Просветители XVIII в. о культуре

Тема 1. Предмет культурологии

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Литература

1. Бешенков, С.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 432 с.

2. Информатика. Базовый курс / Под ред С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.

3. Информатика: Учебник/ Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 768 с.

Культурология - наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений культуры. Чтобы разобраться в таком многообразии, обратимся к возникновению и эволюции этого понятия.

Термин «культура» - латинского происхождения и в Древнем Риме означал обработку земли, выращивание растений и воспитание человека. Цицерон, известный римский философ и оратор считал, что мир поделен на две части - варварство и Рим. Для того чтобы остаться в границах культуры (т.е. Римской империи) и требуется эта подготовка гражданина. Цицирон отмечал, что у общества и каждого конкретного человека бывают разные целеполагания и интересы, что предполагает связь между этими частями в виде слова. Словом разрешаются все жизненные противоречия. Естественно, при расцвете рабовладельческого общество подобная точка зрения никак не опиралась на реальность и относилась непосредственно к малочисленным гражданам Римской империи.

В средневековье главное связующее звено всех людей, их жизни выносилось за пределы человеческого бытия и главной ценностью становился - Бог. Возрождение заменило его не менее полнокровной фигурой человека - творца, вставшего на место божества. Человек не просто живет во имя Бога. Он сам творит этот мир, красоту, себя самого. Эта самая яркая часть в представлениях о культуре. Культура теперь не только преобразованная природа, но и преображенный человек. Но индивидуализация привела и к религиозным войнам и другим печальным последствиям. Теперь мир надо было не только представлять, но и понимать.

Активное использование понятия «культура» в европейской общественной мысли начинается в эпоху Просвещения в XVIII в. Инициатор этого направления И. Гердер и другие просветители связывали культуру с разумом. С их точки зрения, культурность страны определяется степенью разумности ее общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Тогда же в качестве синонима культуры начинает использоваться термин «цивилизация» (от латинского «civilis»– городской, гражданский), в котором одновременно подчеркивается превосходство городской культуры над сельской.

И. Гердер рассматривал сущность культуры как непрерывно развивающийся целостный, закономерно проходящий все ступени процесс. В его учении закладываются и некоторые современные теории культуры. Ступени развития по Гердеру:

1. Организация материи- тепло, огонь, свет, воздух, вода (от древнегреческих философов).

2. Организация Земли по законам движения, притяжения и отталкивания (физическая форма материи по марксизму).

3. Организация неживых вещей- камень, соль, порода.

4. Организация растений (или биологическая форма материи).

5. Животные, имеющие тела и чувства.

6. Люди, имеющие рассудок и разум.

7. Мировая душа- все (Вселенский разум в современных теориях).

Таким образом Гердертяготел к космогенезу и биогенезу. Что выделило человека из животного мира? По И. Гердеру главной стала речь, как признак разума. Речь помогает передать другим поколениям накопленный опыт, прошлое воспитывает будущее. Язык способствует развитию ремесел, науки и искусства. Все негативные черты культуры должны пасть перед гуманностью воспитанных в культурных традициях людей. Все должны соревноваться в скорейшем достижении гуманности. Человек должен быть счастлив в этом мире и ни в каком другом.

Иначе рассматривает достижения культуры Ж.-Ж. Руссо. Он впервые ставит вопрос о негативных чертах культуры. Он использует термин «цивилизация» как плод и источник неравенства людей. Общественные интересы и индивидуальные не совпадают, наука начинает творить зло. Общественный прогресс несет социальное расслоение, впервые появляется проблема отчуждения. Отчуждение может быть социально-экономическим (частная собственность порождает зло), моральным (в погоне за материальными ценностями люди теряют моральные качества), психологическим (люди меньше общаются), возникает проблема одиночества человека. Все эти черты приводят к фальши в искусстве, науке и общении, приводят к общеккультуному отчуждению. Отсюда - стремление к естественному человеку. Идея воспитания по Ж.-Ж. Руссо захватила общество. Ребенок - чистая доска., при этом не учитывались окружение и наследственность. Детей перестали учить вообще; считалось, что природа научит их необходимому. Чтобы дети наиболее объективно постигали мир, воспитывать их должны дружные семьи. Сам же Ж.-Ж. Руссо женился на коровнице, а детей отдавал на воспитание в приюты, что несколько диссонировало с его теорией. Но в взглядах Ж.-Ж. Руссо нашел отражение процесс болезненной ломки старых, традиционных, феодальных отношений и формирования новых, буржуазных.

Попытки теоретического разрешения противоречия между прогрессом и «аморальностью» общества, основанного на частной собственности, предпринимаются в немецкой классической философии. Так, И. Кант внешние проявления материального и духовного развития относил к понятию «цивилизация», а в культуре видел лишь позитивные достижения в духовной жизни и, прежде всего, в нравственном самосовершенствовании людей. И. Кант считал, что человек вовсе не морален от природы. Хорошие люди также могут совершать плохие поступки. Мораль формирует человека, но не заложена в нем; ее формирование связано с долгом, самоотречением. Нравственные принципы должны выполняться добровольно и осознано. Только внутренне свободный человек может совершать нравственные поступки. В рамках этой теории прозвучал старый принцип: «поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». По И. Канту человек - это высшая культурная ценность, любые принижения личности антикультурны.

Ф. Шиллер был возмущен феодальными пережитками в своей любимой Германии. Он считал, что красота спасет мир. Главным становилось эстетическое воспитание человека. Причем Шиллер отлично понимал, что в его время явно выделялось две культуры. Мир красоты, иллюзий должен был сделать людей чище и лучше.

Г. Гегель выделял прежде всего человеческий разум. Он познает и преобразует мир. Человек проходит в своем становлении все ступени пережитые обществом ранее. Гегель был решительным сторонником европоцентризма, считал европейскую культуру высшей стадией развития духа

С XVIII в. складываются два основных подхода к определению культуры:

1. Культура в широком смысле слова отождествляется с обществом и включает в себя все, что отличает человека от животного, все созданные человечеством материальные и духовные ценности.

2. Культура в более узком смысле - это часть цивилизации, это духовная жизнь (сфера), в отличие от экономической, политической (содержание которой составляют борьба за власть и система управления) и социальной (включающей социальное устройство общества, национальные, семейно-бытовые отношения) сфер общественной жизни. Мы в дальнейшем изложении будем придерживаться в основном второго подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: