И психологические войны
Информационные
Глава пятая
Литература
Арнольд Ник. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations. — М., 1997.
Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. — М., 1998.
Костиков В. Роман с президентом. — М., 1997.
Попцов О. Хроника времен "царя Бориса". — М., 1996.
Почещов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. — М., 1998.
Почещов Г.Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998.
Соколов И. Технология популярности, или паблик рилейшнз. — Минск, 1999.
Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. — М., 1997.
Brace В. Images of Power. How the Image Makers Shape Our Leaders. — London, 1992.
Jones N. Soundbites and Spin Doctors. How Politicians Manipulate the Media — and Vice Versa. — London, 1996.
Kurtz H. Spin Cycle. How the White House and the Media Manipulate the News. — New York, 1998,
Maltese J. A Spin Control. The White House Office of Communications and the Management of Presidential News. — Chapel Hill — London, 1992.
Negrine R. Politics and the Mass Media in Britain. — London etc., 1994.
Patterson Т.Е. Out of Order. — New York, 1993.
Watts D. Political Communication Today. — Manchester etc., 1997.
Woodward B. The Choice. How Clinton Won. — New York, 1996.
|
|
Поскольку у нас еще не выработалось терминологическое обозначение для специалистов этой сферы, нам пришлось обозначить ее по названию всей данной профессиональной области. Американская литература использует термин "псиоператор", требуя от него прекрасного знания языка аудитории и ее особенностей. Среди других требований к квалификации, например, упоминались следующие*:
• Опыт написания текстов, при этом работа в рекламном агентстве предпочтительнее академической.
• Опыт административной работы.
• Способность работать в группе и под началом кого-то.
• Знание производства графической продукции, знание радиожурналистики, военная подготовка.
• Доскональное знание стран и языков аудитории.
• Способность работать с людьми, энтузиазм и любопытство, желание трудиться.
Современные требования не внесли существенных изменений в этот список. Происходит только расширение знания аудитории, превращение этого знания в более технологически ориентированный список. Приведем пример только одного раздела из информационных требований, поскольку всего их несколько десятков. Вот как выглядит подраздел, получивший название "Знание"**:
Методы фиксации и коммуникации (системы письма, языки, диалекты, магнитофоны, стенография, кино, фотография). Методы счета. Меры веса, расстояния, площади, объема, времени и стоимости. Времена года, погода и климат.
* Personal Problems of OWI Assam Psywar Team // Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. — New York, 1982. — P. 297-298.
** Psyop Essential Elements of Information // Ibid. — P. 323.
История и мифы. Герои культуры. Рассказы, песни и фольклор. Все это важно, поскольку американский полевой устав по психологическим операциям упоминает некоторые варианты использования бытующих верований против повстанческих армий.
|
|
Перед нами особая область коммуникативного воздействия, получающая все большее развитие. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считались единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно"*. У него также есть интересное замечание о том, что "информация для всех" является единственным товаром на рынке, который продается дешевле стоимости ее изготовления.