Педагогическая оценка, со времени работ Б.Г. Ананьева (1933-1935 гг.), рассматривается, прежде всего, по её значению в образовании учащегося. Во-первых, педагогическая оценка информирует учащегося о его достижениях. Во-вторых, она стимулирует учащегося в плане продолжения учебно-познавательной работы. В-третьих, она направляет активность учащегося в определённую сторону – т.е., имеет воспитывающий потенциал.
Важно, что общественное внимание обычно бывает привлечено к стандартной внешней форме выражения педагогической оценки – к отметке. В России это традиционные варианты: «неуд.», «уд.», «хор.» и «отл.»; в Германии – это шкала от «пятёрки» до «единицы»; в США – градации A, B, C, D, E, F…; во Франции – 20-тибалльная шкала и т.д. Именно отметку имеют в виду публицисты, когда обвиняют оценку в «необъективности», когда называют её инструментом усреднения, обобщения, игнорирования единичного… Такова, в частности, позиция публициста Александра Хайта (Хайт А. Цена оценки (Рубрика «Инструмент усреднения») // Пб Час пик № 13 (271). 26.03.2003.) Весь пафос его негодования обращён именно на отметку, хотя Хайт и использует слово «оценка».
|
|
По мнению Хайта, «оценка является самым распространённым инструментом для сравнения. Та самая оценка, которую ставит школьный учитель или вузовский преподаватель. Оценка, за которую иной родитель может выпороть своё чадо, а другой, наоборот, может заплатить (!), и даже «зелёными»…». Понятно, что эти слова относятся как раз к отметкам. Поэтому дальше, излагая позицию Хайта, я буду использовать слово «отметка».
А педагог Курдюкова Наталья Анатольевна исследовала отношение именно к школьным отметкам. При опросе мало кто из детей говорил, что родители не интересуются их отметками. Таких было только 6% среди младших учащихся, 12% среди учащихся основной школы («подростков») и 4% среди старшеклассников. Около 90% родителей стараются следить за успеваемостью своих детей. Свыше 80% опрошенных родителей «выясняют отношения» с учителями по поводу отметок; 65%-74% всегда обсуждают отметки дома, с детьми; около 30% родителей считают, что отметки нужно отменить. Среди опрошенных учащихся согласны отменить отметки 10% младших, 16% подростков и 3% старшеклассников.
Дети скрывают от родителей плохие отметки: (а) потому что не хотят их расстраивать (75% младших учащихся, 58% учащихся основной школы и 86% старшеклассников); (б) потому что боятся наказания –18% младших, 29% учащихся основной школы и 10% старшеклассников.
Считают отметки объективными: среди учителей – чуть больше половины, среди родителей – треть, среди учащихся: 73% младших, 45% учащихся основной школы и 31% старшеклассников (Курдюкова Н.А., 1997).
|
|
Вернёмся к позиции публициста Хайта. Для многих родителей отметка является свидетельством успешности их ребенка.«Пять» – значит всё в порядке: ребёнок учит, знает, не конфликтует с учителями. На родительском собрании дитё (а заодно и родителей) похвалят, поэтому приходить на собрание приятно. «Тройки» и «двойки» – значит, не удастся похвалиться перед друзьями и коллегами. Возможны вызовы в школу, возможна трёпка нервов.
Самое главное, что родители в большинстве своём убеждены: отметка отражает уровень знаний их детей, отражает готовность детей к продолжению образования. А нередко отметку рассматривают как инструмент, с помощью которого учитель выражает своё отношение к учащимся.
Для ученика же отметка – это то, из-за чего он может иметь неприятности и в школе, и дома или, наоборот, быть хвалимым и любимым. Получаемый балл вообще часто относит ребёнка к той или иной группе, к определённой компании. Поэтому бывает, что для школьника важнее получить «три» и остаться в «своей» среде, чем стать отличником и быть отвергнутым «своими».
Пока ребёнок маленький, всю жизнь он понимает как игру. И отметка для него – элемент игры, как гол для футболиста. «Делай как я», – учат ребёнка в детском саду и начальной школе. Инструмент отметки оправдан, пока это требование относится к тому, что является общим для всех; что является социально необходимым при действительно единых требованиях, существующих в начальной школе. К пятому классу подавляющее большинство детей – увы, и родителей – ходят в школу только из-за отметки. Отметка – любой ценой, вне зависимости от уровня знаний, от способностей. Это требование большинства. Кончается урок, и ребёнок с надеждой бросается к учителю: «Вы мне сегодня ничего не поставили? А почему четыре, а не пять? Поставьте, пожалуйста, в дневник» (разумеется, если отметка высокая). И это уже не игра, это механизм проверки, серьёзно воспринимаемый всеми участниками образовательного процесса. Это едва ли не единственный механизм проверки. Проверки чего?.. За что поставлена отметка?
Самое плохое свойство отметки – заранее заложенная в неё необъективность. То, что один учитель оценит «тройкой», в глазах другого заслуживает «пятёрку». Один и тот же педагог в разном настроении по-разному воспринимает одинаковый ответ. Более того. В школе якобы даётся одинаковое образование, а вот дети очень даже разные. А педагоги ещё и часто рекомендуют отмечать высоким баллом рост достижений ребенка по отношению к его бывшим достижениям.
С одной стороны, это очень даже правильно, поскольку психологически поддерживает ребёнка. Это подталкивает ребёнка закрепить свой успех, поощряет его работу над собой и для себя. С другой стороны, это создает иллюзию знаний там, где есть только старание. У других учащихся появляется чувство несправедливости: «Я знаю гораздо лучше, а отметка – та же». Каждый знает, что можно получить «пять» за удачно списанную контрольную, за домашнее здание, выполненное другим. Бывает, что учитель просто по ошибке поставил меточку в соседнюю клетку журнала и не хочет чиркать в столь важном документе.
Многие вспомнят примеры, когда известный художник имел в школе «четвёрку» (или даже «тройку») по рисованию, а солист оперетты – по пению. Никакая отметка не может отобразить настоящий талант, для которого школьная программа – давно пройденный этап. Поэт от Бога, способный написать поэму вместо планового сочинения, в лучшем случае получит такую же пятёрку, как добросовестный зубрила, пересказавший близко к тексту критическую статью. По мнению публициста Хайта, отметка – это инструмент усреднения, обобщения, игнорирования индивидуальности. И, по-моему, он прав.
|
|
В то же время Хайт считает, что среди педагогических инструментов отметка – единственный инструмент, хоть как-то действующий. Действительно, нельзя выгнать с урока ребёнка, который не хочет учиться сам и не даёт другим. Администраторы и методисты не устают повторять: «Вы и школа отвечаете за его безопасность». Вызывать родителей бесполезно – не придут; звонить ещё более бесполезно – могут нахамить. Что можно? Поставить «два», «два», «два», а затем поднять вопрос о переводе в специальное образовательное заведение. При этом бывают случаи, когда ученик действительно «безнадёжен» и, как говорится, «достал» весь педагогический коллектив. А бывают случаи, когда ученик просто психологическинесовместим с учителем. Или с классом. Родителям же чаще бывает вóвсе не до ребёнка. По их мнению, за всё, что касается образования, отвечает школа.
Важное обстоятельство: для учителя «двойка» – отметка столь же неприятная, как и для ученика. Администраторы всех рангов и методисты опять же говорят учителю: «Вы ставите «двойку» себе! Это вы недоучили, это вы не заинтересовали. Это вы не проявили должной квалификации!..». Ученик должен очень постараться, чтобы наставник готов был выслушивать эти упреки от различных функционеров, в том числе – от своего непосредственного начальства. Зачем? Бумага терпит. «Три», «четыре» или «пять»: чем выше – тем лучше. Ведь и учúтеля оценивают по средней успеваемости его подопечных. Хорошо, если она растёт из года в год. А если нет?.. Так стóит ли тратить силы, трепать свои и чужие нервы из-за того, что всё равно ничего не отражает?..
Попросите любого ученика десятого или одиннадцатого класса обычной средней школы Петербурга решить иррациональное уравнение. Или назвать дату Куликовской битвы. Или дату прихода на российский трон династии Романовых. Всё это пройдено и благополучно забыто! Причём как троечниками, так и отличниками. А в провинции образование поставлено ещё хуже! Александр Хайт говорит, что столкнулся с целым классом детей, которые не смогли вспомнить ни одного французского писателя и не смогли назвать ни одного сочинения Марка Твена. Причём их отметки по мировой художественной культуре – сплошь «четвёрки» и «пятёрки». «Троек» в этом классе не было…
|
|
В старших классах борьба за балл приобретает особо ожесточённый характер. Некоторые деятели высшей школы предлагали в средствах массовой информации сделать средний школьный балл определяющим при поступлении в вуз. Но ведь всем в Петербурге известно, что троечник из 239-го лицея в большинстве других школ нашего города был бы отличником. Известно и то, что, как только начнётся конкурс аттестатов, отметки просто будут покупать в массовом порядке. Фоном для этого будут обещания властей увеличить учительский заработок в два раза. На практике это выльется в 25%-ный рост зарплаты, но при этом, конечно же, поднимется уровень инфляции – рубль обесценится. И учительская зарплата не вызовет конкуренции на рынке педагогических кадров. Значит, ни школе, ни родителям никуда не деться от учителя-мздоимца. И по-человечески коррупцию в учительской среде можно понять и даже… оправдывать. – Так считал публицист Александр Хайт. Ведь с позиций рыночной экономики удовлетворение потребностей клиента – это основная цель рынка. Вот и российская эпопея с ЕГЭ, проходящая под предлогом присоединения к Болонской конвенции, на самом-то деле имеет в своей основе, прежде всего, материальные интересы определённого круга деловых людей, близких к структурам Минобрнауки РФ…
Однако отметка не определяет ни знаний, ни упорства, ни целеустремленности. Ничего общего отметка не имеет с поощрением, стимулирующим рост культуры; тем более она не стимулирует творческое начало. Отметка всегда субъективна; в школе она, бóльшей частью, завышена. Однако же она является основным инструментом воздействия на ребёнка и на его родителей; можно сказать, отметка является принуждающим стимулом. И в этом качестве она таки действительно необходима. Поскольку наша система образования не ориентирует ребёнка на то, что учёба нужна для знаний, а знания востребованы жизнью. Не ориентирует, поскольку в России это не так.
Жизненный успех, жизненные блáга лишь в малой степени определяются знаниями, эрудицией, культурой. Из троечника и хама в современных условиях легко получается преуспевающий бизнесмен или профессиональный политик. А они порождают столь же преуспевающих отпрысков, да ещё и снабжают их «золотыми аттестатами». А из настоящего отличника, если он постарается, может получиться успешный эмигрант, которого обеспечит работой какая-нибудь приличная западная компания. Но вот жить ему придётся уже не там, где он получил своё образование.
Отметочная система распространена во всём мире. Иногда она бывает действительно полезна. Например, для того, чтобы отобрать достойнейших в институты или на работу. Однако, по мнению публициста Александра Хайта, не существует системы баллов для умения и желания творить, для общей культуры, для самостоятельности и активности. Причём так считают не только публицисты, но и многие учёные-педагоги. Правда, в образовании иногда используются такие методы, как проектный метод и метод мастерских, и в последние годы получает распространение система портфолио. Эти педагогические инструменты как будто бы позволяют уменьшить гнетущую рыночную роль отметки. Но и отменять отметку, по всей видимости, нельзя. Более того, публицист Хайт полагал разумным перейти к 10-12-тибалльной шкале. Такая шкала используется, к примеру, в школах Греции. Потому что отечественная 3-4-хбалльная шкала, на практике порой сводимая даже к двухбалльной, не позволяет реально дифференцировать учебные достижения.
Очень важно снизить самоценность отметки, уменьшить её фактическое доминирование в условиях образования над всеми иными знаками ученических достижений и достоинств. Но на что тогда ориентироваться при контроле?..