Даосизм и конфуцианство

Основными религиозно- философскими учениями, распространенными в Китае были даосизм и конфуцианство. Китайцы мало задумываются о жизни после смерти или мистических откровениях, зато главным в их жизни является подражание некому эталону добродетели. Духовенство слабо распространено в Китае, его место заняли ученые, выполняющие функции жрецов по отношению к культу Неба. Среди пантеона китайских богов в одно время на первый план вышел бог Шанди, являющийся одновременно как тотемом, так и всеобщим предком. Это привело к ослабеванию религиозного и усилению прагматического начала, проявившемуся в культе предков. Затем Шанди был потеснен культом Неба, но на Небо были перенесены черты прародителя китайцев. Сыном Неба считается правитель - ван, а вся империя называется Поднебесной. Небо карает недостойных и награждает добродетельных Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных взаимоотношений человека с космосом, умении следовать за движением мира. Высшая заслуга правителя - забота о народе, который в иерархии ценностей китайского общества стоит выше божеств. В Китае не приветствуется индивидуальность, слияние в единый китайский народ является наивысшим достижением. В ХХ в. социалистические идеи оказались созвучны общественным представлениям китайцев.

Постепенно Небо становится все более абстракцией, а акценты смещаются в реальную жизнь. Основой является природа. Мир гармоничен сам по себе и не надо его переделывать. Творчество принадлежит Небу. Соответствовать космическому ритму - идеал Китая. Основоположником идеи даосизма был мудрец Лао-цзы. Лао-цзы, разочаровавшись в жизни, решил покинуть Китай. Свои взгляды он изложил в крупнейшем доасском трактате. Основой его учения является дао (путь), который рассматривается в философском и религиозном смыслах. Дао объявляется причиной и сущностью мира, дао всеобъемлюще и является источником многообразия всех вещей. В даосизме отчетливо видны черты ранней диалектики. Противоположностями по даосизму являются инь и ян. Человек должен видеть не одну реалию, а мир в его многоплановости, объемном восприятии. Мир подвижен, следовательно, непостижим, в своей же невидимой основе он находится в покое и его можно понять. Надо жить в согласии с миром, и тогда ты достигнешь совершенства. Природу не надо переделывать, к ней надо тщательно прислушиваться. Даосизм не придавал государству такого большого значения как конфуцианство, считалось что его законы как и семьи надуманы. В религиозном аспекте даосизм огромное значение придавал взаимоотношению человека с различными божествами и демонами. Веками даосы занимались проблемой бессмертия. Показательным памятником подготовки к загробной жизни стала гробница Цинь Шихуади. Готовить свою гробницу правитель стал в возрасте 14 лет. Этот крупнейший мавзолей превзошел по своим масштабам египетские пирамиды. В гробницы выстроилась глиняная армия правителя, где каждый воин имеет индивидуальное лицо. Всего в гробнице насчитывается около 8000 фигур в натуральную величину.

Конфуцианство не является в полном смысле религиозной системой, это система моральных начал, возведенных в ранг государственной политики и религии как таковой. Конфуций перед выдвижением своей системы взглядов объехал вся страну и считал, что мир погряз в хаосе. Все противоречия лежат в нарушении правил и ритуалов, оставленных от «золотого века» предками. Значит, надо возвратиться к идеализированным истокам общества. Главным для человека должно стать чувство долга, обеспеченного знаниями, а не расчетом. Человек должен быть требовательным к себе. Благородный человек провозглашался связующим звеном между обществом и Небом. Конфуцианство после смерти Конфуция стало официальной государственной религией. В качестве первых мероприятий был составлен список поведенческих ритуалов. Китайские церемонии несут в себе глубокий смысл. Они должны обеспечить стабильность в обществе. Огромное значение в конфуцианстве придается форме выражения. Форма является культуротворческим фактором. Социальный порядок по Конфуцию не должен нарушаться-есть верхи и низы, управляющие и работающие. Если происходит отклонение от порядка, то его надо выправить. На высшие ступени общества ведет не происхождение, не богатство, а знание. У ворот академии Цзися в гуманитарных спорах сходилось до тысячи ораторов. Любой человек мог быть включен в правящую элиту после сдачи трехступенчатого экзамена. Считалось, что это не даст возможности недостойным занять место чиновника. В реальной же жизни препятствием стало базовое образование -иероглифика. Начинать изучение иероглифики требовалось с раннего детства. Общепринятый набор 3-4 тыс. иероглифов не дает возможности читать и толковать древние тексты, необходимые на экзамене. Образование является огромным стимулом китайцев. Конечная цель управления- забота о народе, за ним в иерархии ценностей идут божества и сам правитель. Самому же народу его чаяния недоступны и им нужно управлять. Государство повторяет структуру семьи. Правитель является отцом, все члены семьи ему обязаны подчиняться. Но только хороший правитель может руководить страной. Если же он не осуществляет своих функций, то он теряет свою добродетель и не является более представителем Неба. В этом случае народ имел право на его смещение. Поэтому в Китае наблюдается большое количество восстаний и общественных движений. Жил правитель в так называемом «Закрытом городе».

Отдельно Конфуцием был разработан принцип сяо- сыновнего долга. Долг перед семьей, народом, государством является высшей добродетелью человека. Любовь не должна играть ведущей роли в семье, главным является почитание старших и большое количество детей, обеспечивающих дальнейшее развитие семьи. Если умирал один из старших предков, дети соблюдали траур. В течение 27 месяцев они не ели мяса, не брились. В семье нет ничего личного, чего бы не знали члены семьи. Живут китайцы большими кланами и деревнями со своими храмами и почитаемыми божествами.

Знание в конфуцианстве не носит всеобъемлющего характера., многочисленные изобретения не дали систематического комплекса. Сам Конфуций считал, что конкретные знания отвлекают человека от следования Пути Неба. Выше знающего ценилась любовь к людям и обществу. Порох первоначально был предназначен для культового общения с Небом, как и различного вида китайские фонарики и змеи. Конкурсы на лучшего змея до наших дней проводится в Китае.

Внимание к Небу вело за собой развитие астрономии. Китайские ученые усовершенствовали лунно-солнечный календарь, впервые отметили существование солнечных пятен. Открытием мирового значение стало изобретение компаса. Ученый Чжан Хэн сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, распределив их по 320 созвездиям. В Китае были изобретены астрономические часы. В качестве первого вспомогательного устройства для счета появился абак (счеты).

Мир и человек едины. За каждый орган человека отвечает та или иная звезда. Медицинский каталог I в. перечислял 35 трактатов по разным болезням. В Китае были разработаны методы пульсовой диагностики и лечения эпидемических заболеваний., известное всем иглоукалывание. В культуре Китая конфуцианство и даосизм оставили трепетное отношение к природе. Цветы и птицы-главные мотивы изобразительного искусства. К цветам относятся бережнее, чем к людям, им рассказывают истории и поют песни. Цветок является многозначной символикой мира. Бамбук в изобразительном искусстве- это признак стойкости в борьбе с бедами. В каждом изображении закладываться смысловая подоплека. Широко развит пейзаж, где человеку отводится минимальная роль. Это человек должен подстраиваться к миру, а не наоборот.

Популярными в Китае были сады камней, предназначенные для размышлений. Один из камней скрыт другими и не просматривается, человек должен зрительно себе его представить

Культ предков стимулировал строительство семейных алтарей и декоративно- прикладное творчество. На коньках крыш и возле жилищ ставились статуи стражей для отпугивания демонов. В семейный культ широко включались колокола. В погребальном ритуале использовались различного вида чаши. Погребальное облачение одной из родственниц императора представляет из себя облачение из почти 3000 нефритовых пластин, скрепленных золотыми нитями.

Общественное значение строительства особенно хорошо видно из примера крупнейшего архитектурного памятника -Великой китайской стены. Значимым для китайцев был храм Неба. В архитектуре распространены пагоды с причудливой формой крыши. В начале нашей эры для помощи в строительстве была изобретена тачка, иногда она снабжалась еще и парусом. Различные восстания, движения и войны Поднебесной империи вели к совершенствованию оружия. Колесницы, основу военной мощи аристократии, сменила конница. Право на изготовление железного оружия вместо железного оставило за собой государство, введя государственную монополию. Китай стал родиной бомб, ракет и мин. В Х в. были изобретены такие важные транспортные структуры как канал и шлюз с закрывающимися воротами.

Изобретение лака для защиты металла от коррозии, а дерева и тканей- от влажности, имело общемировое значение. Китай был единственной страной, освоившей производство шелка.

Попутным, но не менее важным, стало изобретение бумаги из отходов коконов шелка. Общедоступной же бумага стала с модернизацией ее производства из дерева, которая была предложена бывшим рабом Цай Лунем в II-I вв. до н. э. Секрет производства бумаги китайцы хранили свыше 700 лет. Первыми пользователями после них стали мусульмане. По легенде основатель иероглифики подсмотрел узоры на отпечатках следов птиц и зверей. Развитию письменности способствовал переход от письма на узких дощечек с палочкой к письму на шелке и писцовой кисточке. Царские указы не только читались на площадях, но и вывешивались в письменном варианте. Иероглифика исключила разницу между национальными диалектами и создала единый язык, хотя бы в письменном эквиваленте. Письменность сама стала произведением искусства. Красивое написание иероглифа сродни созданию картины. Здесь имеет значение тип бумаги, тушь, четкость линии, потайной смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: