по тому или иному признаку к определенной группе, в показателях, характеризую­щих развитие отрасли (подотрасли).

Таким образом, возникает проблема выбора оптимального раз­мера производства. Различают минимальный (обеспечивает возмож­ность использования с необходимой загрузкой современного обо­рудования) и оптимальный (обеспечивает минимальные приве­денные затраты на производство единицы продукции) размеры производства.

Специализация — процесс концентрации производства продук­ции, обладающей эксплуатационной и конструктивно-техноло- гической общностью в минимально допустимых или оптималь­ных размерах.

Специализация приводит к обособлению отдельных произ­водств, постепенному формированию новых отраслей и предпри­ятий. Большое значение при этом имеет подбор таких видов про­дукции, которые могут быть объединены общностью технологии и методов организации производства.

Существует несколько форм специализации производства:

• предметная (по номенклатуре готовых машин или многоде­тальных узлов, изготавливаемых по замкнутому циклу — от заго­товительных до сборочных операций);

• подетальная (по ограниченной номенклатуре унифицирован­ных, стандартных деталей, малодетальных узлов, изготавливае­мых по типовым технологическим процессам в больших количе­ствах);

• технологическая (по заготовкам и деталям, изготавливаемым по определенным операциям технологического процесса — ли­тье, штамповка и т.п.);

• функциональная (выделение в самостоятельные единицы вспо­могательных и обслуживающих производств — ремонт оборудова­ния, изготовление инструмента и технологической оснастки).

Наибольшая однородность производства достигается при по­детальной и технологической специализациях, что определяет их высокую эффективность (табл. 3.2).


2-14

Раздел 2. Основы микроэкономики

Тема 2.1. Структура микроэкономики

Микроэкономика — это раздел экономической науки, изуча­ющий деятельность отдельных экономических агентов (частных лиц, домашних хозяйств, фирм) и их поведение на отраслевых рынках.

Экономическими субъектами рыночной экономики являются:

• домашнее хозяйство — экономическая единица, которая обес­печивает воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фак­тора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, максимизации полезности в рамках имею­щихся ресурсов;

• фирма — это организационно-экономическая структура, об­ладающая экономической и юридической самостоятельностью, ко­торая принимает решения, стремится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домашним хозяйствам и государству.

Государство представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домашние хозяйства, имея факторы производства (труд, зем­лю, капитал, предпринимательские способности), предоставля­ют, предлагают их через рынок (ресурсов) предпринимателям (фирмам), которые, в свою очередь, предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата факторов производства выступает на стороне фирм расходами, а на стороне домашних хозяйств — доходами.

Домашние хозяйства будут предъявлять спрос на необходимые продукты и услуги на рынке товаров и услуг и тратить доход, полученный от продажи факторов производства, а предпринима­тели, предлагая и реализуя произведенную продукцию, будут со­ответственно получать доход.

Участие домашних хозяйств в кругообороте'.

1) владеют непосредственно или через принадлежащие им предприятия, корпорации всеми экономическими ресурсами — трудом, капиталом, землей, — которые они поставляют фирмам;

2) получают за поставленные факторы производства от фирм доходы (заработную плату, прибыль, ренту, процент);

3) покупают и потребляют произведенные фирмами товары и услуги;

4) занимаются предпринимательством и бизнесом.

Участие фирм в кругообороте:

1) потребляют полученные от домашних хозяйств факторы для производства товаров и услуг;

2) оплачивают домашним хозяйствам и фирмам полученные производственные факторы;

3) продают домашним хозяйствам товары и услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: