Тема 9. Основные взаимосвязи и макроэкономическое равновесие в открытой экономике

Пример

Отец решил покрасить дверь и хочет, чтобы сын помог ему, а он в это время смотрит телевизор.

- А ты смотришь фильм? Ну, ладно, я сам.

Это не лучший вариант решения ситуации. Во-первых, отец обесценивает услугу, о которой сам только что просил. Ребенок сразу почувствует, что не так уж он был и нужен. И в следующий раз тоже усомнится в серьезности просьбы. Ну и, конечно, поступая так, родитель лишает ребенка возможности внести посильный вклад в жизнь семьи. Еще хуже, если он поступает так постоянно. Если родители все время упускают возможность обратиться к ребенку за помощью или поручить ему само­стоятельное дело, у сына или дочери может сложиться впечатление, что детство только для игры и удовольствия, а серьезные дела начнутся, когда они вырастут. Но справятся ли тогда выросшие дети с серьезными поручениями? Тем более, что давать их будут не мама с папой и не бабушка, а посторонние люди.

Не стоит путать попустительство и любовь. Игра, развлечения и труд должны быть мудро сбалансированы в жизни ребенка. Возможно, тогда он не вырастет неприспособленным человеком, одним из тех, кто и хотел бы принять участие в реальном деле, да не знает, как за него взяться. Такие только вызывают раздражение у окружающих.

Тем не менее, огорчать ребенка, когда он с таким интересом смотрит телевизор, и требовать, чтобы он тут же это занятие прервал и поспешил вам на помощь, тоже не хочется. Как же поступить?

Можно сказать: «Мы сегодня собирались покрасить дверь. Поможешь мне?» Так родитель не только сообщит, что нуждаетесь в помощи. Он продемонстрируете уверенность в том, что у сына есть желание помочь и он сумеет это сделать, что родитель ценит эту помощь. И, наконец, что общество сына родителю приятно.

Есть еще такой выход. Если передача действительно интересна и ее долго ждали, а работа не такая уж и срочная, то можно сказать: «Интересная передача, да? А когда она закончится? Тогда давай посмотрим вместе (или: ты смотри, а я пока поговорю по телефону), а потом вместе покрасим дверь».

Так ребенку будет представлена возможность проявить себя и услышать похвалу, и он почувствует уважение родителя к его занятиям.

Родителю не хочется отрывать ребенка от занятий, но ему нужна помощь. Если нужно, надо обращаться с просьбой и давать поручение. Только при этом проследить, чтобы в голосе не звучали «виноватые» нотки, не нужно извиняющегося тона. Дети улавливают, что родители не решаются попросить о чем-то, испытывают чувство вины.

Кстати, если родитель решил проявить «благородство», не беспокоить ребенка и взвалить на свои усталые плечи еще и этот груз, то, вероятно, у него может возникнуть раздражение, а это дети тоже ощущают. Так что такое решение не принесет пользы ни родителям, ни детям. Будет испорчено настроение, и дети не получат возможности проявить себя. А чувство вины, которое у них может возникнуть, — не всегда хороший помощник вам. Далеко не всякий ребенок, почувствовав себя виноватым, стремится исправить положение. Наоборот, бывает, что чувство вины только закрепляет нежелательную модель поведения. Ведь и со взрослыми так бывает. Таким образом, следует просить ребенка о помощи, давать ему поручения убежденно, уверенно. Но не грубо!

Что делать, если...

Ребенку дали поручение, а он пообещал, но не делает. Тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно?..», «А почему все­гда я? Что, больше некому?», «Пусть Ленка сходит, я уже ходил...»

Это, конечно, ужасно раздражает. Сразу возникает одна из самых взрывоопасных семейных ситуаций. Как поступить? Во-первых, как во всех взрывоопасных ситуациях. Сначала посчитать до десяти. Если не поможет, то и до ста. Во-вторых, поговорить с ребенком, может быть, у него действительно серьезная причина для отказа. Ну, а главное, нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь помощниками родителей должны быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку.

Родитель дал поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? (гладишь, вытираешь пыль, расставляешь книги?) Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Конечно, помощь, которую могут оказать сын или дочь, важна для родителей. Но гораздо важнее она для самого ребенка. То чувство удовлетворения, которое возникнет, когда он сумел что-то сделать для себя или, что еще важнее, для других — абсолютно необходимо для правильного формирования личности. Чем активнее ребенок принимает участие в жизни семьи, чем больше дел он сумеет выполнить, тем раньше появится его вера в себя, в свои возможности, и тем она прочнее.

Что делать, если...

Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Самая главная награда для ребенка — то, что родители к нему обратились за помощью, что он нужен, они надеются на него. Но доброе слово родителей — тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно показать, что родители ценят его работу. Ведь если родители приготовили обед, то это обычное дело, правда? А все-таки приятно услышать похвалу, знать, что доставили кому-то удовольствие? Поэтому доброе слово весьма уместно, если ребенок красиво накрыл на стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.

Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ребенок хорошо поработал — например, помог разобрать кладовку, убрал зимние вещи и т. д., особенно если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то надо дать ему почувствовать, что родители считают его взрослым. Награда за труд — это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное.

План

1. Понятие и средства достижения макроэкономического равновесия

2. Основные взаимосвязи в открытой экономике.

3. Факторы, осложняющие проведение экономической политики.

1.

Проблемы макроэкономического равновесия занимают центральное место в экономической теории со времен Великой экономической депрессии 1929-1933 гг. Дж. М. Кейнс в качестве приоритетной цели экономической политики выдвигал достижение "полной занятости" с помощью регулирования совокупного спроса. Монетаристы считали основной целью экономической политики обеспечение экономического роста при отсутствии инфляции. В качестве средства достижения цели предлагали монетарное правило. Сторонники теории рациональных ожиданий основным препятствием на пути достижения потенциального уровня выпуска при минимальном уровне инфляции считали отсутствие доверия к правительству.

В настоящее время большинство развитых стран представляют собой открытые экономики. Поэтому макроэкономическое равновесие предполагает не только "полную занятость" при минимально допустимом уровне инфляции, но и сбалансированную систему внешних расчетов. Неравновесное состояние баланса текущих операций, значительные и длительные дефициты платежного баланса, растущая внешняя задолженность могут крайне неблагоприятно отразиться на внутреннем состоянии экономики. Эти явления могут усиливать экономические спады, финансовые и валютные кризисы. В условиях растущей взаимозависимости национальных экономик возникают потрясения во всей системе международных экономических отношений.

Таким образом, в открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия.

Под внутренним равновесием подразумевается равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска (т.е. состояния «полной» занятости ресурсов) при минимально допустимом уровне инфляции. Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого (или заданного целевого значения) сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.

Для достижения внутреннего равновесия используются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика. В открытой экономике наряду с ними могут использоваться такие виды политики, как внешнеторговая, валютная, управления внешней задолженностью. При этом некоторые меры бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики могут быть неэффективными в условиях открытой экономики.

Дело в том, что в открытой экономике значительно усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики. Это происходит потому, что они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующее учета возрастающего числа факторов.

2. ОСНОВНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: