Сверстники, игра и социального поведения

Во многих ситуа­циях дети эмоционально поддерживают друг другу, выступают в роли образцов для подражания («моделей»), подкрепляют поведение друг друга и участвуют в сложных играх, требующих богатого воображения. В просоциальном и асоциальном поведении дети могут и поощрять друг друга, и отбивать охоту вообще что-то делать. Дошкольникам показывали кукольные спектакли, в которых персонажами становились друзья дошкольников или просто знакомые им дети, попавшие в беду. На проблемы друзей детские реакции были более бурные, чем на трудности просто знакомого ребёнка. И проявлялась готовность помочь именно друзьям (Costin, & Jones, 1992).

Дети помогают друг другу осваивать различные физические, познавательные и социальные действия. Мальчики, агрессивные в игре, сначала подражают персонажам телепередач или компьютерных игр, но затем они уже подражают друг другу, следуя принятому образцу. Образец поддерживает и постепенно расширяет игру, трансформируя, обновляя её, и это называют социальной реципрокностъю (взаимностью) (Hall, & Cairns, 1984).

Одно из первых исследований развития отношений между сверстниками было проведено в 1932-1933 гг. (Parten). Автор выделил уровни социального взаимодействия маленьких детей. 1) Это игра в одиночестве (взаимодействие отсутствует). 2) Это игра-наблюдение. Здесь взаимодействие «играющего» ребёнка с другими детьми ограничивается наблюдением за их игрой. 3) Это параллельная игра: ребёнок играет бок о бок с другим, используя такие же игрушки, но ещё не пытается как-либо взаимодействовать с ним. 4) Это ассоциативная игра. В этом случае дети делятся игрушками и в какой-то мере взаимодействуют, но не координируют свои действия; здесь нет единого сюжета или общей цели. 5) И, наконец, это со­вместная игра, во время которой дети заняты общим делом – например, строят из кубиков дом или играют в прятки по общим для всех правилам.

Каждому возрастному периоду соответствует какой-либо один способ игры. Для 2-летних детей характерны, в основном, игра-наблюдение или параллельная игра. Игры 4-х- 5-летних детей обычно ассоциативные или совмест­ные. При оптимальных условиях 5-и, 6-и и 7-летние дети могут взаимодействовать друг с другом в течение довольно продолжительного времени. Они делятся иг­рушками, устанавливают правила, разрешают конфликты, помогают друг другу и обме­ниваются ролями.

Дошкольники часто играют в сюжетно-ролевые игры. Эти игры требуют от уча­стников толкования и разделения фантазий друг друга. Нужно действовать в вооб­ражаемой ситуации по особым правилам. По JI. С. Выготскому, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие формы социального поведения. Здесь развивается способность обдумывать своё поведение и управлять им. Этот вид игры стимулирует коллективное обсуждение, групповое рефлексивное мышление и совместное реше­ние проблем. Сообща дошкольники договариваются о взаимоприемлемых условиях и о сюжетных линиях игры. Совместно вырабатывают структуру игры. Например, двое 5-летних детей, играя в космонавтов, объединяют свои ограниченные знания, чтобы совместными усилиями развить этот сюжет.

Популярность. Наблюдая за детьми в яс­лях, детских садах и центрах, можно заметить, что одни дети популярны среди сво­их сверстников, а другие – нет. Причём такое положение может сохраняться на протяже­нии многих лет. Если сверстники отвергают каких-то детей в детском саду, скорее всего, их будут отвергать и одноклассники в начальной школе. Позже, в подростковом и зрелом возрасте, у таких людей весьма вероятно возникновение проблем с социальной адаптацией.

Взрослым, работающим с детьми, важно знать, каким детям сверстники симпатизируют, к каким относятся равнодушно, а к каким – даже неприязненно. Оказа­лось, что формы социального поведения дошкольников позволяют с большой вероятностью предсказывать, какой социально-психологический статус будет у каждого из них в первом школьном классе. Популярные дети имеют вполне определённое поведение (Asher, 1983 и др.):

- их поведение разнообразно;

- они постепенно подключаются к групповым занятиям: делают уместные замеча­ния, делятся информацией, и только потом переходят к активным действиям;

- они чувствительны к потребностям и действиям других;

- они не навязывают свою волю другим детям;

- соглашаются играть рядом с другими детьми;

- умеют поддерживать дружеские отношения;

- при необходимости приходят на помощь;

- способны поддерживать разговор;

- делятся интересной информацией;

- откликаются на предложения других детей;

- умеют разрешать конфликты;

- в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии, к применению физичес­кой силы.

Одно из возможных объяснений того, что у одних детей есть такое поведение, а у других – нет, это жестокое обращение с ребёнком на протяжении дошкольного детства, особенно в форме физического насилия. Маленькие дети, с которыми жестоко обращаются их воспитатели, чаще других оказываются отвергнутыми своими сверстниками. Такие дети обычно не могут наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками; они менее любимы и менее популярны среди них; они более изолированы, и их социальная изоляция увеличивается со временем (Dodge, Pettit, & Bates, 1994).

Важно помочь детям овладевать необходимым поведением на протяжении дошкольного периода жизни, поскольку истоки отверженности часто скрываются именно в событиях первого детства, а проявляются гораздо позже (Asher, 1990).

Взрослые могут помочь детям в двух отношениях. Во-первых, социальному поведению можно обучить на наглядных примерах и пояснениях. Во-вторых, можно со­здавать условия, которые позволяют детям приобретать успешный опыт взаимодействия со сверстниками. Нужно обеспечить возможность играть с другими детьми; нужны удобное пространство для игр и игровой материал: куклы и одежда для них; нужны игрушечные машинки, кубики и другие предметы, чтобы поддержать совместную игру и дать детям возможность взаимодействовать. Нужно, чтобы дети могли обратиться к воспитателям за помощью в процессе игры – при разрешении конфликтов и для получения информации (Asher et al., 1982).

Воображаемые товарищи. Многие дошкольники придумывают себе товарищей. Их воображаемое присутствие скраши­вает повседневную детскую жизнь. Эти воображаемые спутники жизни – неви­димки. Дети называют их по именам, упоминают о них в разговорах и подолгу играют с ними, как с реальными партнерами. Придуманные товарищи помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддержива­ют в них уверенность в правильности действий и мыслей. Эти воображае­мые товарищи – яркие представители субъективной реальности, предвестники полноценной рефлексии, в частности, совести. Причём для ребенка такой друг вполне реален.

Вы­думывают себе друзей до 65% дошкольников. В основном, такое занятие способствует формированию положительных качеств у ребёнка. По сравнению с детьми, у которых нет воображаемых друзей, фантазёры более общительны, менее застенчивы, более креативны, имеют больше реальных друзей и активнее участвуют в семейных мероприятиях. Воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в искусстве вести разговор. Воображаемые друзья – это надёжные предсказатели того, что дети успешно вольются в коллектив любого дошкольного учреждения, будут общительны и дружелюбны со сверстниками и взрослыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: