Характеристика возраста

Сначала напомню: психологической предпосылкой для перехода ко второму детству становится рефлексивность – как возможность осознавать свою внутреннюю позицию и, в частности, контролировать и регулировать свои переживания при познании действительности. Самый простой и показательный пример проявления такой возможности – это решение задачи, которую предложил Ж. Пиаже: определить правую и левую руки у взрослого, сверстника или куклы, находящихся в различных положениях.

Итак, при характеристике возраста мы с вами последовательно принимаем во внимание стадиальность развития, неравномерность и гетерохронность развития, структурное новообразование возраста. Начнём со стадиальности.

2.1. Стадиальность второго детства. В пределах возраста выделены четыре стадии.

2.1.1. На первой стадии второго детства, примерно с 7 лет до 8 лет, наличный образ – и соответствующее впечатление – формируется на основании актуальной проекции объекта. Это проявляется при решении самых различных задач: пространственных, временных, нравственных… Такая проекция объекта становится возможной благодаря происшедшему разделению внешней и внутренней жизни ребёнка,благодаря разделению его внешней позиции (прежде всего, игровой!) и его внутренней позиции – как его оформляющегося собственного опыта (памяти). На основе разделения внешнего и внутреннего, уже в пределах внутреннего происходит новая дифференциация. Во внутренней позиции выделяется и обретает признаки самостоятельной, особой формы активности собственно познавательная активность ребёнка. И эта активность выводит ребёнка за рамки его ситуативной позиции в обоих её аспектах, внешнем и внутреннем. Познавательная активность раскрывает для ребёнка действительность во всём многообразии её объектов и отношений между ними. А обнаруживается всё это многообразие благодаря различным точкам зрения, позволяющим видеть каждый объект с различных определённых позиций. Выделение внутренней точки зрения «обостряет» (по Ю. Н. Карандáшеву) познавательную позицию ребёнка, делает её более объективной.

При этом ребёнок начинает осмысленно ориентироваться в объективных основаниях для собственных переживаний. Он начинает понимать, чем обусловлены душевные движения, выраженные словами: «я радуюсь», «я огорчён», «я сердит», «я добрый», «я злой» и т.п. И ребёнок начинает обобщать свои чувства; появляются обобщённые, эталонные аффективные образования.

Интеллектуализация всех душевных движений (актов) оказывается специфической чертой второго детства. Проявления интеллектуализации разнообразны. Прежде всего, ребёнок хорошо различает учёбу и игру. У него появляются настоящие, имеющие объективные основания, оценки и самооценки, появляется настоящее самолюбие. Следствием этого становится значимость соревнования, успешности, признания успеха окружающими и появление соответствующих притязаний. Собственные атрибуты, начиная с ситуативной позиции, оцениваются по более объективным основаниям, уже не так субъективно, как это было в первом детстве. Ситуативная внутренняя позиция, например, роль в игре, обретает обобщённость, нормативность, обязательность; она становится более объективируемой. В связи с появлением смысловых переживаний «возникает и острая борьба переживаний. (…) Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь» (Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. С.380). Появляется борьба мотивов, которой не было в первом детстве.

2.1.2. На второй стадии второго детства, примерно с 8 до 9 лет, ребёнок становится уже инициатором постановки задач с различными проекциями объектов: пространственными, временными, ролевыми, оценочными… Ребёнок занимает позицию обучающего. Он сам решает проективные задачи, сам их формулирует и предлагает варианты решений. Ребёнок ищет ситуации, в которых может проявить себя в роли наставника. Многие обнаруживают жажду нравоучительства и… ябедничества (если это поощряется учителем). Многие дети бывают поражены этой «болезнью», психологическая основа которой – формирование оценочной активности (см. выше) и её особая социальная роль.

2.1.3. На третьей стадии, между 9-ю и 10-ю годами, ребёнок-школьник опять оказывается в позиции обучающегося. Прямо или косвенно ребёнок берёт пример с окружающих и решает задачи синтеза различных представлений. При этом ребёнок переходит к сложным обобщениям: проводит типизацию («внешнее» обобщение) и схематизацию («внутреннее» обобщение). Практикуется замещение однородных объектов. Вместо отдельных объектов в представлении даны типы («коллективные портреты») и/или схемы («скелеты»). Эталонные представления уже содержат действительно существенные, объективные черты объектов, и о таких представлениях даже принято говорить, что у ребёнка «формируется понятие» о чём-либо.

2.1.4. На четвёртой стадии, после 10 лет, ближе к 11 годам, ребёнок-школьник снова проявляет бóльшую коммуникативную активность и снова занимает позицию обучающего. Ребёнок решает задачи анализа сложных обобщений, анализа типов и схем, с выделением и частных представлений, и актуальных отношений между исходными и конечными субъективными конструктами. Эти отношения в их динамическом аспекте обозначаются, в терминологии Ж. Пиаже, как «законы преобразования».

Таким образом, внутренняя точка зрения является центральным психическим новообразованием второго детства, взятым в его качественной определённости. Это новообразование, взятое в его динамическом аспекте, выступает для нас как теоретическая деятельность, или деятельность со знаками. Картина мира во втором детстве структурируется в соответствии с формирующейся внутренней точкой зрения, в процессе соответствующей деятельности ребёнка со знаками. И мир для ребёнка, младшего школьника, раскрывается соответствующим образом: от осмысленного восприятия отдельностей через соответствующие переживания и представления, всё более обобщаемые и рефлексируемые, в направлении к понятийным конструктам и формальным операциям…

Итак, в этой лекции рассмотрены общие условия для психического развития во втором детстве и начата характеристика возраста – выделены общие стадии психического развития. Остальные вопросы темы «Второе детство» рассмотрим в следующей лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: