Контроль расходов на ведение дела

Контрольные вопросы.

Студент должен

Контрольные вопросы.

Студент должен

знать:

- порядок проведения контроля кассовых и расчетно-платежных операций;

уметь:

- осуществлять контроль кассовых и расчетно-платежных операций, правильно применять План счетов бухгалтерского учета.

Метод документального контроля — это отдельное контрольно-ревизионное действие, например, сверка, сличение. Ревизионная практика не выработала конкретного метода, применяемого для проверки документов или хозяйственных операций. Как правило, в процессе изучениядаже простейших хозяйственных операций или первичных документов ревизору приходится использовать разные методы. В конкретной ревизионной ситуации для решения поставленной задачи он должен выбрать самые эффективные из них. Документальный контроль основан на нескольких методах и приемах. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

В основе бухгалтерского отчета лежат текущие бухгалтерские записи. Для их ведения традиционно применяется система двойной записи. Для регистрации всех хозяйственных операций применяются счета. В них посредством определенных записей отражаются соответствующие операции движения средств, которыми владеет и распоряжается организация. Счет характеризует состояние и изменение средств.

Структура Плана счетов для страховой организации аналогична структуре общехозяйственного Плана счетов. В бухгалтерском учете страховых организаций применяются общепринятые правила, положения и нормативы по учету основных средств, нематериальных активов, материалов, их выбытия и реализации, учету капитальных вложений, арендных обязательств, денежных средств, учету расчетов по заработной плате, расчетов с подотчетными лицами и прочих расчетов с персоналом, учету расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, с прочими дебиторами и кредиторами, расчетов по вкладам учредителей в уставный капитал, учету заемных средств и средств фондов, формируемых за счет прибыли.

В Плане счетов бухгалтерского учета страховых организаций отсутствуют счета, используемые для производственной и торгово-посреднической деятельности, но предусмотрен особый порядок учета хозяйственных операций, связанный со спецификой страховой деятельности.(Т. А. Федорова «Страховое дело»)

Экономический анализ работы организации позволяет выявить по­ложительные и отрицательные стороны деятельности всей организации в целом и ее структурных подразделений. Во многих случаях ана­лизом финансово-хозяйственной деятельности начинают заниматься процессе подготовки к ревизии. Результаты такого анализа позволяют ревизорам целенаправленно составлять план ревизии и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля. В процессе ревизии данные экономического анализа подкрепляются результатами проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и другой экономической информацией. Например, в результате анализа отчетных данных ревизор обнаруживает значительные колебания по периодам в размерах незавершенного производства. В таком случае ревизор обязательно включает в план ревизии инвентаризацию незавершенного производства.

Экономический анализ позволяет установить, по каким именно калькуляционным статьям или экономическим элементам затрат произошли значительные колебания по периодам.

Путем анализа изучаются показатели, характеризующие непроизводительные расходы, потери, растраты, недостачи и хищения, задолженность по возмещению материального ущерба, потери от брака и другое.

Логическая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяй­ственных операций.

Технико-экономические расчеты составляются в период ревизии. Они позволяют определить обоснованность норм расходования сырья и материалов, целесообразность трудовых затрат. В результате состав­ления технико-экономических расчетов при ревизиях вскрываются факты применения устаревших норм материальных и трудовых затрат и как следствие — наличие неучтенных сырья, материалов и готовой продукции. Путем расчетов ревизор устанавливает искажения данных, отражающих себестоимость продукции, в связи с неправильным рас­пределением косвенных расходов между объекта ми учета.

Нормативные расчеты применяются для выявления отклонений фактических затрат от плановых или нормативных. Этот метод позво­ляет исследовать причины отклонений от норм и задержки изменений норм материальных и трудовых затрат при использовании ревизуемой организацией основных элементов нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

В комплексе с технико - экономическими расчетами данный ме­тод способствует выявлению случаев сокрытия недостач, растрат, хищений и перерасхода за счет завышения плановых и нормативных за­трат на производство продукции, списания на затраты производства, денежных и материальных средств по нормам, когда фактически израсходовано меньше.

Проверка количественно-суммового учета применяется при ревизии некоторых организаций, где количественный учет не ведется, хотя каждая операция поступления и расходования материальных ценностей оформляется первичными документами. В ходе проверки восстанавливается количественно-суммовой учет.

Указанный метод проверки состоит в том, что по первичным до кументам в хронологической последовательности восстанавливаются данные о поступлении и расходовании материальных ценностей по каждому сорту, виду или типовому размеру. Результаты восстановленияколичественно-суммового учета дают возможность анализировать движение этих ценностей за определенный период времени.

Проверка правильности корреспонденции счетов позволяет устанав­ливать факты ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета, чем создаются условия для хищения денежных средств и материальных ценностей, хотя все первичные документы могут быть составлены безукоризненно.

Проверка регистров бухгалтерского учета заключается в сопоставлении данных регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что помогает установить наличие подложных записей, сделанных для скрытия хищений и злоупотреблений. Применение указанного метода дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

При исследовании других, не бухгалтерских документов устанавливают наличие неблагополучных участков в работе ревизуемой организации. К таким документам относят акты и справки внешних проверок и ревизий, акты и справки внутрипроверочных комиссий, внутренние приказы и приказы вышестоящих организаций, протоколы собраний и совещаний и т. д.

При формальном контроле документы изучают в целях выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнение подлинности подписей должностных лиц, соответствия документа действующей типовой форме. Посредством формальной проверки устанавливается наличие доброкачественных и недоброкачественных, полноценных и неполноценных документов.

Арифметический контроль применяется для определения правильности подсчетов в документах и выявление признаков хищений и злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий. Неправильные арифметические подсчеты могут быть умышленными и неумышленными. Ревизиями устанавливаются случаи умышленного искажения информации.

Встречный контроль представляет собой сличение разных документов или сравнение нескольких экземпляров одного и того же документа, находящихся на разных подразделениях ревизуемой организации.

Взаимный контроль необходим для сопоставления различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции. При этом возможно:

· Сопоставление документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющие к первым косвенное отношение

· Сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обуславливается непосредственно первичными документами

При анализе последовательности документооборота ревизор исследует всю цепь последовательных процедур и соответствующих им документов, в итоге которой оформляется новый документ. Отсутствие одного или нескольких предшествующих документов, отступления от одной или нескольких процедур должны рассматриваться как серьезное нарушение контроля в организации.[12]

1. Назовите задачи бухгалтерского учета в страховых организациях?

2. Перечислите нормативные документы по ведению бухгалтерского учета.

3. Для чего необходим метод документального контроля?

4. Перечислите виды счетов в страховых организациях?

5. Опишите общие требования к бухгалтерской отчетности в страховых организациях?

6. Какие расчетно-кассовые документы проверяются в страховых организациях?


2.4. Ревизия сохранности основных средств, нематериальных активов, прочих материальных ценностей.

знать:

- порядок проведения ревизии сохранности основных средств, нематериальных активов, прочих материальных ценностей;

- порядок проведения инвентаризации;

- порядок проведения оценки и переоценки основных средств, начисления амортизации и методику документального оформления результатов инвентаризации;

уметь:

- проводить ревизию сохранности и пользования основных средств, нематериальных активов, прочих материальных ценностей;

- проводить инвентаризацию, оценку и переоценку основных средств;

- начислять амортизацию;

- документально оформлять результаты инвентаризации.

В большинстве организаций основные средства составляют достаточно значительную часть активов, а во многих случаях являются именно тем активом, использование которого является основным источником дохода организации и без существования которого дальнейшее получение прибыли в тех же масштабах невозможно.

Источниками информации для проверки основных средств являются: положение об учетной политике, бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, главная книга, учетные регистры по счетам, дефектные ведомости, акты приемки-передачи оборудования основных средств, акты на списание основных средств, акты ввода в эксплуатацию инвентарные карточки учета основных средств, договоры купли продажи основных средств, накладные, счет-фактуры.

В первую очередь ревизоры должны изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета. Одновременно устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификация. Проверяются также условия хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечение их сохранности. Каждый объект должен быть закреплен за определенным лицом. Выясняется правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. Операции по выбытию основных средств проверяются сплошным способом по первичным документам, регистрам аналитического и синтетического учета. Изучается также своевременность проведения инвентаризации основных средств, полнота и правильность отражения ее в учете.[13] В учете основных средств выделяются два вида искажений:

· Величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или основные средства утрачены – уничтожены, похищены)

· Величина в отчетности занижена по сравнению с реальной(ошибка в учете или существуют неучтенных основные средства)

Проверка операций с основными средствами состоит из нескольких частей:

· Проверка операций поступления основных средств;

· Проверка операций списания с баланса основных средств;

· Проверка данных о стоимости основных средств на конец года.

Основные группы основных средств, эффективность использования которых оценивается в первую очередь:

· Оборудование

· Автотранспорт

· Помещения

Должна быть проделана большая работа по оценке действующей загрузки производственного оборудования. Должен быть решен вопрос, можно ли полученный процент мощности повысить и каким образом, что не сделано руководством для более эффективного использования.

Анализ эффективности использования автотранспорта связан прежде всего с вопросами наличия в организации работ по оптимизации маршрутов. Лучшим методом проверки является опрос водителей – в частности, в виде сбора предложений по улучшению организации движения.

Помещения также не всегда используются эффективно, хотя здесь не все однозначно. Ревизор может составить графики загрузки площадей, сдаваемых в аренду, сверить арендованные ставки по арендаторам с арендными ставками других арендодателей.[14]

При ревизии операций с нематериальными активами используются следующие источники информации: положение об учетной политике, бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, главная книга, договоры купли-продажи объектов нематериальных активов, авторские договоры, акты приемки-сдачи объектов нематериальных активов, акты списания нематериальных активов, свидетельства на право пользования, протоколы о внесении объектов нематериальных активов в уставный капитал и согласование стоимости.

Ревизоры должны убедиться, что объекты, которые отражены в составе нематериальных активов, в действительности являются таковыми. Затем изучается правильность оценки нематериальных активов, правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку активов, а также правильность корреспонденции счетов.

Проверяется правильность начисления амортизации нематериальных активов, правильность применения установленного в учетной политике способа начисления амортизации. Проверяются операции по выбытию нематериальных активов.

Типичными ошибками по учету нематериальных активов могут быть:

· Отсутствие первичных приходных документов или оформление их с нарушением установленных требований;

· Неправильное отнесение отдельных видов расходов к нематериальным активам;

· Неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов.[15]

1. По какой оценке отражаются нематериальные активы в балансе?

1. Назовите причины выбытия основных средств основных средств, какими документами оформляют списание?

2. Какие документы отражают поступление основных средств?

3. В скольких экземплярах составляют акт списания основных средств?

4. Что признается фактическими затратами на приобретение основных средств?

5. Какие нематериальные активы требуют государственной регистрации?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: