Урок 14. Эффект Доплера

Урок 13. Красной нитью

«Сквозь все произведение красной нитью проходит...» говорим мы, когда хотим подчеркнуть, что какая-то мысль явно выделяется в произведении, чтобы она была хорошо осознана читателем, слушателем или зрителем. Давайте воспримем это выражение буквально и выделим красной (в самом прямом смысле этого слова) нитью то, что нам представляется наиболее важным. Развивая эту идею и введя в конспекты не только красную, но и зеленую, фиоле­товую и прочие нити, мы придем к приему, который можно назвать работа цветом по важности: различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость.

Очень удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конспектировании математических текстов. Записывая, например, формулировки теорем красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или черным, мы получим более удобный для изучения, запоминания конспект. Этот прием можно применять и в других областях, пусть и не в таком объеме, как в математических текстах.

Если прочесть конспект только по выделенному красным и зеленым, мы получим то, что можно назвать скелет курса: введенные определения и соответствующие им теоремы (если речь идет о математике) или просто краткую сводку основных результатов по любой дисциплине. Такое чтение не распыляет внимания и позволяет легче увидеть цели, стоявшие перед разделами курса, связь между разделами и между отдельными понятиями и теоремами. Такое чтение - очень важный и полезный прием изучения, в частности, при подготовке к экзаменам. К сожалению, студенты очень часто используют только один метод чтения конспекта: насквозь - от начала к концу, все подряд. Возможно, это происходит потому, что в конспекте нет цветовых различий в записях разной важности и сразу неясно, что надо пропустить при первом чтении. Поэтому на экзамене или позже, когда эти знания надо применить на практике или в другом курсе, студент, безукоризненно знающий доказательство теоремы или технологию ка­кого-то процесса, иногда совершенно теряется перед вопросами: "А зачем нужна эта теорема? Где мы ею впоследствии пользуемся?", "Что хорошего в том, что объект обладает такими-то доказанными (или разработанными) свойствами?", "В чем преимущества этой технологии пе­ред другой?" Разумеется, сама по себе цветная запись не может ответить на эти вопросы, но она может помочь правильно прочитать конспект и лучше его запомнить.

Всем хорошо известно, как меняется тон гудка приближающегося поезда. Известно также, что видимый цвет звезд зависит от того, приближается звезда к Земле или удаляется от нее и с какой скоростью. Это явление называется эффектом Доплера. В физике эффект Доплера необратим: от того, что поезд будет менять тон гудка, он быстрее не поедет. Но если во­время менять цвет авторучки на лекции, то "поехать" быстрее можно. Этот прием можно на­звать работа цветом по соответствию, и его идея столь же проста, как и у остальных прие­мов: одинаковым цветом записываются как-то связанные между собой части записи. Наи­более применим этот прием в следующих случаях:

-описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей;

-запись динамики (последовательных изменений) чего-либо;

-описание вариантов какого-либо объект или решения.

Вот на доске появилась какая-то конструкция, состоящая, скажем, из трех частей. Перенесем ее в конспект, рисуя каждую часть своим цветом (из-за невозможности напечатать рисунок в цвете используется разное начертание линий: жирное, тонкое, штриховое). Когда лектор начнет объяснять назначение и функционирование разных частей, то вместо слов, поясняю­щих, к чему относится последующий текст, достаточно взять авторучку нужного цвета.

Теперь представим себе, что три треугольничка (рис. 10) изображают последовательные фазы движения или деформации исходного треугольника. Разумеется, столь "сложную" конструкцию, как треугольник, можно без больших потерь нарисовать и без цветных линий, но если в рисунке не 3, а 33 линии, а смещение линий при движении мало или же одна из сдвинутых линий совпадает с другой, цвет поможет быстро и легко выделить из общего рисунка каждую фазу. Кроме того, рядом с рисунком можно соответствующими же цветами записать какие-то характеристики этих фаз, как это сделано на рис. 10.

И, наконец, описание вариантов. Пусть решение какой-то задачи допускает два (или более) варианта, ни один из которых не имеет явных преимуществ. Мы хотим упомянуть оба, причем различия у них небольшие. Простейший путь - другим цветом показать изменения второго варианта по сравнению с первым (рис. 11). Конечно, можно просто перерисовать все с нужными изменениями, но это большая и непроизводительная трата времени, а в итоге получаем головоломку типа "найти отличия", решение которой впоследствии займет изрядное количество времени, причем нет гарантии, что вы сумеете найти все различия.

Обратите внимание, что рисунки без цветовых отличий, но с разным начертанием линий не дают нужного эффекта. В этом легко убедиться, перерисовав их в цвете и сравнив с оригиналом.

Как этим пользоваться?

Все приемы работы цветом можно рекомендовать к безусловному и максимально воз­можному употреблению. Не следует употреблять много цветов, вполне хватит трех, максимумчетырех. Применение цвета дает некоторое ускорение записи, в целом - не слишком большое, хотя сменить авторучку можно быстрее, чем рисовать более жирную или штриховую линию. Но основное, назначение цвета в другом: улучшить восприятие и запоминание кон­спекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: