Понятие мировоззрения и его основные виды

Тема 1. Возникновение и специфика философского знания.

Литература.

1. Канке В.А. Философия. М.: Издательско-книготорговый дом «Логос» М., 2002.

2. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2001.

3. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. проф. В.П. Кохановского. 2-е изд. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

4. Солодухо Н.М. Систематический курс философии: Квинтессенция: Учебное пособие. Казань: Изд. Каз. гос. тех. ун-та, 2002.

5. Стрельник О.Н. Философия: Учебное пособие. – М: Юрайт-Издат, 2008 – 335с.

В переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости» (от philio – люблю; sophia – мудрость). Считается, что первым кто назвал себя философом, был Пифагор.

Человечество всегда пыталось решить такие важнейшие проблемы, как – описание, объяснение, понимание мира и свое отношение к этому миру, в связи с этим, человек рассуждает, размышляет о мире в целом и о самом себе. Размышлять и рассуждать о мире можно посредством знаний, благодаря чему и устанавливается уровень сознания и особая форма мировоззрения.

Мировоззрение – это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

1) Мифологическое мировоззрение. Мифы давали первое представление о мире, о зарождении Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизни, смерти, судьбы человека и т.д. На основе фантазии и воображения человека строилась мифологическая картина мира. На заре цивилизации, ввиду отсутствия достаточных языковых средств и абстрактных размышлений, первобытным людям приходилось выражать общее через отдельное, т.е. мышление оперировало не понятиями, а образами. Отличительной чертой мифологии стал антропоморфизм – это наделение природным явлениям человеческих качеств, а потом обожествление и почитание их. Отсюда, одним из свойств мифов стал политеизм (многобожие).

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы потустороннего мира, влияющие на жизнь и судьбу человека. Отличием религиозного мировоззрения от мифологического является то, что в религии Бог стоит над природой и вне ее, которую он создал, а в мифе боги существуют параллельно земному миру. Бытие Бога в религии осознается человеком как откровение, а возможность проникнуть в божественный мир может позволить только душа человека после смерти. В мифе же, человек может посетить богов и вернуться обратно в свой земной мир.

Религия дает более сложную, чем мифология, мировоззренческую систему. Развитая форма абстрактного мышления древних во многих религиях приводит к монотеизму, т.е. единобожию.

3) Философское мировоззрение имеет следующую по сложности форму абстрагирования. Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности. В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и, с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать. Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

2. Специфика философского познания мира.

Если учесть, что особенностью для философии является рациональность, теоретичность, критичность, понятийность (категориальность), то это роднит ее с наукой. Но философия не является наукой в чистом виде, т.к. наука изучает отдельные области и уровни действительности, в связи с этим выявляются законы физики, химии, биологии и т.д. А философия пытается понять мир в целом и выявить общие универсальные свойства и законы.

Помимо исследования и изучения мира, посредством рационального познания, в человеке есть и другая сторона – это эмоционально-ценностное отношение к миру. С этой стороны человек переживает и оценивает свою жизнь и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем смысл жизни, почему существует мир и т.д. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая сторона в философии роднит ее с религией и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет научно-теоретический и духовно-практический, ценностный опыт, т.е. занимает нейтральное положение между наукой и религией.

В связи с этим можно сказать, что философия – это рационально-теоретическая и ценностно-практическая форма мировоззрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: