Основные черты классической модели рынка. Структура и инфраструктура рынка
Классическая модель рынка характеризуется следующими основными чертами:
1. множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, как и кому реализовывать продукцию;
2. множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию;
3. эквивалентный обмен по стоимости;
4. стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения;
5. стихийное регулирование воспроизводственных пропорций;
6. свободная конкуренция, свободный «перелив капитала».
Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка (их удельный вес).
Основные виды структуры:
· территориальная структура: местный рынок, региональный рынок, внутренний рынок, внешний рынок, национальный рынок, мировой рынок;
· функциональная структура: по объектам, по субъектам, по соответствию действующему законодательству, по отраслям, по формам контакта, по характеру продаж, по ассортименту;
|
|
· структура по степени ограниченности конкуренции: свободный рынок, монополистический рынок, олигополистический рынок и смешанный рынок;
- структура рынка по степени зрелости и уровню насыщения: неразвитый рынок, развитый рынок, формирующийся рынок, равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок.
Инфраструктура рынка – это совокупность институтов или учреждений, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений (обслуживающих рынок).
Различают инфраструктуру трех рынков: товарного; финансового и рынка труда. Основными элементами классической инфраструктуры рынка являются товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, коммерческие банки, фондовые биржи, биржи труда.
К основным направлениям формирования рыночной инфраструктуры относят: развитие сети коммерческих торговых предприятий, поощрение возникновения новых торгово-закупочных предприятий, формирование сети товарных бирж, увеличение числа ярмарок и совершенствование их работы, поощрение инвестиций в рыночную инфраструктуру.
4. Преимущества и недостатки рынка. Фиаско рынка
К преимуществам рынка относят:
1. функционирование как саморегулирующегося механизма;
2. высокая степень рациональности поведения субъектов рынка;
3. эффективное распределение ресурсов;
4. гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
5. свобода выбора действий рыночных субъектов;
6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей;
7. создание мощной системы стимулов;
8. оптимальное использование результатов НТР.
|
|
Рынок не всесилен и не идеален. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан и дает сбои. Провалы рынка или фиаско рынка – это ситуации, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно распределять экономические блага или ресурсы (или достичь Парето-оптимального распределения). Парето-оптимальное распределение означает, что невозможно удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека. Принято выделять несколько основных причин провалов рынка:
1. невозможность предоставления рынком общественных благ. Общественные блага – это блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания;
2. внешние эффекты – ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, профилактические прививки от инфекционных болезней, загрязнение окружающей среды). Внешние эффекты могут быть устранены путем купли-продажи прав на ресурсы (теорема Р. Коуза);
3. наличие монополизированных структур на рынке. монополизм приводит к нарушению условий совершенной конкуренции;
4. асимметричность информации означает различия в информации, которой обладают стороны при совершении рыночной сделки. Например, продавец знает, что товар, который он пытается сбыть, имеет скрытый дефект, а покупатель не осведомлен об этом. Информация о качестве товара распределена асимметрично. В результате произойдет неэффективное по Парето распределение – покупатель переплачивает за низкокачественный товар.
5. неравенство в распределении доходов.
К недостаткам рынка относят:
· способствует дифференциации уровня жизни;
· не обеспечивает «социальную» защиту населения;
· не обеспечивает экономику необходимым количеством денег;
· не обеспечивает соблюдение правил и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным эффектам и не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
· не создает стимула для производства товаров и услуг коллективного пользования;
· не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований;
· не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям;
· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не обеспечивает защиту окружающей среды;
· нестабильность экономического развития с соответствующими рецессионными и инфляционными процессами.
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции:
1. Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями, что позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения. Яркий образец градуализма – реформы в Китае.
2. «Шоковая терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Этим путем пошла Россия.
концепция шоковой терапии основана на идеях монетаризма. Монетаризм исходит из того, что рынок – это самая эффективная форма функционирования экономики. Рынок способен к саморегуляции, поэтому преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этого, монетаристы делают большой упор на либерализацию экономики полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка.
|
|
Элементами «шоковой терапии» в экономике являются: либерализация цен и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое рынок? Дайте определение рынка в экономической теории.
2. Охарактеризуйте основных участников рынка. В чем смысл экономического кругооборота?
3. Какие функции выполняет рынок?
4. Охарактеризуйте основные черты классической модели рынка.
5. Что такое структура рынка?
6. Что такое инфраструктура рынка?
7. Достоинства и недостатки рыночной системы. Как усилить первые и ослабить вторые?
8. В решении каких экономических проблем рынок бывает несостоятелен?
9. Охарактеризуйте термин «Парето-оптимальное распределение».
10. Что такое общественные блага? Приведите примеры.
11. Что такое внешние эффекты? Приведите примеры.
12. В чем смысл концепции градуализма?
13. В чем смысл концепции шоковой терапии? На идеях какой экономической школы основана эта концепция?
14. Напишите экономическое эссе на тему: «Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?».
Лекции 4 – 5. Теория спроса и предложения