Задания для подготовки к Лк. 3.
Задания для подготовки к Лк. 2.
Задания для подготовки к Лк. 1.
Тематический план изучения учебной дисциплины при очной форме обучения
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Лекции | Лб. пр. занятия | Самостоят. работа | Всего | ||
№ | 7семестр | ||||
лк. | Математика как область знания и элемент культуры Предмет и задачи начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. | ||||
пр. | |||||
лк 2 | Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста Принципы восстановительного обучения математике учащихся с речевыми нарушениями. | ||||
пр. | |||||
лк. | Содержание, методы и средства обучения математике учащихся с нарушениями речи. | ||||
пр. – | |||||
лк. | Организация учебной деятельности учащихся с речевыми нарушениями. | ||||
пр. | |||||
лк. 5-6 | Методика формирования понятий числа, отношений между числами, арифметических действий | ||||
пр. | |||||
лк.7 | Формирование вычислительных навыков в начальной школе V типа | ||||
пр. | |||||
лк.8 | Методика изучения величин | ||||
пр. | |||||
лк.9 10 | Методика обучения решению текстовых задач | ||||
пр. | |||||
лк. 11 | Методика изучения геометрического материала | ||||
пр. | |||||
лк. | Методические системы обучения математике в начальной школе, особенности их использования при обучении математике учащихся с тяжелыми нарушениями речи. | ||||
3.3. Лекционные занятия (очное отделение): темы, планы, задания.
|
|
Лк. 1. Математика как область знания и элемент культуры; предмет и задачи начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
1.1. Математика как наука и феномен культуры, математика как язык; математика в обучении, воспитании и развитии детей младшего школьного возраста, математика в обучении, воспитании и развитии детей с нарушением речи.
1.2. Сходство и различие обучения математике в общеобразовательной школе и школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (в школе V типа).
1.3. Предмет и задачи начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.4. Цели и задачи обучения математике в начальной школе. Цели и задачи начального обучения в ФГОС НОО второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2 поколения)
1.5. Содержательные линии начального курса математики (по ФГОС НОО)
1. Написать эссе на тему: «Что такое математика?»
|
|
2. Привести доводы в обоснование и в опровержение тезисов: «Математика – наука гуманитарная», «Математика – это язык».
3. Ознакомиться с Примерной программой по математике в ФГОС НОО 2008 (см. ИНТЕРНЕТ или Электронная хрестоматия).
4. Ознакомиться с нормативными документами по курсу и общей характеристикой курса в настоящем (с. 9 – 28).
5. Прочитать по книге «Царева С. Е Математика и методика обучения математике: Авторская программа. Методические указания по ее реализации. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003», в разделе «Общая характеристика программы» с. 5, с.8 – 24, пункты 1.1, 1.2 на с. 31 – 39.
Лк. 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста; принципы восстановительного обучения математике учащихся с речевыми нарушениями
2.1. Виды тяжелых нарушений речи и их возможное влияние на математическое развитие детей младшего школьного возраста
2.2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии детского возраста
2.2. Клинико-психологическая характеристика дискалькулии детского возраста
2.3. Принципы восстановительного обучения математике учащихся с речевыми нарушениями
2.4. Обучение математике и здоровье учащихся
1. По словарям выписать характеристики понятий «акалькулия» и «Дискалькулия».
2. Прочитать главы 2 и 3 книги: Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление /Л. С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. Выписать названия видов акалькулии и дискалькулии и краткую характеристику каждого вида.
3. Прочитать «Введение» в книге Калиниченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод: пособие / А. В. Калиниченко. – М. Айрис-пресс, 2005. с. 3 – 32. Выписать принципы обучения математике, сравнить их с принципами восстановительного обучения.
4. Прочитать статью: Царева, С. Е. Обучение математике и здоровье учащихся / С. Е. Царева, М. Г. Волчек // Начальная школа. – 2002. – № 11. – С. 15 – 21. На основе положений, высказанных в статье, сформулировать перечень (в письменном виде) условий здоровьесбережения при обучении математике детей с тяжелыми нарушениями речи.
Лк. 3. Содержание, методы и средства обучения математике учащихся с нарушениями речи
3.1. Понятие содержания обучения, принципы отбора содержания обучения математике
3.2. Методы обучения математике учащихся с тяжелыми нарушениями речи, зависимость методов обучения от вида нарушения речи.
3.3. Методы обучения и методы учения, учебная деятельность и умение учиться, методы и приемы обучения математике, ориентированные на формирование учебной деятельности
3.4. Понятие средства обучения, особенности средств обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи
1. Прочитать главы 2 и 3 книги: Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление /Л. С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 304 с. Выписать рекомендации по восстановлению счета для разных видов акалькулии и дискалькулии.
2. Прочитать статью: Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева //Начальная школа. – 2007. – № 9. – С. 50 – 57. Выписать характеристики понятий «учебная деятельность» в психологическом и педагогическом смыслах, «умение учиться». Как понимание смыслов данных понятий может способствовать эффективности обучения математике детей с нарушениями речи?
4.1. Урок как основная форма организации обучения математики, особенности урока математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
4.2. Подготовка учителя к уроку математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
4.3. Проектирование урока математики будущим учителем-логопедом как средство профессиональной подготовки
|
|