Культура Востока

На протяжении длительного исторического периода на территории Индии сложилось несколько религиозно-философских систем, подготовивших появление буддизма- первой мировой религии. Главным элементом, объединяющим все восточные религии, является культ Неба, как нечто противоположного Земле. Восточные религии основываются на понятии кармы, т.е. суммы всех добрых и злых дел человека в жизни, от которой зависит форма его нового рождения. Добродетельные человек получит воздаяние в последующем воплощении. Преступник же возродится в облике животного и ему потребуется целая цепь перерождений, дабы достичь человеческого облика. С другой стороны, все живое могло быть когда-то родственным, отсюда наблюдается очень бережное отношение индийцев к природе, как нечто равнозначному человечеству.

Время на Востоке не имеет значимой протяженности поскольку считается, что все в мире развивается по кругу или спирали. Распространеннейшим изобразительным мотивом в буддизме является колесо. Все это определило малое распространение исторических произведений. При цикличности времени и понятии реинкарнации (перерождения) история теряла смысл, поэтому ее место заняла религиозная философия. Земной мир считался иллюзорным, а непознаваемый Абсолют- реальным. Наивысшим достижением просветленного человека считалась «нирвана»- состояние, исключающее всякие земные желания и предполагающее отказ от земной жизни для слияния с абсолютом. Для европейцев наиболее удобным стало определение «нирваны» как сновидения без снов. Все эти положения входили в индуизм, брахманизм, джайнизм и буддизм.

В древности общество Индии было разделено на четыре группы (варны): жрецы, воины, торговцы, крестьяне. Затем из этой общественной системы выделились более мелкие касты. Высшей считается каста брахманов или священников, обращающихся к Брахме. Живет каждая каста своей общиной, следовательно государство как таковое ее мало волнует и связь общины и государства заключается лишь в уплате налогов. Власть государства нивелировалась тысячей обрядов и обычаев.

Одной из первых форм религиозно- философский систем стал брахманизм, включавший в себя идею всеобщность Брахмы или Абсолюта. Брахманизм отразил разложение родоплеменного строя, выводя на первые план жрецов (брахманов). Любое обращение к Брахме не имело смысла без жертвоприношения, произведенного брахманами. До сих пор в Индии наиболее почитаемыми политиками являются выходцы из этой варны.

Из брахманизма со временем выделился индуизм, опиравшийся на позиции первобытной культуры. Он был более приемлем для крестьянского населения Индии. На первый план вышла тройка божеств: Брахма, Шива и Вишну. Брахма является создателем Вселенной. Шива уничтожает все живое, но он же одновременно- покровитель искусств и ремесел. Вишну олицетворял творческую космическую энергию. Эти божества могли иметь земные воплощения как в мужской, так и в женской ипостаси. Они назывались аватарами. Одной из наиболее известных аватар Вишну был спаситель человечества Кришну. В индуизме жертвоприношение и отправление культа доступно любому, а не только ограниченной группе брахманов. Каждый мог поклоняться различным аватарам, наиболее нужным для какой-либо общины. Отсюда в индуизме большое количество местечковых богов. На основе почитания божеств- спасителей складывается институт святых наставников-гуру. Древние культы играли большую роль в религиях Индии. Это - почитание святых вод Ганга, изображения божеств в зооморфных видах: Ганеша- в виде слона, Гануман- в виде обезьяны, обожествление змей, коров и т.д., что несет на себе черты тотемизма. Абстракции брахманизма в индуизме заменили более реальные вещи. Из культа предков ведут свое происхождение надмогильные ступы и подземные храмы. Для индуизма характерен эротизм. Это связывается с необходимостью подготовки форм для новых воплощений при реинкарнации. Так был создан ряд барельефов в Борободуре.

Джайнизм поставил своей целью достижение слияния с Абсолютом путем ведения крайне аскетического образа жизни. Последователи джайнизма делились на мирян и дервишей, которым первые должны были оказывать поддержку. Женщины в дервиши не допускались из-за сложного образа жизни. Аскеты питались через день, не могли убивать ничто живое (поэтому среди джайнистов нет крестьян), В идеале они должны были вообще обходиться без еды и одежды. Джайнисты принесли в мировую культуру чай, необходимый для поддержания сил во время молений. Для джайнистов отказ от мирской жизни вел к широко поставленной благотворительности. Это обеспечило расцвет архитектуры, живописи и других видов искусства. Джайнисты мало внимания уделяли кастам, но из-за чрезмерного аскетизма распространение получило не это философскою- религиозное течение, а буддизм, более мягко подходивший к вопросам аскетизма.

С эпохой Древнего Востока связано рождение в Индии в VI в. до н.э. первой мировой религии. Ей стал буддизм. В 40 лет Сиддхартха Гаутама «достиг просветления» и стал называться Буддой, т. е. «просветленным». Если вся жизнь является страданием, то человек в состоянии прервать извечный круговорот кармы и остановить цепь реинкарнаций, буддизм претендовал на создание учения об освобождении и давал пути для реализации этого учения. Источник страданий - жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а их прекращение - уничтожение этой жажды через освобождение от желаний.

Человек был в состоянии сделать выбор, ведущий к освобождению. Для этого надо было следовать основным праведным положениями «восьмеричного пути»: взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. Человек должен полагаться на себя, а не искать спасения извне. Выдвигая идею о всеобщем равенстве людей по рождению, буддизм выступает против резких кастовых перегородок.

В буддизме выделилось два направление: «малая колесница(хинаяна) и «большая колесница» (махаяна). Для достижения слияния с Брахманом люди проходят несколько ступеней: человек, гуру (учитель), аскет (дервиш), ботхисатва (Будда, оставшийся на земле). Указанная очередность характерна для хинаяны, т.е. в ней основным является аскетизм. Некоторые народности, исповедующие это течение буддизма, в своей жизни на несколько лет уходят в монастыри (Шри Ланка, Бирма, Таиланд). Махаяна предполагает более доступный большинству людей путь к совершенству через знание. Мудрость Космоса идет через гуру, его истина верна. Для Востока учение Будды не требует доказательств. В махаяне впервые появляется понятие о рае и аде.

Космология буддизма предполагает существование трех сфер: идеальный верхний мир, средний, в котором находятся божества нижнего порядка и нижний с людьми. Каждый мир состоит из малых, средних и больших Вселенных, число которых превышает 100000. Каждая малая Вселенная состоит из элементов: 4 острова, ориентированные по сторонам света, и центральная гора Мэру. Вселенная, как и человек при реинкарнации, переживает 96 катастроф, после которых вновь возрождается. Окончательно мир погибнет в огненной катастрофе, но к этому времени все люди сольются с Абсолютом.

В Индии буддизм не получил большого распространения, поскольку на его пути стала кастовая система.

В Китае появляется разновидность буддизма -дзен. Он опирается на скрытые силы в человеке и мгновенное интуитивное озарение. Дзен был очень почитаем в Японии, где считали, что военное искусство и сосредоточенность и четкость во время тренировок помогают просветлению лучше, чем длительные медитации. Сейчас около 15 % населения Земли относят себя к буддистам.

Существует ряд особенностей, отличающих восточную культуру от западноевропейской:

1. теснейшая связь с религией и философией

2. обращение главным образом к крестьянству

3. отождествление себя с природой

4. во многом отказ от изображения богов.

Даже Будда был запечатлен в сравнительно позднее время и не имеет ничего общего с реальным типом.

Для восточных обществ является и иное положение личности и отношение к ней общества и государства. Основными чертами этой связи были: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индивидуальным, растворение личности в определенной социально- культурной общности (например, касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью.

Несмотря на обилие изобретений Восток никогда не стремился к системности науки. Поскольку мир- иллюзорен, то не следует искать в нем каких-либо закономерностей. На Востоке стремятся понять силы, заложенные в природе, но эксперимент, как деятельностное отношение человека, мало популярен. Таким образом мышление восточного человека и европейца имеют большие отличия, что и сказалось на культуре в целом. Характерными памятниками архитектуры буддизма являются Ступа в Санчи и Анкгор-Ват.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: