Труд
Формирование прибавочного продукта. То, что стоимость создается не индивидуальным трудом, а общественно необходимым, имеет огромное значение в экономической жизни общества. Прежде всего, труд общественный приобретает способность производить в равные промежутки времени равновеликие стоимости, так как в нем все индивидуальные особенности труда нивелируются. А это позволяет обществу стремиться к росту производительности общественного труда, т. е. к экономии труда и рабочего времени. При росте производительности труда одна и та же величина стоимости будет приходиться на большее количество товара, следовательно, стоимость одного изделия уменьшается, товар становится дешевле.
Товарное производство связано с созданием прибавочного продукта, который играет в развитии человечества особую роль. Всю инициативу, весь свой талант, свой гений человек посвящает в конечном итоге производству и присвоению прибавочного продукта. Развитие человеческой истории — это развитие форм производства и распределения этого же продукта. Народное благосостояние, богатство народов — всего лишь формы материализации прибавочного продукта. Государство, капиталист, бизнесмен, просто деловой человек — все они организуют «дело», производство с одной целью: произвести и получить прибавочный продукт, прибыль. Без этого нет ни общественного производства, ни инициативы, ни творческого гения человека. Данную идею очень четко выразил К. Маркс, сказав, что капитал боится отсутствия прибыли так же, как природа боится пустоты.
|
|
Продукт, который производит рабочий сверх необходимого ему продукта, называется прибавочным, а его стоимость — прибавочной стоимостью.
По Марксу стоимость любого товара определяется формулой
W= С+V+ м,
где С — материальные затраты (износ станков, затраты на сырье); V— стоимость рабочей силы; М — прибавочная стоимость.
Концентрация и специализация производства как формы общественного разделения труда. Кооперация и разделение труда влияют на концентрацию и специализацию производства.
Под концентрацией производства понимается способ организации, предусматривающий сосредоточение средств производства отдельных товаропроизводителей на крупных предприятиях.
К факторам осуществления концентрации относят:
• увеличение количества устанавливаемых станков, агрегатов, поточных линий, что характеризует производственно-техническую концентрацию;
• увеличение единичной производственной мощности отдельного станка, агрегата, линии (агрегатная концентрация);
• одновременное увеличение единичной мощности отдельного станка и количества станков.
|
|
В практике учета и анализа используются следующие показатели, характеризующие уровень концентрации промышленного производства:
• средний объем производства продукции на одном предприятии, определяющийся как отношение общего объема выпуска продукции в натуральном или стоимостном измерении в данной отрасли (подотрасли) к числу предприятий, производящих данную продукцию;
• удельный вес предприятий, относящихся по тому или иному признаку к определенной группе, в показателях, характеризующих развитие отрасли (подотрасли).
Таким образом, возникает проблема выбора оптимального размера производства. Различают минимальный (обеспечивает возможность использования с необходимой загрузкой современного оборудования) и оптимальный (обеспечивает минимальные приведенные затраты на производство единицы продукции) размеры производства.
Специализация — процесс концентрации производства продукции, обладающей эксплуатационной и конструктивно-техноло- гической общностью в минимально допустимых или оптимальных размерах.
Специализация приводит к обособлению отдельных производств, постепенному формированию новых отраслей и предприятий. Большое значение при этом имеет подбор таких видов продукции, которые могут быть объединены общностью технологии и методов организации производства.
Существует несколько форм специализации производства:
• предметная (по номенклатуре готовых машин или многодетальных узлов, изготавливаемых по замкнутому циклу — от заготовительных до сборочных операций);
• подетальная (по ограниченной номенклатуре унифицированных, стандартных деталей, малодетальных узлов, изготавливаемых по типовым технологическим процессам в больших количествах);
• технологическая (по заготовкам и деталям, изготавливаемым по определенным операциям технологического процесса — литье, штамповка и т.п.);
• функциональная (выделение в самостоятельные единицы вспомогательных и обслуживающих производств — ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологической оснастки).
Наибольшая однородность производства достигается при подетальной и технологической специализациях, что определяет их высокую эффективность (табл. 3.2).
2-14
Раздел 2. Основы микроэкономики
Тема 2.1. Структура микроэкономики
Микроэкономика — это раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (частных лиц, домашних хозяйств, фирм) и их поведение на отраслевых рынках.
Экономическими субъектами рыночной экономики являются:
• домашнее хозяйство — экономическая единица, которая обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов;
• фирма — это организационно-экономическая структура, обладающая экономической и юридической самостоятельностью, которая принимает решения, стремится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домашним хозяйствам и государству.
Государство представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Домашние хозяйства, имея факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), предоставляют, предлагают их через рынок (ресурсов) предпринимателям (фирмам), которые, в свою очередь, предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата факторов производства выступает на стороне фирм расходами, а на стороне домашних хозяйств — доходами.
|
|
Домашние хозяйства будут предъявлять спрос на необходимые продукты и услуги на рынке товаров и услуг и тратить доход, полученный от продажи факторов производства, а предприниматели, предлагая и реализуя произведенную продукцию, будут соответственно получать доход.
Участие домашних хозяйств в кругообороте'.
1) владеют непосредственно или через принадлежащие им предприятия, корпорации всеми экономическими ресурсами — трудом, капиталом, землей, — которые они поставляют фирмам;
2) получают за поставленные факторы производства от фирм доходы (заработную плату, прибыль, ренту, процент);
3) покупают и потребляют произведенные фирмами товары и услуги;
4) занимаются предпринимательством и бизнесом.
Участие фирм в кругообороте:
1) потребляют полученные от домашних хозяйств факторы для производства товаров и услуг;
2) оплачивают домашним хозяйствам и фирмам полученные производственные факторы;
3) продают домашним хозяйствам товары и услуги.