Среда как источник опасности

Создавая оптимальные условия для жизни своего ребёнка, родители должны позаботиться о том, чтобы в ней не было источников опасности, которые могли бы причинить ребёнку вред, стать причиной травмы или даже смерти. Выделим некоторые из таких опасностей.

Источники наибольшей опасности для дошкольников – это предметы и вещества домашней среды, это транспорт и водоёмы на улице. Ежегодно многие дети погибают, проглатывая токсичные вещества или неосторожно обращаясь с опасными предметами дома или около него, попадая в дорожно-транспортные происшествия и в водоёмы.

Предотвратить подобные несчастные случаи не так уж сложно. Следует помещать опасные предметы и вещества в недоступные для ребёнка места, выполнять правила ДД и оборудовать специальные детские сиденья в автомобилях, а также устраивать ограждения вокруг водоёмов. В результате излишнее детское любопытство и отсутствие необходимых поведенческих навыков не будут фатальной угрозой для детских жизней. Вспомним традиционный сказочный сюжет о принцессе и о её летаргическом сне в течение десятков и сотен лет из-за того или иного нарушения правил безопасности жизнедеятельности, будь то использование незнакомого инструмента (веретена) или принятие угощения (яблока) от незнакомой старушки… Кроме того, необходимо внимательно следить за маленькими детьми во время их игр, поскольку они, увлёкшись, склонны пренебрегать элементарными правилами безо­пасности.

Вот младшая группа в детском саду на зимней прогулке оккупировала игровую площадку. Здесь всё, в том числе и горка, как будто бы отвечает требованиям техники безопасности, санитарии и гигиены, и устроено с учётом анатомии и физиологии детей-дошкольников. Воспитатель наблюдает за происходящим и вдруг видит, что одна из девочек, скатываясь с горки, падает, но почему-то после этого, вопреки обыкновению, не встаёт… Девочка умерла на глазах у воспитателя во время привычной забавы, повторявшейся сотни и тысячи раз всеми детьми, посещавшими эту игровую площадку. Первая версия – ударилась головой о горку при падении. Однако в результате последующей экспертизы было установлено, что девочка погибла в результате удушения после перелома шейных позвонков… Анализ деталей происшествия позволил заключить: кто-то из детей, толпившихся на вершине горки, наступил на шарф, обвивавший шею девочки. Когда она стала скатываться, то собственным весом затянула пéтлю у себя на шее…

Опасность, заслуживающая особого внимания, – от равление тяжёлыми металлами, в частности, свинцом, которое может произойти, если в организм ребенка попадет избыточное количество этого химического элемента. Маленькие дети особенно часто страдают от таких отравлений, из-за того что проявляют ко всему повышенное любопытство и любят брать в рот различные предметы.

Основной источник опасности в недавнем прошлом – изготовленная на основе свинца краска, попадающая в организм ребёнка в виде мельчайших частиц, или пыли. С конца прошлого века производство такой краски запрещено. Однако её следы в почве присутствуют до сих пор, причём повсеместно. В почве же скопился свинец, выброшенный в атмосферу с выхлопными газами автомобилей, работавших на этилированном бензине. Вполне современный источник опасности того же рода – отсутствие культуры потребления и утилизации бытовых отходов в виде сложной техники, при производстве которой были использованы тяжёлые металлы и радиоактивные вещества. Всё то, что за границей организованно утилизируется производителями, причём отдельно от прочих бытовых отходов, у нас пока сваливается в общую кучу и нередко валяется под ногами – как, например, отработанные элементы электропитания (батарейки). Отравление у детей наступает тогда, когда они берут в рот предметы, покрытые пылью с примесью тяжёлых металлов, или испачканные этой пылью руки.

Даже современные игрушки требуют внимания на предмет их безопасности. Педиатры-гигиенисты советуют при покупке игрушки для маленького ребёнка, выбрав ту, которая понравилась взрослому, сразу её понюхать. При наличии малейшего химического запаха от покупки нужно отказаться. Если с этим вопросом – порядок, нужно проверить симметрию основных деталей. Допустим, что у собачки лапы разной длины или у зайца глаза смотрят в разные стороны («один – на вас, а другой – в Арзамас»). Можно быть уверенным, что этот товар завезён нелегально или сделан в «левой» мастерской, опять же с опасностью использования «не тех» материалов. Хороший производитель всегда отбраковывает неудачные экземпляры игрушек. Нужно также прочитать в сертификате, какой наполнитель у мягкой игрушки. Синтетический пух предпочтительнее синтепона. Если внутри – гранулы, то игрушка должна иметь не менее двух слоёв ткани.

При покупке игрушки важен возраст ребёнка. Малыша могут напугать огромные плюшевые звери. Специалисты советуют покупать ребёнку до 6 лет мягкие игрушки массой до 400 граммов. До трёх лет рекомендуются игрушки, полностью сшитые из хлопковой ткани. Такие игрушки должны продаваться в индивидуальной упаковке. При покупке упаковку следует открыть и проверить на прочность швы и крепление частей, чтобы малыш не смог, например, откусить у игрушки уши, нос или глаза…

Итак, в лекции конкретизированы с разной полнотой такие компоненты среды при развитии ребёнка в первом («дошкольном») детстве, как его родители с их стилем поведения, братья и сёстры, сверстники и некоторые опасности. Далее речь пойдёт о психическом развитии ребёнка в первом детстве.

Задания по «ЛК-15 (24). Среда развития в первом детстве»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

1. «Стили родит. поведения …» Что Вы можете о них сказать, в общем?

2. «Влияние стиля родит. поведения на развитие ребёнка …» Что Вы можете о нём сказать, в общем?

3. «В оптимальном случае сочетание родителями контроля с вы­ражением любви и одобрения...» Как раскрывается?

4. «Отношения детей в дошк. возрасте со своими братьями и/или сестрами …» Что Вы можете о них сказать, в общем?

5. В различных культурах порядок рождения играет разную роль. Роберт Ливайн, антро­полог из Гарвардского университета, сравнил аме­риканские семьи с кенийскими, где несколько семей, и родители, и дети, могут ютиться в одной хижине, так что дети несколь­ких матерей воспитываются вместе. В американской семье первенец – зачастую единственный ребёнок в доме, имеющий свою комнату и собственные вещи; он в любое время может рассчитывать на внимание родителей, если ему захо­телось поговорить или поиграть с ними. В какой культуре порядок рождения больше влияет на развитие ребёнка? Аргументируйте своё решение. Ответ оформите по аналогии с предыдущими.

6. «Развитие агрессии и просоциального поведения в дошк. детстве объясняется …» Чем?

7. «Уровни соц. взаимодействия дошк-ков со сверстниками …» Что Вы можете о них сказать?

8. «Популяр­ность дошк-ков связана с развитием их соц. поведения …» Как?

9. «Роль воображаемых товарищей в развитии соц. поведения …» Что Вы можете о ней сказать?

10. «По-моему, в число основных опасностей для ребёнка-дошкольника входят …» Какие?

_____________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: