Нормирование загрязнений почв

В минеральной части почв присутствуют кремний, алюминий, железо, медь, кадмий, кальций, марганец, фосфор, сера и др. элементы. Как правило, химические элементы в почве находятся в виде соединений. Органическая составляющая почв представляет собой продукты распада животного и растительного происхождения (гумус), а также белки, углеводы, органические кислоты, жиры, дубильные вещества. В почвах находится большое количество живых организмов, играющих важную роль в процессе почвообразования.

Из почвы химические вещества в определенных количествах переходят в растения, а из растений с пищей попадают в организм животных и человека. Микроэлементы играют важную роль в развитии растительного и животного мира, в том числе и человека. Недостаток и избыток микроэлементов в почве приводит к нарушению обменных процессов не только у травоядных, но и у плотоядных животных и в организме человека. Заболевания, связанные с недостатком или избытком микроэлементов, называются эндемическими. Почвы способны накапливать радиоактивные вещества, которые поражают живые организмы, а попадая с пищей в организм животных и человека, приводят к заболеваниям.

Наиболее распространено загрязнение почв канцерогенами типа полициклических ароматических углеводородов. Основные источники канцерогенных загрязнений – выхлопные газы двигателей автомобилей, выбросы котельных и промышленных предприятий. Загрязнение почв канцерогенными веществами наблюдается на расстоянии до 5 км от дорог и источников выбросов.

Проблемы гигиенического регламентирования загрязнения почв возникло в 60-х годах 20 –го века, однако нормирование химических веществ в почве началось только в 1976 году, когда были впервые разработаны методические рекомендации по установлению ПДК химических веществ, утвержденные Минздравом СССР. При этом под предельно допустимым количеством загрязняющих почву химического вещества (мг/кг), не вызывающая прямого или косвенного влияния на окружающую среду и здоровье человека. Одновременно с нормированием химических веществ в почве были разработаны теоретические и методологические основы нормирования массы пестицидов, тяжелых металлов, нефтепродуктов, органических соединений и микроэлементов.

Ниже приведены значения ПДК некоторых химических веществ в почве:

Таблица 7.7

Наименование веществ ПДК, мг/кг
Металлы  
Ванадий  
Кобальт (подвижная форма)  
Марганец  
Медь (подвижная форма)  
Никель  
Ртуть 2,1
Свинец  
Свинец (подвижная форма)  
Хром  
Цинк  
Неорганические соединения  
Нитраты  
Мышьяк  
Сероводород 0,4
Фосфор (суперфосфат)  
Фториды (водорастворимая форма)  
Ароматические углеводороды  
Бензол 0,3
Изопропил бензол 0,5
Ксилолы 0,3
Стирол 0,1
Толуол 0,3
Удобрения и поверхностно-  
активные вещества (ПАВ)  
Жидкие комплексные удобрения  
Азотно-калийные удобрения  
ПАВ 0,2

Номенклатура регламентированных ПДК химических веществ в почве составляет несколько десятков наименований. По степени вредности химических веществ при систематическом их поступлении в почву располагаются в следующей последовательности: пестициды и их метаболиты, тяжелые металлы, микроэлементы, нефтепродукты, сернистые соединения, органические соединения и т.д.

В качестве оценочного показателя применяется показатель ориентировочно допустимого количества загрязняющего почву химического вещества (ОДК), который определяется расчетным методом.

Для земель единого государственного земельного фонда, устанавливается номенклатура показателей санитарного состояния почв в соответствии с ГОСТ 17.4.2.01-81. эта номенклатура показателей должна применяться при разработке нормативно-технической документации по охране почв от загрязнений, а также при контроле состояния почв.

Контроль за состоянием почв осуществляется по специальным методикам санитарными врачами, санитарно-эпидемиологическими станциями, а по химическим загрязнениям, вызывающим подкисление или подщелачивание почв, - агрохимическими лабораториями, санитарно-эпидемиологическими станциями и органами охраны природы.

7.7. Важнейшая проблема воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов

Леса являются частью природной среды и выполняют ряд важнейших эколого-экономических функций:

играют существенную роль в глобальных круговоротах углерода и азота;

оказывают важное значение на состояние водных экосистем, регулируя водообмен;

предотвращают эрозию почвы, препятствуют образованию оврагов, оползней и наводнений;

служат естественным условием сохранения биоразнообразия;

выполняют рекреационные и эстетические функции;

активно используются для хозяйственных целей.

Экологическая значимость первых пяти функций лесов превышает значимость от производственной деятельности в сфере лесопользования.

Общая площадь лесов мира к началу 90 – х гг. составляла 4082 млн. га, запас древесины, по разным оценкам, колеблется от 336,9 млрд. м3 до 370 млрд. м3. самый высокий ресурс потенциал находится в Евразии – 40% всех мировых лесов и 42% общего запаса древесины. Ежегодный объем заготовок леса составляет в настоящее время 3,4 млрд. м3. в целом, в мире наблюдается рост абсолютного объема потребления промышленной древесины, около половины, которой расходуется на производство пиломатериалов.

Леса России являются источником ценного и разнообразного сырья для многих отраслей народного хозяйства. Они выполняют также важнейшие защитные и природорегулирующие функции, значение которых вырастает с каждым годом.

Общая площадь лесного фонда Российской Федерации превышает 1,2 млрд. га, что составляет свыше22% лесной площади мира. Общий запас стволовой древесины основных лесообразующих пород достигает 74 млрд. м3. Одна треть общемировых запасов органического вещества сосредоточена в лесах нашей страны, однако в целом из-за неблагоприятных природно-климатических условий продуктивность лесов довольно низкая – в среднем около 130 м3/га (табл. 7).

В России ежегодно заготавливается свыше 400 млн. м3 древесины, что составляет 26% общемировых лесозаготовок. Интенсивность использования лесных ресурсов во многом определяет общее состояние лесов и продуктивность.

Географическое размещение лесов в нашей стране неравномерно, что неблагоприятно сказывается на их использовании. Свыше 80% покрытой лесом площади расположено в труднодоступной таежной зоне на территории многолесных районов. На европейскую часть и Урал приходится 18% эксплуатационных запасов между тем как в этих районах заготавливается 70% древесины. Леса европейской части страны более подвержены антропогенному воздействию, т.к. здесь сконцентрированы свыше 75% производительных сил.

Возрастающее водоохранное, почвозащитное, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение лесов европейской части России обусловливает развитие многоцелевого лесного хозяйства.

При сохранении существующей структуры лесопользования хвойные насаждения будут вырублены за 30-40 лет. Таким образом, для сохранения лесов и их защитных функций необходимо использовать древесину лиственных пород, а также различные отходы.

Объем древесных отходов в целом по стране превышает 200 млн. м3, около четверти из них – это брошенная на лесосеках древесина. Много отходов образуется при механической обработке древесины (40%), при потреблении

лесоматериалов (12%).

Наиболее прогрессивным направлением в развитии лесоперерабатывающего производства является опережающее развитие отраслей химической переработки, которая дает возможность использовать любое древесное и вообще целлюлозосодержащее сырье.

Необходимо разрабатывать методы и способы химической переработки древесины с целью получения продукции с заранее заданными свойствами.

Необходимы государственные программы предусматривающие меры по охране лесов и их рациональному использованию. В комплекс мероприятий по охране лесов и воспроизводству, прежде всего, должны входить обновление и улучшение состава древесных пород с помощью быстрорастущих и высокопродуктивных видов, особенно хвойных – сосны, кедра, ели, пихты. Необходимы разработка и внедрение технических методов воздействия на природные условия произрастания лесов и по борьбе с потерями сырья при эксплуатации.

В число мер по лесовосстановлению входят мелиорация, введение почвоулучшающих древесных, кустарниковых и травянистых растений, использование удобрений, средств защиты деревьев от вредных насекомых, улучшение микроклиматических лесных рубок массивов при использовании различных систем рубок.

В настоящее время разработана программа по стратегическому развитию отраслей лесного комплекса в европейских регионах России. В этой программе предусматриваются следующие меры:

создание эффективных экономических систем по всему циклу производства – от заготовки до глубокой переработки древесины в соответствиями с требованиями охраны и защиты лесов и предотвращения вредных выбросов в атмосферу и водный бассейн от лесохимических предприятий;

создание прогрессивной структуры потребления продукции целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности;

разработка рекомендаций по максимальному использованию действующих производственных мощностей, в том числе и в следствии их технического перевооружения и модернизации;

разработка и осуществление предложений по сбалансированию инфраструктуры,

по строительству и реконструкции старых предприятий;

создание действенной системы экспорта всех видов продукции отраслей лесопромышленного комплекса;

разработка рекомендаций по балансовой увязке лесного комплекса с другими отраслями народного хозяйства;

разработка рекомендаций по внедрению рыночных механизмов.

Производимые с 1991 года кардинальные реформы по переходу к рыночной экономике резко изменили условия и состояние всего лесного сектора, и управление лесами. В лесном секторе за период перестройки к 1998 году произошел спад производства: по заготовке деловой древесины и производства пиломатериалов – в 4 раза, целлюлозы в 2,3 раза, бумаге и картону в 2,1 и 2,7 раза по сравнению с 1990 годом. Лучшие предприятия лесопромышленного комплекса были переданы иностранным владельцам. ОАО «Волга» было приобретено немецкой фирмой, Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат попал в собственность шведского концерна и т.д.

В 2000-2002гг. наметился подъем производства основных видов лесопродукции. Однако высокая степень изношенности основных фондов и несбалансированность структура лесопромышленного комплекса не дает возможности лесному сектору выйти из кризиса.

Приоритетными задачами формирования устойчивого лесного сектора России является создание сбалансированного комплекса отраслей и пространственное приближение производителей лесопродукции к ее потребителям. На протяжении всей истории наблюдается односторонняя эксплуатация лесов России, направленная на вырубку самых высокопродуктивных древостоев. Из поколения в поколение леса передаются в ухудшенном состоянии.

Таблица 7.8

Основные показатели лесного фонда.

Годы Общая площадь лесного фонда, млн.га Земли, покрытые Лесом, млн.га Общий запас древесины на корню, млрд. м3
  1059,1 674,7 75,7
  1163,8   76,9
  1161,9 705,6  
  1161,4 729,7 78,7
  1170,3 749,5 80,7
  1187,7 766,6 81,9
  1182,6 771,1 81,6
  1180,9 763,5 80,7
  1172,3 769,8 81,3

Источники. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды РФ в 1998 г.»

7.8. Охрана недр. Принципы охраны недр

Недра простираются от поверхности Земли до ее центра. Внешнюю сферу твердой Земли принято называть литосферой. Это наиболее разведанная часть недр. Строение литосферы неоднородно на материках и под океаном.

Недра Земли являются кладовой по добыче полезных ископаемых. В конце 20 века из недр извлекалось более 100млрд. т полезных ископаемых, т.е. около 20 т. на каждого жителя планеты. При этом 90% добываемых из недр пород остается в отвалах. Большое количество пород рассеивается по поверхности земли при перевозках полезных ископаемых к местам их переработки.

Безопасность пользования недрами достигается мероприятиями, которые не допускают нарушения равновесия и баланса круговорота веществ и энергии в природной среде. Процесс добычи полезных ископаемых из недр Земли требует все больше материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применения новых технологий и оборудования.

Важнейшие положения по охране недр изложены в Конституции РФ. В статье 58 провозглашается, что «недра находятся в государственной и иных формах собственности и являются состоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и не могут использоваться в ущерб их интересам».

Основные направления по охране недр изложены в законе РФ «О недрах». Они сводятся к следующему:

предупреждение истощения запасов полезных ископаемых за счет их рационального использования, разведка новых месторождений;

предупреждение загрязнения недр и в первую очередь подземных питьевых и минеральных вод вредными отходами, промышленными стоками, химическими

соединениями от ливневых стоков;

не допущение вредного воздействия недр на среду обитания людей и живой природы из-за нарушения и разрушения верхнего слоя при разработке полезных ископаемых;

охрана уникальных объектов недр, подземных минеральных лечебных и питьевых вод.

Правовые меры по охране недр включают:

обеспечение полного и комплексного изучения недр, наиболее полной добычи из них полезных ископаемых, их рациональное использование и извлечение всех компонентов;

предотвращение вредного влияния работ по использованию недр на сохранность полезных ископаемых, качество подземных вод;

предотвращение вредного воздействия добычи полезных ископаемых на природные комплексы (атмосферный воздух, почвы, водные объекты, животный и растительный мир);

обеспечение сохранности памятников природы и истории.

Одна из функций охраны недр – учет природных богатств, который предусматривает установление месторождений и запасов полезных ископаемых, их качественных и количественных характеристик, сбор основных данных о природопользователях и их длительности. Учет ведется как на государственном, так и на местном уровнях. Общераспространенные полезные ископаемые (песок, гравий, щебень, глина, известняк) учитывают местные органы власти, которые дают так же разрешение на их использование.

Полезные ископаемые не общераспространенного характера (нефть, уголь, газ, различные руды) учитываются на федеральном уровне. На основании данных учета составляется Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, в который включают сведения о количественном и качественном состоянии полезных ископаемых страны, их геолого-экономическую оценку, условия их разработки.

В законе РФ «О недрах» изложены основные положения по охране недр в процессе геологической разведки, в процессе проектирования и ввода в строй добывающих сооружений. Особое место отводится государственному контролю и обеспечению безопасности при проведении горных работ. Государственный контроль за использованием недр и безопасной их разработкой осуществляет государственный горных технический надзор (Госгортехнадзор) в составе Правительства РФ. Права и обязанности Госгортехнадзора регламентированы соответствующим положением.

Закон «О недрах» определяет компетенцию различных органов управления по использованию недр и разрешению споров. За нарушение законодательства «О недрах» и других правил и норм в этой области деятельности виновные привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Недра предоставляются в пользование на основе лицензий, которые выдаются в соответствии с требованиями «Положения о порядке лицензирования пользования недрами». Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой в области недр возлагается на Комитет по геологии и использованию недр Правительства РФ и его территориальными органами. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков.

В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» природопользователи обязаны вести количественный и качественный учет природных ресурсов и проводить их социально-экономическую оценку. На любой вид природопользования предусматриваются лимиты, служащие экологическими ограничениями по территориям. Под лимитом понимается установление для предприятий-природопользователей на определенный срок предельного количества использования (изъятия) природных ресурсов. Лимиты на природопользование устанавливают органы охраны природы и местные администрации, исходя из потребностей предприятия и возможностей природной среды.

С предприятий-пользователей недрами взимаются следующие виды платежей:

за право пользования недрами;

отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;

за выдачу лицензий;

акцизный сбор по отдельным видам сырья.

Кроме того, пользователи недр платят налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством.

Конкретные виды платы устанавливаются органами, которые выдают лицензии, и зависят от размера участка недр, их полезных свойств, степени экологической

опасности. Платежи включаются в себестоимость продукции.

Основными задачами охраны применяемых на производстве природных ресурсов являются:

проведение геологической разведки с целью создания потенциальных запасов полезных ископаемых;

полное и комплексное извлечение из месторождений всех входящих в него компонентов;

вторичное использование всех видов отходов;

предотвращение вредного влияния добычи полезных ископаемых на окружающую среду и людей;

разработка технологий по улавливанию и переработке ценных веществ в выбросах, стоках и отходах производства;

разработка заменителей природного сырья и их широкое применение.

Весьма актуально повышение коэффициента полезного использования минерального сырья. Миллиарды тонн угля и других полезных ископаемых оставлены в заброшенных шахтах и рудниках. При шахтной разработке угля его потери достигают 25% и более.

Полезность минерального сырья составляют не только основные, но и сопутствующими элементы. Например, в медно руде содержатся золото, серебро, кобальт, теллур и другие элементы. Медноколчеданные руды содержат до 5% цинка, до 46% серы, до 35% железа. В этих рудах содержатся также свинец, сурьма, золото, серебро и другие металлы.

Максимально полное использование минерального сырья – важнейшее условие сбережения природных ресурсов и сокращения загрязнения окружающей среды. За прошедшее столетие на земной поверхности скопилось более 20 млрд. т шлака, 3млрд. т золы, 1,5 млрд. т мышьяка, более 1 млрд. т никеля, около 900 тыс. т кобальта, до 600 тыс. т цинка и сурьмы и тысячи тонн других металлов, полезных ископаемых, чем за всю предыдущую историю человечества. В 20в. бурно развивались топливно-энергетическая, металлургическая, машиностроительная, агрохимическая, а также получили широкое развитие новые отрасли промышленного производства: автомобильная, авиационная, космическая и др. В промышленный оборот были вовлечены практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева, включая лантаноиды и актиноиды.

Вся выпускаемая новая техника содержит компоненты, в состав которых входят те или иные редкие и рассеянные элементы.

С распадом Советского Союза, Россия лишилась источников ряда дефицитных видов минерального сырья: месторождения марганца оказались на территории Украины, Грузии и Казахстана, хрома – в Казахстане, урана – на Украине, в Средней Азии и Казахстане, титана и каолина – на Украине, ртути в Киргизии. Кроме того, были сокращены геологоразведочные работы, а также были ликвидированы многие не выдержавшие конкуренции горнодобывающие предприятия.

Таблица 7.9

Подтвержденные запасы минеральных ресурсов (на 01.01.1998г.)

Вид минерального сырья Россия % Весь мир
Нефть, млн.т 6653,8 4,8 137543,2
Газ, млрд.м3   32,4 146691,4
Уголь, млн.т   12,8  
Уран, тыс.т   5,7 2534,42
Железная руда, млн.т   16,9  
Марганцевая руда, млн.т   2,7  
Никель, тыс.т   13,2  
Кобальт, тыс.т   2,6  
Свинец, тыс.т   7,6  
Цинк, тыс.т   6,2  
Олово, тыс.т   3,7  
Вольфрам, тыс.т   9,6  

Источник: Справочник «Минеральные ресурсы мира на начало 1998г.» Центр «Минерал».

На фоне общемирового наращивания добычи полезных ископаемых, в России идет снижение, а по ряду компонентов (например, редкие металлы) полное прекращение добычи минерального сырья.

Таблица 7.10

Добыча минерального сырья в 1991, 1998г.

Вид минерального сырья СССР 1991 Россия 1991 Россия 1998 Весь мир 1991 Весь мир 1998
Нефть, млн.т          
Газ, млрд.м3          
Уголь, млн.т          
Уран, тыс.т (1985)   -      
Железная руда, млн.т   90,9 72,6    
Марганцевая руда   - 0,1    

Источники: Бежанова М. П., Бежанов С. К., Глухов Л. В. Мировые запасы и добыча важнейших видов минерального сырья. М.: Научный мир, 2000; Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат Россия, 1999, 621с.

В последнее десятилетие усилилось внимание к разработке способов более полного использования сырья и снижения удельного требования конечных продуктов (металлов, энергоресурсов), вторичному использованию ресурсов.

Опыт 20 века убедительно показывает, что общемировое потребление почти всех видов минерального сырья неуклонно возрастает, что должно привести к их неотвратимому истощению.

Таблица 7.11

Потери отдельных полезных ископаемых при добыче в РФ.

Минеральное сырье          
Уголь 16,1 15,7 11,5    
Железная руда 2,8 2,9 3,3   2,6
Хромовая руда   27,7 25,3 24,6 16,1
Горючие сланцы   29,6 25,5   25,6
Калийные соли 59,6 60,1   60,5 60,1
Фосфоритная руда 4,4 8,5 6,7 6,4 6,9

Глава 8. Эколого-экономическое регулирование природопользования на международном уровне

8.1. Принципы и формы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому, серьёзные экологические нарушения в одной стране наносят значительный ущерб экосистемам соседних стран. Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшения состояния биосферы. Все основные проблемы экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических, минеральных и других ресурсов планеты) обуславливают необходимость международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время назревает необходимость создания надгосударственного экологического органа, который осуществлял бы контроль за рациональным использованием природных ресурсов во всех государствах и регионах.

Сложность и многоплановость отношений между обществом и природой, обусловили многоцелевой характер международной экологической политики. Центральную роль в общей структуре экологической политики играет система оперативного управления природопользованием и охраной окружающей среды, задача которого состоит в принуждении и побуждении предприятий к практической деятельности природоохранного характера. Для этого существуют законы и административные нормы, а также рыночные подходы, включающие возмещение ущерба, наносимого окружающей среде.

Принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены в XV главе (статьи 81 и 82) «Закона об охране окружающей среды»

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в сфере природопользования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Длительное время международное сотрудничество вырабатывало и формулировало принципы экологического международного сотрудничества, которые в настоящее время сводятся к следующему:

- каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

- каждое государство имеет право на использование окружающей среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

- экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счёт других государств или без учёта их интересов (природные ресурсы слаборазвитых и отсталых стран не должны безудержно эксплуатироваться индустриальными государствами);

- хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства не должна наносить ущерб окружающей среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

- недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

- установление контроля на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров;

- обеспечение свободного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовым природосберегающим технологиям;

- оказание помощи в чрезвычайных экологических ситуациях;

- мирное решение всех споров, связанных с проблемами окружающей среды.

Мировая экологическая политика осуществляется на нескольких международных уровнях:

- сотрудничество со странами СНГ;

- с восточноевропейскими странами;

- со странами Балтии;

- с индустриально развитыми государствами;

- с развивающимися странами.

Экологические объекты, находящиеся вне юрисдикции государств делятся:

- находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой);

- используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Чёрное, Баренцево моря);

- используемые двумя государствами – как правило, пограничные объекты (реки Дунай, Амур и Уссури, Чудское озеро).

В целях охраны фауны и флоры утверждена Международная Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающиеся в особой охране.

Более ста международных организаций активно занимаются экологическими проблемами в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Наиболее авторитетная из них – Организация Объединённых Наций, рассматривающая экологические проблемы по Генеральной Ассамблее (резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений «1981 г.; Всемирная Хартия природы 1982 г.) на конференциях (Стокгольм – 1972 г., Рио-де-Жанейро – 1992 г.), на совещаниях (Вена, Монреаль).

В 1972 году при ООН создан специальный орган по окружающей среде (ЮНЕП). Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». ЮНЕСКО, - организация ООН по вопросам науки и культуры, одобрила программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда».

Всемирная организация здравоохранения занимается проблемами гигиены и загрязнения воздуха. Всемирная метеорологическая организация ВМО занимается климатической программой, службой погоды, Всемирная организация продовольствия ФАО осуществляет контроль за качеством продуктов питания.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) содействует сотрудничеству между национальными и международными объединениями.

Сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды привело Россию к необходимости создания двухстороннего сотрудничества.

8.2 Изменения в сфере природопользования в период научно-технической революции

Одной из функциональных международных задач в области экологии является рациональное использование природных ресурсов.

Система природопользования – сложная, подвижная система, находящаяся в постоянном изменении. Особенно крупные изменения в ней произошли за последнюю четверть века. Нового уровня достиг процесс интернализации, глобализации систем природопользования. Транснациональные компании по сбыту природных ресурсов (нефти, природного газа, минерального сырья)превратились в основной структурообразующий фактор мирового хозяйства. На рубеже XX-XXI веков произошли огромные изменения в развитии производительных сил, что непосредственно связано с природопользованием. В индустриально развитых странах завершился переход к интенсивному типу воспроизводства и интенсивной системе природопользования.

В настоящее время возрастают нагрузки на природные экосистемы, растёт загрязнение окружающей среды, происходит сокращение природных ресурсов.

Актуальной проблемой современности является разработка новых подходов к управлению природопользованием. Последние десятилетия отмечены нарастанием противоречий между уровнем развития производительных сил и развитием человека. Изменения в производительных силах не сопровождаются соответствующими изменениями в положении человека. Многие миллионы людей остаются неграмотными, не могут ощущать себя созидательной силой.

Происшедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли изменения и в системе природопользования в России и странах СНГ. Развал СССР существенным образом повлиял на расстановку экономических сил между странами и системами. Россия и страны СНГ превратились в ресурсэкспортируемые государства.

Последние два десятилетия показали огромные различия в экономическом развитии мирового сообщества. Существенные различия в уровнях экономического развития в мировой экономической системе не способствует её структурному равновесию при использовании природных ресурсов.

На рубеже веков происходит увеличение масштабов хозяйственной деятельности, расширение связей между различными странами по природопользованию. Все страны включены в систему природопользования, так как они взаимосвязаны посредством деятельности людей. Появился термин «мировое (глобальное) хозяйство с единой системой пользования». Очевидно, что все страны при всей сложности и противоречивости их взаимоотношений представляют в экономическом отношении определённую целостность, единство.

Природопользование стало глобальным, оно охватывает все страны через международное разделение труда. Рост производства в мире сопровождается значительным увеличением потребления большинства видов сырья. За 30 лет (1945-1975 гг.) минерального сырья в мире было использовано примерно столько же, сколько за всю предыдущую историю человечества. В промышленно развитых странах в этот период при общем увеличении промышленного производства в 3,5 раза объём среднегодового потребления металлов возрос примерно втрое, горнохимического сырья в 3,5 раза, первичных источников энергии в 2,6 раза. За последние 100 лет численность человечества увеличилась почти в 4 раза, потребление энергии в 10 раз, совокупного продукта в 17,6 раза, потребление минерального сырья – в 29 раз. В XX веке использовано 85% всех добытых за всю историю человечества полезных ископаемых. В настоящее время ¼ суши занята агроценозами и пастбищами и ¾ территории находится в зоне прямого хозяйственного воздействия.

Таблица 8.1

Мировое потребление энергии в 1900 и 1997 гг.


1.1.1.1.1.1.1.1.219 Доля %
1.1.1.1.1.1.1.1.221 Всего, млн. т. нефтяного эквивалента
1.1.1.1.1.1.1.1.223 Доля, %
1.1.1.1.1.1.1.1.225 Всего, млн. т. нефтяного эквивалента
1900 г 1997 г

Уголь 501 55 2122 22

Нефть 18 2 2940 30

Природный 9 1 2173 23

газ

Ядерная 0 0 579 6

энергетика

Возобновля- 383 42 1833 19

емые источ-

ники энергии

Всего 911 100 9647 100


К. Флейвин. С. Данн. Состояние мира 1999. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир». 2000 с. 31.

Динамику потребления природных ресурсов определяют главным образом следующие факторы:

- уровень материального производства, общий рост которого действует в сторону абсолютного увеличения потребностей в сырье;

- научно-технический прогресс, воздействие которого проявляется в изменении структуры затрат ресурсов и их относительном снижении на единицу конечной продукции.

Рост материального производства ведёт к абсолютному повышению потребностей в большинстве видов природных ресурсов.

Вступая в XX век, человечество не ставило своей целью экономию природных ресурсов или снижение энергозатрат. Планировалось простое наращивание производств, замена маломощных средств производства более мощными. Весь XX век характеризуется динамикой экстенсивного развития: увеличением производства электроэнергии, стали, алюминия, удобрений, пестицидов, автомобилей и т.д.

В последней четверти XX века произошли революционные изменения в стратегии экономического развития. Повышение странами ОПЕК цен на нефть заставило главных её покупателей – США, Японию и страны Западной Европы – срочно развивать новые технологии энергосбережения. Например, автомобильные концерны направили свои усилия на создание сверхэкономных новых моделей с использованием более лёгких материалов, совершенных двигателей, электронных систем регуляции. Были быстро разработаны и внедрены новые теплоизоляционные материалы, а также стали разрабатываться нетрадиционные виды получения энергии.

В течение почти десяти лет развитие мирового хозяйства происходит без увеличения энергозатрат.

Наиболее крупные достижения науки – создание ядерной энергетики, полупроводниковой техники и микроэлектроники, освоение космоса – стали реальностью благодаря вовлечению в сферу промышленного использования редких, рассеянных и платиновых металлов. XXI век будет веком новых функциональных материалов, и они будут являться определяющими факторами развития страны. Развитие масштабного направления на создание функциональных материалов на основе редких и платиновых металлов невозможно без хорошей минерально-сырьевой базы.

8.3 Природные ресурсы и их территориальное распределение

Наличие природных ресурсов является главным условием размещения производительных сил на территории той или иной страны.

Количество, качество и сочетание ресурсов определяет природно-ресурсный потенциал территории, который является важным фактором размещения населения и хозяйственной деятельности. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда, как международном, так и местном.

Природные ресурсы распределены неравномерно. В результате этого различные районы, страны, регионы имеют разную ресурсообеспеченность, т.е. соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Этот показатель по каждому виду ресурсов можно выразить либо количеством лет, на которые может хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

Таблица 8.2.

Численность населения и доступность возобновляемых ресурсов в мире

Показатели 1990 г. 2010 г. Общее изменение, % Изменение в пересчёте на душу населения %
Население планеты, (млн. чел.)     +33 -
Улов рыбы, млн. т.     +20 -10
Орошаемые земли, (млн. га.)     +17 -12
Пахотные земли, (млн.га.)     +5 -21
Пастбища, (млн.га.)     +4 -22
Леса, (млн.га.)     -7 -30

Таблица 8.3.

Подтвержденные запасы основных видов полезных ископаемых и их расположение (на начало 1997 г.)


 
 


Нефть

(с учётом

1.1.1.1.1.1.1.1.267 100
1.1.1.1.1.1.1.1.269 6,6
1.1.1.1.1.1.1.1.271 0,4
1.1.1.1.1.1.1.1.273 8,0
1.1.1.1.1.1.1.1.275 6,7
1.1.1.1.1.1.1.1.277 62,7
1.1.1.1.1.1.1.1.279 1,9
1.1.1.1.1.1.1.1.281 13,7
1.1.1.1.1.1.1.1.283 В % от мировых запасов
конденсата)

1.1.1.1.1.1.1.1.285 26,15
1.1.1.1.1.1.1.1.287 13,7
1.1.1.1.1.1.1.1.289 19,0
1.1.1.1.1.1.1.1.291 26,81
1.1.1.1.1.1.1.1.293 34,26
1.1.1.1.1.1.1.1.295 27,09
1.1.1.1.1.1.1.1.297 4,06
1.1.1.1.1.1.1.1.299 144,58
1.1.1.1.1.1.1.1.301 На душу населения

 
 


Природный

1.1.1.1.1.1.1.1.321 23509,4
1.1.1.1.1.1.1.1.323 11948,9
1.1.1.1.1.1.1.1.325 20953,3
1.1.1.1.1.1.1.1.327 13068,3
1.1.1.1.1.1.1.1.329 28035,5
1.1.1.1.1.1.1.1.331 17027,2
1.1.1.1.1.1.1.1.333 8809,0
1.1.1.1.1.1.1.1.335 322313
1.1.1.1.1.1.1.1.337 На душу населения / 1.1.1.1.1.1.1.1.338 чел
1.1.1.1.1.1.1.1.340 100
1.1.1.1.1.1.1.1.342 6,67
1.1.1.1.1.1.1.1.344 0,44
1.1.1.1.1.1.1.1.346 4,34
1.1.1.1.1.1.1.1.348 6,12
1.1.1.1.1.1.1.1.350 43,84
1.1.1.1.1.1.1.1.352 4,61
1.1.1.1.1.1.1.1.354 33,99
1.1.1.1.1.1.1.1.356 В % от мировых запасов
газ

 
 


1.1.1.1.1.1.1.1.376 294,6
1.1.1.1.1.1.1.1.378 167,3
1.1.1.1.1.1.1.1.380 393,3
1.1.1.1.1.1.1.1.382 49,6
1.1.1.1.1.1.1.1.384 1724,8
1.1.1.1.1.1.1.1.386 131,3
1.1.1.1.1.1.1.1.388 386,4
1.1.1.1.1.1.1.1.390 1364,5
1.1.1.1.1.1.1.1.392 На душу населения т/чел
1.1.1.1.1.1.1.1.394 100
1.1.1.1.1.1.1.1.396 7,45
1.1.1.1.1.1.1.1.398 6,64
1.1.1.1.1.1.1.1.400 1,31
1.1.1.1.1.1.1.1.402 30,02
1.1.1.1.1.1.1.1.404 26,96
1.1.1.1.1.1.1.1.406 16,13
1.1.1.1.1.1.1.1.408 11,48
1.1.1.1.1.1.1.1.410 В % от мировых запасов
Уголь


Железная

1.1.1.1.1.1.1.1.430 36,1
1.1.1.1.1.1.1.1.432 28,3
1.1.1.1.1.1.1.1.434 624,7
1.1.1.1.1.1.1.1.436 42,0
1.1.1.1.1.1.1.1.438 94,2
1.1.1.1.1.1.1.1.440 8,46
1.1.1.1.1.1.1.1.442 52,0
1.1.1.1.1.1.1.1.444 388,7
1.1.1.1.1.1.1.1.446 На душу населения т/чел
1.1.1.1.1.1.1.1.448 100
1.1.1.1.1.1.1.1.450 10,3
1.1.1.1.1.1.1.1.452 8,61
1.1.1.1.1.1.1.1.454 9,08
1.1.1.1.1.1.1.1.456 13,39
1.1.1.1.1.1.1.1.458 14,19
1.1.1.1.1.1.1.1.460 17,72
1.1.1.1.1.1.1.1.462 23,9
1.1.1.1.1.1.1.1.464 В % от мировых запасов
руда

Лукьянчиков Н.Н. Потравной И.М. Экономика и организация природопользования М. 2000 с. 57-58.

При этом возникает два существенных момента:

- во-первых, на сколько лет хватит данного ресурса;

- Во-вторых, как следует использовать данный природный ресурс (комплексность, эффективность, безотходность и т.д.)

Большое влияние на вовлечение природных ресурсов в процесс производства оказывает научно-технический прогресс.

С одной стороны, он способствует рационализации использования природных ресурсов: выявление более дешёвых по добыче и легко транспортируемых топливных ресурсов (природный газ по трубопроводам); внедрение более полного извлечения и переработки нефти (в настоящее время коэффициент отдачи пластов в среднем для топливных ресурсов составляет около 45%, в т.ч. для угля открытой добычи – 35-80%, для нефти -35%, природного газа – 80%); повышение коэффициента использования уже добытого топлива и сырья (средний мировой уровень полезного использования первичных полезных энергоресурсов составляет около 30%, в т.ч. при сжигании угля – 20%, нефти -24%, природного газа – 48%); внедрение безотходных технологий.

С другой стороны, под влиянием научно-технического прогресса расширяются старые производства и получают «второе дыхание» старые промышленные районы, создаются новые производства, осваиваются новые территории, увеличивается число полезных ископаемых, вовлекаемых в производство.

Сложно сказать, какая из тенденций победит в скором будущем: сберегающая или потребляющая. Следует отметить, что разведанные запасы полезных ископаемых растут быстрее, чем их добыча.

Влияние природных ресурсов на экономику

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозятся преимущественно из развивающихся стран.

В силу того, что огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Из этого возникает зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию экспорта многих развивающихся государств.

В России имеется свыше 40% мировых запасов железной руды. Страна обладает 1/3 мировых запасов лучшей по качеству меди. В России добывается 25% мирового объёма алмазов, никеля, серебра. Страна полностью обеспечена марганцем, цинком, платиной, золотом, ванадием, свинцом и другими редкими металлами. Как говорил Н. Тимофеев- Ресовский «Мы можем жить автономно. У нас есть вся периодическая система Д.И. Менделеева в наших недрах, у нас имеются и различные климатические зоны, все возможности для сельского хозяйства»

Неравномерность обеспечения стран природными ресурсами, а также потребление их выдвигает закономерностей в экономическом развитии стран. Первая из них связана с необходимостью поиска путей более рационального использования природных ресурсов. Вторая задача состоит в создании малоотходных и безотходных технологий и предприятий на их основе.

8.4. Значимость природного наследия России для мирового сообщества

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объёмы собственного потребления и экспорта. Россия занимает ведущее место по запасам многих природных ресурсов (табл. 8.3.)

Пресная вода становится фактором, сдерживающим рост численности людей, производства или пищевых продуктов и развития всех отраслей экономики. Некоторые страны существуют за счёт привозной воды. Недостаток её ведёт к болезням, эпидемиям, нищете и голоду, политическим конфликтам и военным столкновениям. В настоящее время треть жителей планеты страдает от недостатка и плохого качества воды.

На этом фоне мирового дефицита основного источника жизни человека Россия обладает уникальными водными ресурсами. Одно только озеро Байкал содержит 1/5 всех мировых запасов пресной воды. На территории России находится самое крупное в мире природное подземное водохранилище – Западно-Сибирский артезианский бассейн, площадь которого достигает трёх миллионов квадратных километров. По территории России протекают полноводные и протяжённые реки (Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга и т.д.)

Леса- легкие планеты. Они являются поставщиком кислорода в атмосферу Земли и многих биологических ресурсов для жизнедеятельности человека. Россия владеет четвертью мировых запасов лесных ресурсов. За последние 200 лет площадь лесов во всем мире сократилась в 2 раза. Леса вырубаются со скоростью 2% в год. Только растительность делает воду, осуществляя её круговорот в биосфере. Назначение растительного мира – образование органического вещества и кислорода при усвоении в процессе фотосинтеза углекислого газа и воды. За год растения поглощают примерно 200 млрд. т. (3-3,6 т/год га.) и выделяют 150 млрд. т. кислорода (1,8-5 т./год га.)

Наиболее важной частью растительного мира является лес. Его общая площадь на Земле 38 млн. (Россия -8 млн. , США- 2 млн. , Бразилия -3,2 млн. , Канада – 2,6 млн. ). Лес занимает около 7% поверхности Земли, но вырабатывает 50% кислорода получаемого атмосферой от растительного мира.

В настоящее время особую тревогу вызывает судьба самых больших лесных массивов планеты – амазонских лесов. Они были величайшим источником богатств для всей Земли. В 80-е. года уничтожилось от 100 до 130 тыс. лесов с целью освобождения земли для пашни и скотоводства. За последние 10 лет потеряна ¼ часть лесов Таиланда, за 5 лет -1/7 лесов Филиппин. На этом фоне леса России приобретают особую значимость для мирового сообщества.

В настоящее время возник вопрос о торговле квотами за пользование кислородом в связи с неоднородным распределением получения и потребления кислорода разными странами. Ряд стран являются донорами кислорода, их леса в избытке вырабатывают его и снабжают промышленные страны потребители. Тропические леса Бразилии производят в год избыточного кислорода около 5089 млн. т., а леса России – 5346 млн.т. Поставщиками кислорода являются также леса Канады, Аргентины, Венесуэлы, Мексики, Турции, Финляндии, Индонезии, Китая, Малайзии, Новой Зеландии, Филиппин. Активными потребителями кислорода являются промышленно-транспортные предприятия США, Австрии, Бельгии, Люксембурга, Англии, Германии, Греции, Дании, Италии, Нидерланд, Франции, Швеции, Венгрии, Польши, Румынии, Южной Кореи, Сингапура, Тайвани, Японии. Например, в США дефицит – разность между потреблением кислорода промышленностью и его воспроизводством растительностью составляет 1529 млн.т. ежегодно. Япония также потребляет атмосферного кислорода больше, чем производит флора её территории (на 1045 млн. т.) Япония также и США - крупные потребители «чужого» кислорода – должны были бы ежегодно выпдачивать странам – донорам 14420 млн. дол. И 13,8 дол. · 1529 млн. т. =21100 млн. дол. Растительность России производит для всей планеты 5 млрд. т. избыточного кислорода, стоимость которого оценивается примерно 50 млрд. дол. Не исключено, что в XXI веке может быть осуществлён такой рыночный механизм.

8.5. Актуальные проблемы управления природопользованием в России

Эффективность управления природопользованием в условиях перехода к рыночным отношениям возможна только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Высокая обеспеченность России дефицитными сырьевыми, особенно энергетическими ресурсами имеет для страны первоочередное значение. Природные ресурсы создают условия для сырьевой и энергетической безопасности страны, вносят значительный вклад в национальную конкурентоспособность, а также обеспечивают экспортные возможности страны. Топливно-сырьевые товары российского экспорта составляют главный источник валютных доходов. На рубеже веков была утрачена иллюзия независимости экономики России от международных стандартов. Современная мировая экономическая ситуация характеризуется прежде всего сокращением доступных сырьевых ресурсов и негативным влиянием деятельности человека на биосферу Земли.

Противоречия между возможностями минерально-сырьевого потенциала и состоянием дел в управлении его рыночными механизмами приобрели для России угрожающий характер. Если это противоречие не будет разрешено, то постепенно Россия потеряет влияние на ценовую политику на минеральные ресурсы. Большинство сырьевых стран использовали опыт, накопленный в своё время в Советском Союзе. Россия отказалась от этого опыта (Госплан), но ничего взамен не создала, до сих пор не построен баланс с регионами Российской Федерации. В настоящее время отсутствуют достоверные данные о количестве и качестве месторождений полезных ископаемых. В России только предварительно разработано «Положение о порядке проведения госэкспертизы запасов полезных ископаемых».

Нормативно-правовая база в сфере природопользования, закреплённая в 1992 году Законом «О недрах» вошла в противоречие с реальной ситуацией, создавшейся в сфере природопользования. Резко обострились недостатки в организации лицензирования и контроля за выполнением условий лицензий.

В настоящее время не только в общественном сознании, но и в экономических кругах сложилось во многом ошибочное представление о высокой и даже избыточной сырьевой обеспеченности страны. Совершенно неоправданно ставится знак равенства между потенциальными природными возможностями и запасами конкретных ресурсов, реально подготовленных для использования.

Нарушен технологический цикл изучения, воспроизводства, практического применения и охраны природных ресурсов. При сохранении подобных тенденций в стране будут израсходованы в ближайшее время подготовленные для использования запасы важных природных ресурсов. Это может породить сырьевой кризис даже при наличии высокого природно-ресурсного потенциала. Кроме того в России сложилась крайне высокая энергоёмкость экономики, в два- три раза превышающая энергоёмкость экономики развитых стран Запада.

Большой бизнес в минерально-сырьевом комплексе сформировался быстрее, чем структуры управления. Формирование бизнеса в России произошло за счёт приватизации огромных минерально-промышленных предприятий. Крупный бизнес в России контролирует экономические и финансовые ресурсы, влияет на государственное управление природопользованием. В настоящее время требуется радикально пересмотреть взгляды на систему управления минерально-сырьевым комплексом.

Система управления должна выстраиваться на основе общемировых принципов с учётом особенностей российской экономики. Для этого необходимо:

- провести переоценку месторождений полезных ископаемых в соответствии с нарастающим увеличением затрат на производство минеральной продукции с его ценовым изменением;

- усовершенствовать систему лицензирования;

- разработать налоговое законодательство, которое бы обеспечивало оптимальное изъятие ренты в доход государства.

Необходимо разработать ресурсную стратегию для новых условий развития экономической и социальной жизни страны. Срочно требуется чёткий план действий правительства по переходу экономики на ресурсосберегающий уклад и реальному стимулированию снижения затрат в добывающих отраслях.

Литература:

1.Высторобец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов М.: МНЭПУ. 2000.

2. Никаноров А. М., Хорунжая Т.А. Глобальная экология М.: «Изд-во ПРИОР» 2000

3. Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 ию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: