Таблица 2
на производство и реализацию продукции открытого акционерного общества (тыс. руб.)
№ п/п | Статья затрат | Всего за год | В т.ч. за IV квартал |
Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) – всего: | |||
В том числе: Сырье и основные материалы | |||
Вспомогательные материалы | |||
Топливо | |||
Энергия | |||
Затраты, связанные с использованием природного сырья | |||
Амортизация основных средств | |||
Расходы на оплату труда | |||
Отчисления на социальные нужды (Единый социальный налог) (35,6%): - всего В том числе: | |||
а) в Пенсионный фонд (28%) | |||
б) в Фонд государственного социального страхования (4%) | |||
в) в Фонд обязательного медицинского страхования (3, 6%) | |||
Прочие расходы | |||
Итого затрат | |||
Списано на непроизводственные счета | |||
Затраты на валовую продукцию | |||
Изменение остатков незавершенного производства | –1500 | –450 | |
Изменение остатков по расходам будущих периодов | |||
Производственная себестоимость товарной продукции | |||
Внепроизводственные (коммерческие) расходы | |||
Управленческие расходы | |||
Полная себестоимость товарной продукции |
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.
|
|
Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. [2] Всесторонний (полный) бюджет - это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.
Бюджет - это план деятельности компании, представляющий собой набор экономических, финансовых и имущественных показателей. Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.
|
|
В общем случае можно выделить следующие этапы постановки системы бюджетирования:
формирование финансовой структуры. Цель этого этапа - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность и контролировать источники возникновения доходов и расходов;
создание структуры бюджетов. На этом этапе определяется общая схема формирования основного бюджета компании;
разработка методик и процедур управленческого учета. В результате проведения данного этапа устанавливается учетно-финансовая политика компании, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и мониторинге выполнения бюджетов;
разработка регламента планирования. Регламент планирования определяет процедуры планирования, процедуры мониторинга и анализа причин невыполнения планов, а также текущей корректировки планов;
внедрение системы бюджетирования. Этот этап включает работы по составлению операционных и финансовых бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям компании.
На рис представлена схема основного бюджета компании.
Бюджет продаж
(программа сбыта)