Проектно-графическая техника

Основной изобразительный язык проектной графики: черно-белый. Ее выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно, тон, светотень, цвет, реже – текстура и фактура. Основной способ изображения – линейный, несколько условен, но наиболее оперативный, базовый (остальные – производны от него) и доминирующий в проектировании. Линия – главное выразительное средство и возможное разнообразие ее конкретных проявлений позволяет ей играть различные смысловые роли в проектной графике. Линия означает границу, абрис формы, место стыка структурных элементов, характер пластических переходов и световые блики. Она же служит для обозначения композиционно-построительных осей, границ падающих теней и элементов антуража, построения линейной перспективы иаксонометрических изображений. Линейно-графически формируются условные графические символы, стрелочные указатели и цифро-буквенные обозначения, схематически моделируются связи, визуально-динамически выражаются движение, направление и расстояние. Таким образом, линия как выразительное средство не только экономно, но и универсально. В линейной графике адекватно воспроизводится зрительный образ любого объекта благодаря уникальности линейной структуры его формы.

Активное введение в структуру линейного рисунка штриха («штрих по форме») или тоновых заливок (черных или цветных) существенно увеличивает выразительные, информационно-содержательные возможности проектной графики и расширяет спектр ее художественных форм.

Традиционная проектная задача моделирования светотеневых отношений в изображении объемной формы может графически решаться по разному. По-прежнему немалыми возможностями в этом плане обладает классический карандашный рисунок, способный тонко моделировать геометрически сложные формы в любом ракурсе восприятия и при любой условной освещенности, а также светооптические эффекты, характерные для прозрачного конструкционного материала. Это же можно отнести и к возможностям иных грифельных «мягких» материалов, пригодных для моделирования растушевкой нюансно-различимых тональных оттенков – сангины, соуса, угля, пастели, мела по темной, тонированной бумаге.

Более тонкое и точное графическое моделирование объемно-пластических особенностей и освещенности сложной формы объекта становитсявозможным при пользовании аэрографом. Работа аэрографом располагает к полихромной проектной графике, моделированию не только светотеневых, но и цвето-графических отношений, цветоконтрастов. Красочными материалами при этом могут быть: тушь, цветная и черная, акварель, гуашь, темпера и даже нитроэмаль. Разновидности аэрографики, дающие спецэффекты: нанесение краски через разного типа сетки и нанесение краски под острым углом к поверхности, фактурно подготовленной. Такая подготовка с имитационной целью может проводиться путем фактурной грунтовки темперой (поролоновый валик или тампон, торец щетинной кисти и т.п.) или последующего механического воздействия на грунт или бумагу. Иногда аэрографика выполняется не на традиционном белом, а на темном, черном или цветном фоне. Этот прием способствует акцентированию одного их планшетов (плаката, перспективы, компоновочной или эргономической схемы) в комплексной экспозиции проекта.

Отмывка лессировочная (прозрачно-многослойная) китайской тушью является классической проектно-графической технологией, заимствованной дизайном у архитектуры. Отмывка исторически предшествовала аэрографике, они имеют близкие выразительные возможности и предназначены для решения одного класса задач. Практикуется и акварельная покраска в технике отмывкм лессировочным или «корпусным» (полупрозрачным, укрывистым) колером, что позволяет получать высокую степень законченности графического изображения проектируемых объектов. На основе отмывки возможно проектное моделирование структурно-пластически и сложных форм _ с богатой игрой светотени. Ахроматическая лессировочная отмывка строится стадийно и многослойно при постепенном наборе силы тона в необходимых местах изображения. Для имитации фактуры поверхности пользуются осадочными видами акварели [1].

Особые выразительные возможности заложены в проектно-графической технике аппликации и коллажа (рис. 11.11).

Ри

с. 11.11. Эскизы выполненные в технике аппликации (а) и коллажа (б)

В дизайнерском проектировании рисунок можеи выполняться не только карандашом, тушью или красками, но и авторучкой, шариковой ручкой и цветными фломастерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: