Урок 8. Вдоль, поперек, по диагонали

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ФРАЗ

Приемы конспектирования фраз более сложные, так как требуют полного осмысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и последующем восприятии и запоминании текста. Конспектирование фраз — творческая работа, но, как и всякое творчество, оно включает определенные технические приемы.

Если размещать элементы записи не последовательно, а используя и длину и ширину листа бумаги, то оказывается, что можно значительно сократить число слов, которые надо записать. При этом улучшается восприятие записи.

Рассмотрим рис. 5. В книгах из-за удобства типографского набора на подобных графиках у линий ставят буквы, а в подрисуночной подписи поясняют, чему соответствует график, помеченный данной буквой. Вынос подписи непосредственно к линии графика экономит всего четыре буквы, но зато при изучении графиков нам не надо делать лишнюю операцию — поиск соответствующей буквы в подрисуночной подписи.

Пространственная запись - это прием, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаги.

Рассмотрим несколько типичных примеров использования пространственной записи. Сравните, сколько слов было в исходном тексте и сколько осталось в конспекте, а также сколько времени необходимо затратить на чтение и осознание исходного текста и конспекта

Как видим, пространственная запись - это один из простейших и мощнейших спосо­бов скоростного конспектирования, который основан на особенностях именно рукописной за­писи. Варианты пространственной записи достаточно разнообразны, но можно рекомендовать запомнить '"вилку" (см. пример 1, 3 в таблице), соответствующую словосочетанию "бывает следующих типов" или "подразделяется на...", и скобку (см. пример 2), соответствующую сло­восочетанию "состоит из...".

Примеры 4 и 5 наглядно иллюстрируют основной принцип пространственной записи: порядок записи не обязательно должен совпадать с порядком восприятия. Так, в примере 4 была сначала записана часть первой строки, затем часть второй, после чего дописали первую строку, а затем — вторую.

Удобен этот способ и для чтения конспекта. Обратите внимание на пример 4. В исходном тексте обозначения с и р занимали разные позиции в строках, поэтому их трудно было найти. Выяснить формулу, по которой их надо считать, это также отдельная мыслительная ра­бота. В конспективной записи обозначения и их расшифровки выстроились в некое подобие таблицы и потому нужное обозначение легко найти. Аналогичный эффект еще в большей сте­пени имеется и в последнем примере. Предположим, что где-то дальше нам при чтении встре­тилось обозначение атпа и, забыв, что какой индекс обозначает, мы обращаемся к описанию а*.

Если у нас имеется исходный текст, то там мы обнаруживаем, что в верхнем индексе в описании стоит к, а у нас т. "Спрятав" наше т в глубину памяти, мы берем к и просматриваем описание дальше, выполняя ассоциативный поиск части описания, начинающейся с к. Затем сопоставляем описание "номер шага" нашей переменной т. Все это немалая мыслительная работа, но абсолютно лишняя. Если у нас есть конспективная запись, то, обратившись к описанию, мы смотрим на верхний индекс и, не обращая внимания на стоящую там букву, прослеживаем взглядом вдоль идущей от нее линии - и тут же получаем расшифровку.

Не следует забывать о простейших всем известных приемах пространственной записи: абзацы, выделение формул на отдельную строку, отступы разной величины от начала строки. Кстати, программисты применяют специальную систему отступов, называемую "запись лесенкой". Ее можно применять не только в программировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: