Элементы трудовой деятельности младшего школьника

Литература

Элементы трудовой деятельности младшего школьника.

План

2. Деятельность школьников на уроках труда и в общественно полезном труде.

3. Особенности воспитания трудовой активности младших школьников.

4. Воспитание младшего школьника в домашнем труде.

Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2006.

Дубровина В.И. и др. Психология младшего школьника. // Психология. – М., 2003.

Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., 2003. – С. 133-137, 433-436.

Поступая в школу, дети еще недостаточно физически и психически подготовлены к тому, чтобы заниматься трудом. Они еще не всегда могут дифференцировать и координировать свои движения, у них недостаточно слаженно функционируют глаз и рука, мало развита кинестетическая (мышечная) чувствительность. Но к 9 годам физическая готовность ребенка к несложным рабочим действиям значительно возрастает.

В младших классах дети готовятся к трудовой деятельности. Уже в I классе они изготовляют простейшие поделки из бумаги, картона, причем эти занятия очень их увлекают. Правда, вначале первоклассники больше интересуются самим процессом работы, чем результатами труда, но в дальнейшем они проявляют интерес и к качеству своей работы. Они сверяют свои поделки с данным образцом и стараются их выполнять точно. Если в I классе дети скорее замечают недостатки в работах товарищей, чем в своих собственных, то на втором и третьем году обучения они более критически относятся и к продукту своего труда, более объективно подходят к оценке его качества.

Посильные занятия трудом вызывают у детей радостные чувства прежде всего потому, что эти занятия связаны с движениями, потребность в которых у ребенка очень велика. Но уже очень скоро бесцельный труд перестает увлекать младшего школьника. Если он, например, знает, что лучшие из приготовленных игрушек будут переданы в детский сад для малышей, то проникается ответственностью за свою работу и прилагает все старания, чтобы как можно лучше ее выполнить.

С первых лет обучения труд у детей выступает как потребность личности. Большую роль играет здесь и подражание взрослым, и желание быть полезным. В этом отношении немалое значение имеет бытовой труд младшего школьника, присмотр за младшими детьми в семье, его участие в уборке класса, в уходе за цветами и обитателями живого уголка. Учителю надо не только приучать школьников к общественно полезной работе в школе, но и оказывать влияние на родителей, чтобы они настойчиво воспитывали в детях любовь и привычку к труду.

На трудовое воспитание детей влияет и классный коллектив. Оценивая работу отдельного школьника, учитель обращается к мнению класса в целом. Кроме того, многие работы выполняются коллективно (труд на пришкольном участке, изготовление некоторых поделок). Здесь уже имеет место социалистический принцип: один — за всех, все — за одного. Каждый чувствует ответственность не только за свой труд, но и за работу всего коллектива.

Для формирования должного отношения к труду огромное значение имеет целенаправленная деятельность учащихся как коллектива, в котором закладываются основы характера личности. Общественно полезные дела, выполняемые школьниками (озеленение пришкольного участка и близлежащих улиц, краеведческая работа, изготовление игрушек и разных поделок для детского сада и пр.) — все это способствует воспитанию интереса к труду и трудолюбия у младшего школьника.

Нельзя забывать о том, что труд сам по себе не воспитывает высоких моральных качеств. Только когда он становится сознательным, радостно выполняется, чтобы принести пользу людям, его воспитательное влияние отвечает требованиям советской педагогики.

Воспитывая у детей любовь к общественно полезному труду и умение работать, учитель старается заинтересовать их конечным результатом. Но в то же время необходимо приучать школьников к организованности и последовательности в выполнении отдельных трудовых операций. Дети охотно принимаются за новое дело, но не задумываются над тем, с чего надо начать, какой материал взять, какими орудиями труда пользоваться и т. д. Они мало способны планировать свою работу, распределять правильно время, чтобы окончить ее к намеченному сроку. Бывает так, что, не придерживаясь порядка в работе, дети разбрасываются, в результате труд не спорится, успеха не видно. Им быстро надоедает такая работа, они готовы ее бросить неоконченной. В этих случаях учитель должен помочь детям лучше организовать свой труд, продумать его, спланировать. Если работа пойдет хорошо, она вызовет у учащихся чувство уверенности в своих силах и желание успешно довести ее до конца. Руководя детьми, учитель должен приучать их к самостоятельности. Надо поощрять инициативу, творчество, разумную выдумку. Это вызовет у ребят большое чувство удовлетворения и будет способствовать воспитанию у них любви к труду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: