Тема 8. Обеспечение безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
Рассматриваемы вопросы лекции:
1. Правила техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
2. Правила техники безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.
1. Правила ТБ при выполнении погрузочно-разгрузочных работ:
1) Убедиться в безопасности предстоящего пути.
2) Не переносить груз в непрочной таре.
3) При использовании ручных тележек груз по габаритам не должен превышать размеров платформы тележки, а по высоте не должен превышать уровня глаз грузчика.
4) Перемещать допустимый по массе крупногабаритный груз на ручной тележке должны два грузчика.
5) При проведении погрузочно-разгрузочных работ грузчики обязательно должны работать в сезонной спецодежде и спецобуви.
6) В организации из числа должностных работников должно быть назначено лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
7) При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать нормы подъема и перемещения тяжестей вручную.
Для женщин и несовершеннолетних установлены предельные нормы подъема и перемещения тяжестей (постановление № 111 Министерства труда от 8.12.1997г. «Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную» и постановление Министерства труда № 116 от 18.12.1997г. «Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей подростками вручную»).
Подъем и перемещение тяжестей вручную: | Женщины от 18 лет и старше | Девушки от 17 до 18 лет | Юноши от 17 до 18 лет |
- до двух раз в час при чередовании с другой работой; - постоянно в течение 8-часо-вой рабочей смены | 10 кг 7 кг | 8 кг 6 кг | 18 кг 12 кг |
Суммарная масса груза, поднимаемая: | За 1 час | За 7 часов | За 7 часов |
- с рабочей поверхности; - с пола | 350 кг 175 кг | 500 кг 250 кг | 1400 кг 700 кг |
При перемещении тяжестей вручную грузчиком-мужчиной от 18 лет и старше установлена предельная масса 50 кг. Груз массой более 50 кг должны перемещать не менее двух человек.
2. Правила техники безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.
В организациях торговли используются следующие виды подъемно-транспортного оборудования: грузоподъемные машины (краны козловые, мостовые, автокраны, лифты и подъемники, лебедки, тали, тельферы), погрузочно-разгрузочные машины (электро- и автопогрузчики, штабелеры), транспортирующие машины (электрокары, электротягачи)...
Общие правила ТБ при эксплуатации подъемно-транспортных машин:
1) к работе с указанны оборудованием допускаются специально подготовленные лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда (техминимум);
2) в организации из числа должностных работников должно быть назначено два лица, одно из которых ответственно по надзору за подъемно-транспортным оборудованием, а второе ответственно за его безопасную эксплуатацию;
3) места проведения работ должны иметь естественное и искусственное освещение, соответствующее нормам;
4) при проведении работ запрещено нахождение посторонних лиц;
5) все виды подъемно-транспортного оборудования должны подвергаться техническому осмотру не реже одного раза в год;
6) грузоподъемные машины, как наиболее сложные и опасные в эксплуатации, должны не реже 1 раза в год подвергаться частичному и не реже 1 раза в 3 года полному техническому освидетельствованию.
При техническом освидетельствовании проводятся статические (проверка прочности подъемного механизма) и динамические испытания (проверка всех заводских функций машины). При статических испытаниях поднимается на несколько минут груз − лифтами и подъемниками на 100%, превышающий предельно допустимый, другими видами грузоподъемных машин на 25%, превышающий предельно допустимый. При динамических испытаниях проверяются все функции машины при нагрузке на 10%, превышающей предельно допустимую грузоподъемность. Результаты испытаний заносятся в паспорт машины с указанием даты следующего испытания.
Полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин проводится комиссией в составе госинспектора Госпромнадзора, главного инженера (механика) организации и лица, ответственного за безопасную эксплуатацию подъемно-транспортного оборудования.