Формы безналичных расчётов

Организация безналичного денежного расчёта и оборота в Российской Федерации

Кредиты и займы, полученные от других юридических лиц

В практике широко распространено получение кредитный ресурсов, приобретаемых у других КО или ЦБ РФ.

Средства межбанковского рынка являются более дорогими кредитными ресурсами, чем депозиты, но обладают некоторыми преимуществами:

1. Не устанавливаются резервные требования,

2. Операции привлечения межбанковских кредитов, т к банки работают на межбанковском рынке на основании долгосрочных соглашений, открывая друг другу кредитные линии,

3. Процент уплачивается по получению межбанковского и центрального кредитного вкладов в состав расходов банка при расчётах налогооблагаемой базы налога на прибыль в пределах ставки рефинансирования 3%.

В связи с этим привлекая ресурсы на межбанковском кредитном рынке под более высокие проценты, банк делает прямой вычет из своего финансового результата.

Рекомендуемый уровень межбанковских кредитов в ресурсной базе 15%.

Таким образом, основным использованием финансовых активов операций является привлечение ресурсов, что требует от банков проведения активной депозитарной политики и расширения депозитных операций.

Банки не могут использовать всю сумму привлечённых средств в качестве кредитных ресурсов, так как обязательная часть привлекаемых средств резервируются в ЦБ РФ на отдельных счетах.

Регулирование размеров обязательных резервов, подлежащих депонированию, производится всеми кредитными организациями ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчётным.

В полной сумме задепонированные средства могут быть возвращены коммерческому банку только при его ликвидации и использоваться для погашения обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

05.11.2010 год

Основную часть денежного оборота составляет платёжный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств.

Он осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме.

Безналичный платёжный оборот, являющийся преобладающим, осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получения денежных средств в КО, а т ж путём взаимных зачётов платёжных требований (клиринг).

Формой организации безналичного платёжного оборота является платёжная система.

Формой организации платёжной системы является совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих обращению денежных средств между субъектами расчётных отношений.

Поскольку получателя и плательщика обслуживают в большинстве случаев разные банки, то имеет значение характер взаимоотношений между банками.

В настоящее время в большинстве случаев (63%) проведение расчётов между банками осуществляют специально созданные подразделения ЦБ - РКЦ.

Каждая КО открывает корсчёт в РКЦ по месту её нахождения.

На таком счёте комбанк хранит свои временно свободные и привлечённые средства, а РКЦ осуществляет весь круг операций по обслуживанию клиентов и самого банка, как хозяйственный субъект.

Ускорению расчётов и нормализации денежного оборота способствует открытие банками друг и друга корсчетов на основании межбанковских соглашений.

Клиринг представляет собой способ безналичных расчётов, основанный на зачёте взаимных требований и обязательств, юрлиц и физлиц.

Принципы организации безналичных расчётов:

1. Правовой режим осуществления безналичных расчётов.

Дополнительный принцип требует, чтобы поведение учёта расчётов взаимоотношений соответствовало нормам права и правовой ответственности. Основные законодательные источники: ГК РФ, Положение ЦБ «О безналичных расчётах в РФ» и Указание ЦБ «О порядке расчётов и взимания платы за расчётные услуги ЦБ».

2. Осуществление безналичных расчётов по банковским счетам, которые открывают клиентам для хранения и перевода денежных средств,

3. Свобода выбора форм безналичных расчётов предприятиями в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

4. Наличие согласия плательщика на совершение платежа по его банковскому счёту, т е перечисление средств по счетам предприятий осуществляется по поручению плательщика или с его согласия (акцепта).

Однако законодательством регулирование осуществления безналичных расчётов в РФ предусматривает случаи бесспорного списания средств со счетов плательщика на основании исполнительных и приравненных к ним документов.

5. Осуществление платежа с расчётного счёта в пределах имеющихся на нём средств.

При недостатке денежных средств на счёте для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в установленной ГК РФ очерёдности.

6. Срочность платежа.

Банк обязан зачислять поступающие на счёт клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днём поступления в банк, соответствующего платёжного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счёта.

7. Списание средств со счёта плательщика производится только на основании одного экземпляра расчётного документа,

8. Контроль всех учитываемых безналичных расчётов за правильностью их совершения с соблюдением установленных Положений о порядке их проведения,

9. Принцип имущественной ответственности за соблюдением договорных условий.

1. Расчёты платёжными поручениями

Платёжное поручение - письменное распоряжение владельца счёта плательщика обслуживающему его банку перечислить определённую денежную сумму со своего счёта (расчётного или текущего) на счёт получателя средств в установленный срок.

Платёжное поручение используется в следующих случаях:

1. Предварительная (авансовая) оплата продукции,

2. Оплата по факту отгрузки (прямой акцепт),

3. Плановые платежи,

4. Оплата с отсрочкой платежа,

5. Перечисление налогов и других платежей в бюджет и фонды, а т ж перечисление средств отдельным гражданам

Платёжные поручения выписываются плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляемый в банк в трёх экземплярах.

Платёжное поручение действительно в течении 10дн со дня его оформления, и принимается от плательщика к исполнению только при наличии средств на счёте плательщика, если иное (овердрафт) не предусмотрено договором между плательщиком и банком.

Схема расчёта платёжных поручений

    Договор на поставку    
Поставщик   Покупатель
1 - 2
           
Банк поставщика   Банк покупателя
 

1. Отгрузка товаров, работ и услуг (от поставщика к покупателю),

2. Выписка платёжного поручения плательщика в соответствии с условиями договора (у покупателя),

3. Предъявление платёжного поручения в банк, обслуживающий покупателя (от покупателя к банку покупателя),

4. Перечисление средств со счёта плательщика на счёт поставщика товаров между банками (от банка покупателя к банку поставщика),

5. Выписка с расчётного или текущего счётов о списании средств (от банка покупателя к покупателю),

6. Выписка с расчётного или текущего счетов о зачислении средств (от банка поставщика к поставщику).

При постоянных и равномерных поставках товаров покупатели могут производить расчёты с поставщиками платёжными поручениями в порядке плановых платежей.

Преимущества расчётов платёжными поручениями заключаются в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, ускоряют движение денежных средств, возможна для предприятия плательщика предварительная проверка качества оплачиваемых товаров.

...

В случае неполучения банком акцепта плательщика по платёжным требованиям в течение 3 рабочих дней они возвращаются банку поставщика с указанием, что расчётные документы не акцептованы. Ответственность за обоснованность отказа от акцепта несут плательщики.

Плательщик в праве отказаться от акцепта рассмотренных платёжных документов полностью или частично по мотивам, изложенным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа по установленной форме.

Отказ от акцепта может быть полным или частичным. Полный отказ от акцепта заявляется в случаях, если товар не заказан, не соответствует условиям договора, недоброкачественный, нестандартный и т. п. Частичный отказ от акцепта означает согласие на оплату части суммы счёта в связи с завышением цен против договорных, отгрузкой лишнего количества товаров и др.

После уведомления банка об отказе от акцепта платёжные документы с извещением об отказе возвращаются непосредственно поставщику.

При согласии оплатить полностью или частично платёжное требование плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счётом, и оттиском печати на всех 3 экземплярах и сдаёт их в обслуживающий банк, из этих экземпляров:

1. Первый - служит основанием для списания средств со счёта плательщика и после совершения операции помещается в документы для банка,

2. Второй - направляется банку, обслуживающему поставщика,

3. Третий - возвращается плательщику вместе с отгрузочными документами как расписка в приёме и совершении оплаты продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Схема расчётов платёжными требованиями

    Договор на поставку    
Поставщик   Покупатель
 
           
Банк поставщика 3, 7 Банк покупателя
8 5

1. Отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг на основании заключённого договора,

2 - 4. Выписка платёжного требования поставщиком и направление его через банки, обслуживающие поставщика и получателя, плательщику,

5. Хранение в банке, обслуживающем покупателя, отгрузочных документов в картотеке №1,

6. Представлением покупателем акцептованного платёжного требования в обслуживающий его банк,

7. Направление банком, обслуживающим плательщика, акцептованного платёжного требования в банк, обслуживающий поставщика,

8. Перечисление средств на счёт поставщика,

9. Извещение поставщика о зачислении средств на его счёт,

10. Передача плательщику отгрузочных документов и третьего экземпляра акцептованного платёжного требования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: