Использование результатов контроля

Студент должен

Контрольные вопросы.

Студент должен

знать:

- порядок проведения контроля состава расходов на ведение дела (общехозяйственных расходов);

уметь:

- осуществлять контроль состава расходов на ведение дела (общехозяйственных расходов).

В процессе осуществления страхового дела страховая компания осуществляет расходы на ведение страховых операций. В состав расходов включаются все обоснованные и документально подтвержденные фактически производственные затраты страховой организации. Следовательно, за расходами на ведение дела необходимо также осуществлять контроль.

В составе расходов по заключению договоров страхования отражаются:

· Вознаграждение страховым агентам за заключение договоров страхования;

· Расходы страховой организации по научно-исследовательским работам в области страхования;

· Затраты по обслуживанию процесса оказания страховых услуг;

· Затраты по обеспечению процесса управления страховой организации в целом и отдельными подразделениями организации;

· Затраты по обеспечению соответствующих требований охраны труда;

· Затраты на оплату труда работников страховой организации, занятых оформлением документации по заключению договоров страхования;

· Амортизационные отчисления по основным средствам и иному имуществу, используемому при осуществлении операций по заключению договоров страхования;

· Затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого при осуществлении операций по заключению договоров страхования;

· Прочие расходы.

Для контроля за уровнем общехозяйственных расходов страховая компания составляет смету этих затрат. Правильность образования и использования сумм того или иного резерва периодически проверяется по данным смет и расчетов. В конце отчетного года проводится обязательная инвентаризация резервов. Путем специальных расчетов проверяется правильность остатков резервов, числящихся на конец отчетного года. В случае выявления отклонений производится корректировка переходящих резервов на следующий год.[16]

1. Что включают в себя расходы на ведение дела?

2. Что отражается в составе прочих расходов на ведение дела?

3. Что относится к нормируемым расходам на ведение дела?

4. Что включают в себя операционные расходы?


2.6. Контроль правильности формирования финансовых результатов, полноты расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, составления бухгалтерской отчетности.

знать:

- порядок проведения контроля правильности формирования финансовых результатов, полноты расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, составления бухгалтерской отчетности;

уметь:

- осуществлять контроль правильности формирования финансовых результатов, полноты расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- составлять бухгалтерскую отчетность;

- оформлять результаты контроля.

Источником информации для контроля учредительных документов и внутренних положений организации являются учредительные документы, протоколы собраний акционеров, заседаний совета директоров, ревизионной комиссии, правления и других коллегиальных органов, планы работы, приказы и распоряжения руководителя, акты проверок, учетная политика, данные бухгалтерского учета и отчетности и др. В офисе при аудиторской проверке учредительных документов проверяются лицензия, устав, учредительный договор, дополнительные соглашения, поправки в уставе и составе учредителей, новый устав и лицензии при изменении организационно-правовой формы. В филиале проверяется наличие положения о филиале, учрежденного в соответствии с требованиями устава, и доверенности на совершение бизнес - операций, юридических действий персонала филиала и др.

В страховой организации должны быть разработаны и утверждены внутренние положения, инструкции, иные распорядительные документы, обеспечивающие реализацию положений, законов и учредительных документов (например, о работе структурных подразделений, центров финансовой ответственности, совета директоров, правления ревизионной комиссии, операционной работе, порядке распределения прибыли), должностные инструкции персонала и другие положения с учетом направлений деятельности страховой организации. В обязательном порядке определяется учетная политика, которая способствует созданию механизма реализации методов бухгалтерского учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности страховщика.

При аудиторской проверке правильности ведения учетной политики рассматриваются следующие вопросы:

- соответствие учетной политики плану счетов бухгалтерского учета, правилам бухгалтерского учета, изложенным в инструкциях;

- наличие внутреннего приказа об учетной политике и качество его содержания;

- обеспечение выполнения принципиальных положений бухгалтерского учета;

- целесообразность и правомерность применения способов бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике;

- последовательность применения учетной политики;

- соответствие учетной политики условиям хозяйственной деятельности и направлениям по совершению производственных, финансовых, инвестиционных операций.

Во внутреннем приказе об учетной политике должны быть определены:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных документов, применяемые для оформления производственных, инвестиционных, финансовых операций;

- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок расчетов с филиалами, структурными подразделениями, проведения учетных операций, не противоречащих законодательству, нормативных актов Минфина;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки по видам имущества, требований, обязательств;

- правила документооборота, технология обработки учетной информации;

- порядок, периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета и т.п.

Применение учетной политики раскрывается в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. По результатам рассмотрения документов, в которых изложена учетная политика, и анализа ее применения в повседневной деятельности аудиторы делают вывод о качестве и полноте содержания этих документов, об эффективности и адекватности их использования персоналом, составляют рекомендации по улучшению работы страховой организации. Выводы находят отражение в аудиторском заключении.

В результате проверки учредительных документов и внутренних положений страховой организации могут быть выявлены такие нарушения:

- отсутствие ряда необходимых внутренних положений;

- наличие формально подготовленных положений;

- несоответствие положений требованиям федерального законодательства и нормативным документам Минфина;

- невыполнение внутренних положений в целом или по отдельным пунктам;

- формальные действия отдельных коллегиальных органов;

- неправильное оформление протоколов.

Страховые менеджеры используют результаты проверки учредительных документов и внутренних положений для совершенствования работы персонала. Проверка и оценка качества управления имеют большое значение для определения надежности деятельности страховщика. Система управления основывается на наличии ряда инструктивных материалов, касающихся многочисленных бизнес - операций. В аудиторском заключении в части оценки качества управления отражаются следующие моменты:

- участие совета директоров в управлении;

- наличие положений о структурных подразделениях, центрах финансовой ответственности, распределении обязанностей между руководителями, филиалах и контроле за их деятельностью, должностных инструкций;

- организация контроля за качеством и состоянием страхового портфеля по договорам на страховую продукцию, правильность оформления обязательств, своевременность уплаты страхователями страховых взносов, обоснованность пролонгирования договоров, постановка и проведение претензионной работы;

- состояние и обоснованность построения инвестиционного портфеля;

- систематичность проведения внутреннего контроля за совершением финансовых бизнес-операций, количество проверок, меры, принятые по результатам.

Критерием оценки качества управления являются достигнутые результаты. Если у страховой организации хорошие финансовые результаты, это свидетельствует о достаточно высоком уровне менеджмента. Если она имеет небольшой капитал, незначительный страховой портфель, убытки, это говорит о неудовлетворительном качестве управления, которое может быть вызвано ошибками, искажениями, мошенничеством в учете и отчетности.

Оценка качества менеджмента включает оценку организационной структуры страховой организации, роли совета директоров, отделов внутреннего контроля и анализа. Аудитор должен понять особенности внутренней структуры, стиля и уровня управления, определить выборку данных при проведении аудита. Например, при оценке организационной структуры целесообразно установить, какие уровни управления находятся в структуре страховщика в целом и отдельных структурных подразделений (филиалов).

Рассматривается положение об андеррайтинговом центре, его численном и профессиональном составе: чем больше круг лиц, входящих в центр, тем оперативнее работа со страховыми и перестраховочными договорами по степени обоснованности в них соотношения риска и доходности. Аудитор рассматривает процедуру андеррайтинга, выясняет какие специалисты задействованы в принятии управленческих решений, выявляет наличие инструкции или схемы последовательности бизнес-действий андеррайтинга, проводит анализ страхового портфеля, устанавливает эффективность работы центра продаж.

Уставный капитал устанавливается учредительными документами. Организационно-правовая форма, в которой создается страховая организация, определяет порядок и особенности формирования уставного капитала, особенности его отражения в бухгалтерском учете, порядок проведения аудита бизнес-операций по формированию уставного капитала.

Уставный капитал страховой организации, создаваемой в форме акционерного общества, формируется из номинальной стоимости акций, приобретенных учредителями. Уставный капитал страховой организации, создаваемой в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, - из номинальной стоимости долей ее учредителей.

В ходе аудиторской проверки изучаются следующие источники информации: устав, учредительный договор, протоколы общего собрания учредителей, проспект эмиссии ценных бумаг (для акционерной СО), лицевые счета покупателей акций, договоры, заключенные между эмитентом и инвесторами (для акционерной СО), отчеты об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерной СО) и другие материалы страховой организации.

Аудит формирования и изменения уставного капитала включает проверку:

- законности создания и регистрации;

- соответствия страховых операций законодательству, уставу и лицензии;

- активов, принятых в оплату уставного капитала;

- операций по изменению уставного капитала страховщика.

Осуществляется проверка правильности расчетов с акционерами (участниками) по начислению и выплате дивидендов, открытию (или закрытию) представительств (филиалов), изменению их местонахождения, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) и другим вопросам страхового предпринимательства.

Для новой страховой организации выдаются лицензии на осуществление перечня видов страховых продуктов и страховых услуг, а для действующей - на расширение спектра страховых продуктов и услуг. Страховая организация с генеральной лицензией имеет право в установленном порядке создавать филиалы на территории иностранных государств и приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранного страховщика. Проверяется соблюдение ограничений, которые установлены действующим законодательством при создании страховой организации. Минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размера, равного 30 млн руб., и следующих коэффициентов:

а) К = 1:

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1;

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 2 п. 1 и (или) п. 2 ст. 4 Закона N 4015-1;

б) К = 2:

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1;

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1;

в) К = 4 для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Проверка соответствия деятельности законодательству, уставу, лицензии проводится с целью установления соответствия перечня операций и сделок, предусмотренных в уставе, полученной лицензии, с учетом того что по действующему законодательству страховщику запрещается заниматься производственной, торговой и банковской деятельностью.

Вклад в уставный капитал страховой организации может быть в виде:

- денежных средств в валюте РФ;

- денежных средств в иностранной валюте;

- принадлежащего учредителю на праве собственности здания (помещения), в котором располагается страховая организация;

- иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Минфином, Росстрахнадзором.

В ходе проверки устанавливается соблюдение следующих требований:

- вклад в уставный капитал не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами;

- для формирования уставного капитала не может использоваться привлеченный и заемный капитал;

- размер вкладов в виде имущества в неденежной форме не может превышать 20% уставного капитала страховой организации.

Проверяется правильность оценки материальных активов, вносимых в качестве вклада в уставный капитал. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. При этом величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) страховой организации, не может превышать величину оценки, произведенной независимым оценщиком.

Основанием для увеличения уставного капитала является решение уполномоченного органа управления в соответствии с федеральными законами, учредительными документами. Решение об уменьшении уставного капитала принимается общим собранием участников страховой организации. В ходе контроля других собственных средств страховщика проверяют:

- формирование добавочного капитала;

- формирование, использование резервного фонда;

- создание, использование фонда накопления;

- создание, использование фондов специального назначения;

- учет и использование нераспределенной прибыли.

Одной из проблем национальной страховой отрасли, как отмечено в Стратегии, является недостаток у страховщиков собственных средств, что не позволяет в полной мере развивать новые виды страхования и способствует оттоку финансовых средств из страны за рубеж через перестрахование. По результатам контроля собственного капитала аудитор должен выразить мнение:

- о соответствии операций по формированию, изменению собственного капитала действующему законодательству;

- о достоверности в существенных отношениях элементов (статей) собственного капитала;

- о наличии на дату проверки нереальных сумм собственного капитала.

Операции, связанные с формированием, изменением уставного капитала, жестко регламентируются и контролируются федеральными законами, однако при осуществлении этих операций страховщики допускают такие типичные нарушения:

- представление недостоверных данных в проспекте эмиссии, отчете об итогах выпуска ценных бумаг и др.;

- несоответствие остатков по лицевым счетам акционеров по балансу и по реестру;

- отсутствие договоров на приобретение акций (внесение вкладов), договоров мены (при оплате уставного капитала материальными активами);

- несвоевременное оприходование материальных ценностей в оплату уставного капитала;

- оплата акций (долей) юридическими лицами в наличной форме;

- выплата дивидендов при отсутствии соответствующего решения компетентного органа (общего собрания или совета директоров).

Эффективное управление ресурсами в страховой организации невозможно без решения следующих задач, в основе которых используются результаты контроля и аудиторские заключения:

- стратегическое и оперативное планирование деятельности;

- оценка текущего финансового состояния страховой организации в целом и ее структурных подразделений (центров финансовой ответственности);

- корректировка планов при изменении условий страховой и инвестиционной деятельности;

- оптимальное распределение финансового потенциала при построении инвестиционного портфеля;

- анализ финансовых показателей страхового портфеля за истекший отчетный период, в текущий момент времени и прогноз;

- обоснование рациональной цены страховых продуктов через страховые тарифы.

Источником информации для контроля учредительных документов и внутренних положений организации являются учредительные документы, протоколы собраний акционеров, заседаний совета директоров, ревизионной комиссии, правления и других коллегиальных органов, планы работы, приказы и распоряжения руководителя, акты проверок, учетная политика, данные бухгалтерского учета и отчетности и др. В офисе при аудиторской проверке учредительных документов проверяются лицензия, устав, учредительный договор, дополнительные соглашения, поправки в уставе и составе учредителей, новый устав и лицензии при изменении организационно-правовой формы. В филиале проверяется наличие положения о филиале, учрежденного в соответствии с требованиями устава, и доверенности на совершение бизнес-операций, юридических действий персонала филиала и др.

В страховой организации должны быть разработаны и утверждены внутренние положения, инструкции, иные распорядительные документы, обеспечивающие реализацию положений, законов и учредительных документов (например, о работе структурных подразделений, центров финансовой ответственности, совета директоров, правления ревизионной комиссии, операционной работе, порядке распределения прибыли), должностные инструкции персонала и другие положения с учетом направлений деятельности страховой организации. В обязательном порядке определяется учетная политика, которая способствует созданию механизма реализации методов бухгалтерского учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности страховщика.

При аудиторской проверке правильности ведения учетной политики рассматриваются следующие вопросы:

- соответствие учетной политики плану счетов бухгалтерского учета, правилам бухгалтерского учета, изложенным в инструкциях;

- наличие внутреннего приказа об учетной политике и качество его содержания;

- обеспечение выполнения принципиальных положений бухгалтерского учета;

- целесообразность и правомерность применения способов бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике;

- последовательность применения учетной политики;

- соответствие учетной политики условиям хозяйственной деятельности и направлениям по совершению производственных, финансовых, инвестиционных операций.

Во внутреннем приказе об учетной политике должны быть определены:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных документов, применяемые для оформления производственных, инвестиционных, финансовых операций;

- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок расчетов с филиалами, структурными подразделениями, проведения учетных операций, не противоречащих законодательству, нормативных актов Минфина;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки по видам имущества, требований, обязательств;

- правила документооборота, технология обработки учетной информации;

- порядок, периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета и т.п.

Существенные изменения в учетной политике возможны в случае поправок в законодательстве РФ, нормативных актах, разработки новых способов ведения бухгалтерского учета, существенных изменений в условиях деятельности страховой организации.

Применение учетной политики раскрывается в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. По результатам рассмотрения документов, в которых изложена учетная политика, и анализа ее применения в повседневной деятельности аудиторы делают вывод о качестве и полноте содержания этих документов, об эффективности и адекватности их использования персоналом, составляют рекомендации по улучшению работы страховой организации. Выводы находят отражение в аудиторском заключении.

В результате проверки учредительных документов и внутренних положений страховой организации могут быть выявлены такие нарушения:

- отсутствие ряда необходимых внутренних положений;

- наличие формально подготовленных положений;

- несоответствие положений требованиям федерального законодательства и нормативным документам Минфина;

- невыполнение внутренних положений в целом или по отдельным пунктам;

- формальные действия отдельных коллегиальных органов;

- неправильное оформление протоколов.

Страховые менеджеры используют результаты проверки учредительных документов и внутренних положений для совершенствования работы персонала. Проверка и оценка качества управления имеют большое значение для определения надежности деятельности страховщика. Система управления основывается на наличии ряда инструктивных материалов, касающихся многочисленных бизнес - операций. В аудиторском заключении в части оценки качества управления отражаются следующие моменты:

- участие совета директоров в управлении;

- наличие положений о структурных подразделениях, центрах финансовой ответственности, распределении обязанностей между руководителями, филиалах и контроле за их деятельностью, должностных инструкций;

- организация контроля за качеством и состоянием страхового портфеля по договорам на страховую продукцию, правильность оформления обязательств, своевременность уплаты страхователями страховых взносов, обоснованность пролонгирования договоров, постановка и проведение претензионной работы;

- состояние и обоснованность построения инвестиционного портфеля;

- систематичность проведения внутреннего контроля за совершением финансовых бизнес - операций, количество проверок, меры, принятые по результатам.

Критерием оценки качества управления являются достигнутые результаты. Если у страховой организации хорошие финансовые результаты, это свидетельствует о достаточно высоком уровне менеджмента. Если она имеет небольшой капитал, незначительный страховой портфель, убытки, это говорит о неудовлетворительном качестве управления, которое может быть вызвано ошибками, искажениями, мошенничеством в учете и отчетности.

Оценка качества менеджмента включает оценку организационной структуры страховой организации, роли совета директоров, отделов внутреннего контроля и анализа. Аудитор должен понять особенности внутренней структуры, стиля и уровня управления, определить выборку данных при проведении аудита. Например, при оценке организационной структуры целесообразно установить, какие уровни управления находятся в структуре страховщика в целом и отдельных структурных подразделений (филиалов).

Рассматривается положение об андеррайтинговом центре, его численном и профессиональном составе: чем больше круг лиц, входящих в центр, тем оперативнее работа со страховыми и перестраховочными договорами по степени обоснованности в них соотношения риска и доходности. Аудитор рассматривает процедуру андеррайтинга, выясняет какие специалисты задействованы в принятии управленческих решений, выявляет наличие инструкции или схемы последовательности бизнес -действий андеррайтинга, проводит анализ страхового портфеля, устанавливает эффективность работы центра продаж.

Аудитор, изучая разграничения полномочий между центрами финансовой ответственности и внутри них, устанавливает наличие положений об отделах, ответственность лиц за участие в работе и контроль за выполнением ими бизнес-функций. Менеджеры используют материалы аудита по качеству управления при разработке финансовой стратегии и тактики страховой организации.

Уставный капитал устанавливается учредительными документами. Организационно-правовая форма, в которой создается страховая организация, определяет порядок и особенности формирования уставного капитала, особенности его отражения в бухгалтерском учете, порядок проведения аудита бизнес - операций по формированию уставного капитала.

Уставный капитал страховой организации, создаваемой в форме акционерного общества, формируется из номинальной стоимости акций, приобретенных учредителями. Уставный капитал страховой организации, создаваемой в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, - из номинальной стоимости долей ее учредителей.

В ходе аудиторской проверки изучаются следующие источники информации: устав, учредительный договор, протоколы общего собрания учредителей, проспект эмиссии ценных бумаг (для акционерной СО), лицевые счета покупателей акций, договоры, заключенные между эмитентом и инвесторами (для акционерной СО), отчеты об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерной СО) и другие материалы страховой организации.

Аудит формирования и изменения уставного капитала включает проверку:

- законности создания и регистрации;

- соответствия страховых операций законодательству, уставу и лицензии;

- активов, принятых в оплату уставного капитала;

- операций по изменению уставного капитала страховщика.

Осуществляется проверка правильности расчетов с акционерами (участниками) по начислению и выплате дивидендов, открытию (или закрытию) представительств (филиалов), изменению их местонахождения, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) и другим вопросам страхового предпринимательства.

Для новой страховой организации выдаются лицензии на осуществление перечня видов страховых продуктов и страховых услуг, а для действующей - на расширение спектра страховых продуктов и услуг. Страховая организация с генеральной лицензией имеет право в установленном порядке создавать филиалы на территории иностранных государств и приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранного страховщика. Проверяется соблюдение ограничений, которые установлены действующим законодательством при создании страховой организации. Минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размера, равного 30 млн руб., и следующих коэффициентов:

а) К = 1:

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1;

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 2 п. 1 и (или) п. 2 ст. 4 Закона N 4015-1;

б) К = 2:

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1;

- для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1;

в) К = 4 для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Проверка соответствия деятельности законодательству, уставу, лицензии проводится с целью установления соответствия перечня операций и сделок, предусмотренных в уставе, полученной лицензии, с учетом того что по действующему законодательству страховщику запрещается заниматься производственной, торговой и банковской деятельностью.

Вклад в уставный капитал страховой организации может быть в виде:

- денежных средств в валюте РФ;

- денежных средств в иностранной валюте;

- принадлежащего учредителю на праве собственности здания (помещения), в котором располагается страховая организация;

- иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Минфином, Росстрахнадзором.

В ходе проверки устанавливается соблюдение следующих требований:

- вклад в уставный капитал не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами;

- для формирования уставного капитала не может использоваться привлеченный и заемный капитал;

- размер вкладов в виде имущества в неденежной форме не может превышать 20% уставного капитала страховой организации.

Проверяется правильность оценки материальных активов, вносимых в качестве вклада в уставный капитал. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. При этом величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) страховой организации, не может превышать величину оценки, произведенной независимым оценщиком.

Основанием для увеличения уставного капитала является решение уполномоченного органа управления в соответствии с федеральными законами, учредительными документами. Решение об уменьшении уставного капитала принимается общим собранием участников страховой организации. В ходе контроля других собственных средств страховщика проверяют:

- формирование добавочного капитала;

- формирование, использование резервного фонда;

- создание, использование фонда накопления;

- создание, использование фондов специального назначения;

- учет и использование нераспределенной прибыли.

Одной из проблем национальной страховой отрасли, как отмечено в Стратегии, является недостаток у страховщиков собственных средств, что не позволяет в полной мере развивать новые виды страхования и способствует оттоку финансовых средств из страны за рубеж через перестрахование. По результатам контроля собственного капитала аудитор должен выразить мнение:

- о соответствии операций по формированию, изменению собственного капитала действующему законодательству;

- о достоверности в существенных отношениях элементов (статей) собственного капитала;

- о наличии на дату проверки нереальных сумм собственного капитала.

Операции, связанные с формированием, изменением уставного капитала, жестко регламентируются и контролируются федеральными законами, однако при осуществлении этих операций страховщики допускают такие типичные нарушения:

- представление недостоверных данных в проспекте эмиссии, отчете об итогах выпуска ценных бумаг и др.;

- несоответствие остатков по лицевым счетам акционеров по балансу и по реестру;

- отсутствие договоров на приобретение акций (внесение вкладов), договоров мены (при оплате уставного капитала материальными активами);

- несвоевременное оприходование материальных ценностей в оплату уставного капитала;

- оплата акций (долей) юридическими лицами в наличной форме;

- выплата дивидендов при отсутствии соответствующего решения компетентного органа (общего собрания или совета директоров).

Эффективное управление ресурсами в страховой организации невозможно без решения следующих задач, в основе которых используются результаты контроля и аудиторские заключения:

- стратегическое и оперативное планирование деятельности;

- оценка текущего финансового состояния страховой организации в целом и ее структурных подразделений (центров финансовой ответственности);

- корректировка планов при изменении условий страховой и инвестиционной деятельности;

- оптимальное распределение финансового потенциала при построении инвестиционного портфеля;

- анализ финансовых показателей страхового

портфеля за истекший отчетный период, в текущий момент времени и прогноз;

- обоснование рациональной цены страховых продуктов через страховые тарифы.

Задача планирования. В условиях рыночных отношений необходима стратегия, которая охватывает все стороны деятельности, в том числе поступления и выплаты по страховой и перестраховочной деятельности, инвестиционную политику, развитие региональной сети продаж страховых продуктов, налоговую политику, распределение прибыли. Стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей страховой организации условиям страхового

рынка. Для страхового менеджмента в основе задач планирования лежит разработка эффективной стратегии и бизнес-плана на прогнозный период.

При формировании финансовых результатов значима стохастическая составляющая, поэтому краткосрочное планирование доходов и расходов может производиться на основе пропорциональных зависимостей. Эта методика опирается на такие характеристики, как взаимосвязь (например, согласованное изменение отдельных элементов) и инерционность (например, отсутствие резких колебаний экономических показателей). Наиболее важный показатель с позиции характеристики деятельности страховщика - это предполагаемый сбор страховых премий по видам страховой деятельности, который используется для определения прогнозных значений других показателей, так как они "привязываются" к базовому показателю с помощью пропорциональных зависимостей.

Задача формирования сбалансированного страхового портфеля как динамически развивающейся совокупности страховых договоров заключается в том, чтобы он обладал свойствами статистической и структурной однородности, равновесия и стабильности. В процессе контроля исследуется формирование и использование финансовых средств страховой организации в отчетном периоде в соответствии с установленными законами и нормативными актами.[17]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: