Отметки и самооценка

В 1994 г. тогдашний замминистра образования России, Владимир Бацын, выразил своё мнение по поводу отметок и самооценки у выпускников российской школы. В частности, он сказал следующее.

Цель школы – социали­зация человека, формирование личности, а не подго­товка в вуз. У нас же считается, что школа почему-то должна подготовить не нормального, порядочного и развитóго человека, а мини-студента-химика или его же – физика, а также историка, мате­матика, филолога... Мы при­выкли, что школа – это дорога в институт. И сломать эту привыч­ку чрезвычайно трудно, особенно у родителей.

На самом деле систему вступительных экзаменов нужно отменить. Вузы должны проверять мастерство, способности, уровень мышления и логики абитуриентов. Бацын думал, что частные учебные заведения пошли по этому пути, но, как оказалось, в этом он заблуждался. (Теперь в госву­зах проводится конкурс документов с результатами ЕГЭ, а в нескольких избранных вузах разрешено проводить экзамены по специальности). А вот американцы в свои университеты записываются! И уже на первой сессии становится ясно, кто может и кто будет учиться, а кто – нет. И нет страха, что буквально все ринутся на юридический или на экономический факультеты.

Почему в Соединённых Штатах Америки не идут толпами на самые престижные факультеты? По мнению Бацына, потому что у людей сложилась нормальная самооценка. А у нас что ни ребёнок, то – гений. Недостаток советской, а теперь и российской системы об­разования – это формирование у де­тей неадекватной самооценки.

Сложилось это историче­ски. Из всех ребят, поступив­ших в школу в 1950 году, за­кончили 10-й класс только пятнадцать процентов. Иск­лючали из школ нещадно, но уж дошедшие до конца дей­ствительно были достойны продолжать образование и поступали в высшие учебные заведения. Позднее, в 60-е годы ХХ века, Н.С. Хрущев ввёл обязательное среднее образование, и школу стали заканчивать все. Дальше уже срабатывал стереотип: выпускники школ счи­тали, что имеют право и едва ли не обязаны идти в инсти­тут. А тут ещё бум техниче­ского образования в 60-х–70-х годов. Количество технических вузов тогда выросло неимоверно, и в результате наступил кризис перепроизводства инженеров. Можно сказать, что наступил кризис перепроизводства социальных ожиданий.

Однако, говорил замминистра Бацын, ни в коем случае нельзя возвращаться к жёсткому отсеву учеников. Нужно сохранить всеобщее образование, но необходимо из­менить целеполагание школы. И замминистра процитировал одного де­сятиклассника: «Школа – это место, где дают ответы на вопросы, которых мы не задавали». Увы, но бывает, что мир ученика и мир учителя так и не пересекаются (!). И замминистра решил, что так бывает, если педагог ограничивается вы­полнением функции передатчи­ка информации. Пока ещё бывает, что мы гордимся победами наших учащихся на меж­дународных предметных олимпиадах. Однако в образовании происходит то же, что и в спорте: единицы ставят мировые ре­корды, а здоровых детей в стране практически нет. (Своё особое мнение по этому поводу выразил и В.А. Яковлев, который был губернатором С.-Петербурга в конце ХХ – начале ХХI века. Однажды он присутствовал на открытии одного школьного стадиона и сказал: «Нам не нужны больные гении…». Кстати, именно в те годы в городе вдвое упала рождаемость, закрывались детские сады и школы, а в оставшихся школах появились тысячи (!) учительских вакансий…).

По мнению замминистра Бацына, совершенно бессмыс­ленно постоянно менять учебные планы, увеличивая число учебных предметов, вводя новые и убирая те, что не прижились. Нужно менять менталитет учителя, ученика, родителей, администрации (!). Замминистра говорил, в частности, что урок следует строить так, чтобы в цент­ре внимания был не Емельян Пугачев, не Евгений Онегин, а ученик, с которым я общаюсь на определённую тему (!). Тогда, по его мнению, к 7-му классу этот ученик научится различать свои плюсы и минусы, осознáет себя в контексте мира и сможет выбирать свой дальнейший путь, чтобы действительно состояться как личность.

С последним предположением мне согласиться трудно: редкий человек в 12-13 лет может самоопределиться. Однако картина положения дел в отечественном образовании в отображении Владимира Бацына весьма конкретна. А его оценки и выводы, с поправкой на прошедшие годы, остаются актуальными и в наше время. Если у Вас есть своё мнение на этот счёт, поделитесь им в рамках самостоятельной работы по курсу П.ПП в форме эссе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: