Компоновка чертежей

Обычно проектный материал состоит из большого количества графических изображений.

На одном листе изображается обычно несколько по-разному взаимно расположенных проекций, вычерченных или иллюминованных. Иногда же одна проекция может занимать два или больше планшетов. К проекциям добавляются заголовок и другая шрифтовая информация, которые занимают определенное место на листе, а их величина, компоновка и начертание должны хорошо читаться.

Совокупность чертежей должна раскрыть содержание проекта, а не только изображать его внешнюю форму. На основных проекциях передается цвет и фактура, характер моделировки предмета. Другие, выполненные в линиях, проекции могут не содержать уже эту переданную информацию. Сопоставление линейного и иллюминованного чертежей помогает зрительно определить главные, ключевые аспекты проекта. Чертежи должны располагаться в логической последовательности, их компоновка на листе – помогать ориентации, а их выполнение –давать исчерпывающее представление о предмете проектирования.

Поиски общей композиции (особенно когда листов несколько) следует начинать с маленького эскиза (рис.11.12). Он выполняется в одну пятую или десятую размера будущего чертежа. Эскиз рекомендуется выполнять в той технике, что и окончательный чертеж. В противном случае, при переходе от одного материала к другому, легко потерять найденные в эскизе соотношения.

Рис. 11.12. Эскиз первичного представления проекта [1]

Только после того как найдено лучшее решение, выполняют чистовой лист (рис.11.13 11.).

Рис. 11.13. Чистовые варианты подачи проектов –мотокара [1]

Есть несколько апробированных практикой композиционных приемов решения задач графического моделирования. Например, если нужно сформировать смысловой и изобразительный центр, применяются:

- расположение главного элемента в центре или близко к нему;

- изображение главного в крупном масштабе;

- размещение основного изображения на переднем плане (при многоплановой композиции);

- контрастное решение линейных и плоскостных тональных отношений элемента и фона;

- световой контраст для главного элемента;

- условность и мягкость (размытость) в изображении второстепенных и вспомогательных элементов;

- линейное построение изображения, ведущее зрителя к центру композиции.

Рис. 11.13. Чистовые варианты подачи проектов – экоавтомобиля [1]

При обработке формы объекта очень важно правильно выбрать ракурс, учитывая композицию всех изображений. Желательно выбрать ракурс, характерный для объектов данного вида, и к нему привязывать пространство, масштабные построения, перспективу и т.д.

Не менее важным в проектной графике является изображение среды. Включение ее элементов связано прежде всего с масштабностью объекта и характером взаимосвязей его со средой. Для выявления масштаба изображения дополняется элементами среды, хорошо знакомыми зрителю (человек, растительность, архитектурные сооружения и т.п.).

Современные исследования о визуальном восприятии считают, что основной композиционной завершенностью является зрительное равновесие. Оно может быть основано на симметрии только в том случае, когда на листе одна, притом симметричная проекция (или несколько – одна под другой). Обычног же на млисте несколько, причем несимметричных проекций, поэтому задача состоит в достижении зрительного равновесия всех компонентов чертежа. Подобно физическому телу, совокупность изображений обладает центром тяжести. Но физическое равновесие не всегда аналогично зрительному. Интуитивное чувство равновесия, которым обладает человеческий глаз, как при сложной модели, так и при элементарном геометрическом теле, опирается на вес, местоположение и направление каждого из составляющих элементов.

Чем больше удалено тело от центральной оси симметрии, тем оно зрительно весомее (рис.11.15).

а) б) в)

Рис. 11.15. Компоновка листа для достижения равновесия в изображении: а – при одной симметричной фигуре; б – зависимость от величины; в – зависимость от направления (L<Lf)

Понятие веса обуславливается, прежде всего, самим размером элемента или детали композиции. Вес может быть изменен тоном: на светлом фоне темная масса кажется тяжелой. В то же самое время насыщенные тона тяжелее, чем ненасыщенные. Имеет значение и место данного цвета в спектре: красные цвета, например, тяжелее голубых.

На вес влияет и конфигурация пятна: построенное на вертикалях оно кажется (при той же площади) тяжелее, чем на наклонных линиях. Небезразлично – внизу или наверху картины находится геометрическое тело. Для уравновешивания верха и низа композиции требуется избыточный вес нижней части. Замечено, что при делении вертикальной линии пополам «на глаз» человек делает нижний отрезок несколько длиннее, чем верхний.

Для восприятия небезразличны правая и левая стороны композиции. Установлено, что человек прочитывает изображение (по аналогии с буквенным текстом) начиная с левой стороны и останавливает свое внимание на правой. Поэтому левая сторона изобразительной плоскости неравнозначна правой и требует избыточного веса по отношению к ней.

Изобразительный элемент может испытывать тяготение в определенном направлении и при незначительном отклонении его контура от вертикали или горизонтали. В этой ситуации создается некоторое «силовое поле», в котором неопределенное, неотчетливое направление испытывает притяжение к доминирующему объекту изображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: