Основы эргономики в проектировании и дизайне

Тема № 5.

Выводы

1. В проектировании изделий в виде товаров народного потребления главную роль в их дизайне играет художественная выразительность, характеризующаяся оригинальностью, стилевой определенностью и соблюдению требований моды.

2. В проектировании объектов в виде машин и оборудования для промышленного производства продуктов основным требованием к дизайну является повышение технико-экономических характеристик объектов, удобства и безопасности их эксплуатации.

3. Форма технических изделий должна способствовать выполнению их функций при эксплуатации, снизить затраты при изготовлении и монтаже. По форме конструкции изделия разделяются на три группы: с пространственной схемой конструкции; изделия с обособленными объемом; изделия с пространственной схемой конструкции, включающей узлы в виде обособленных объёмов.

4.Свойства технических изделий определяются в процессе НИОКР и учитываются при их проектировании посредством выполнения заданных технико-экономических показателей и последовательностью создания изделия.

5. Эстетически совершенное изделие должно обладать гармоничными формами и композиций, отражающей единство форм в виде целостного строения изделия и его элементов (узлов), как единой системы с фундаментальными, конструктивными и композиционными связями.

Литература

1. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. М.: Архитектура-С, книга 1, -2008. -268 с.

2. Иванова Л.А., Шофул И.И. Теория и технология тепловой обработки овощей без воды и жиров. О.: Полиграф, - 2008. – 152 с.

3. Александров А.А., Одинец М.Н. Дизайн машин. Конспект лекций. Омск: ОмГТУ, 2008. – 20 С.

4. Лаврентьев А.Н. История дизайна. М.:ГАРДАРИКИ, - 2008. -303 с.

5. Куманин В.И., Лобацкая Р.М., Черных М.М. и др. Дизайн – история, современность и перспективы. М.:Астрель, - 2011. – 224 с.

6. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. М.: Машиностроение, - 1967. – 175 с.

7. Кеннет Д.В., Ротшпийн Э., Сингх П. Пищевая инженерия. С.-Петербург: Профессия. – 2004. – 845 с.

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на интуиции и знаниях о художественном творчестве с одной стороны, информации и методологии (область науки и техники), с другой. Проектировщик и дизайнер как бы балансируют между искусством и реально существующими жизненными условиями, а также обстоятельствами, которые принято называть факторами формо- и средообразования. Эти факторы оказывают основное влияние на создание среды и ее элементов, понимаемое как синтез ряда объективных функциональных, социально-экономических, инженерно-технологических, деятельностных, культурных и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.

Одними из основополагающих факторов, определяющих характеристики рукотворной среды жизнедеятельности, ее оборудования и предметного наполнения являются показатели, связанные с «человеческими факторами». Их роль тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.

Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее элементов (особенно технически сложной аппаратуры, приборов) с объективными потребностями и возможностями человека затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр., т.е. необходим максимальный учет человеческих факторов. Под человеческими факторами понимается совокупность анатомических, физиологических и психологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой. Вопросами создания благоприятных условий работы человека при взаимодействии его с машинами или иными орудиями труда и окружающей средой занимается наука, получившая название эргономика [1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: