Правительство Российской Федерации
Федеральное Собрание
Президент Российской Федерации
Систему органов власти в Российской Федерации возглавляет Президент. В переводе с лат. "president" означает "сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий".
Институт президентской власти возник в СССР в 1990 г. В России он был введен референдумом 17 марта 1991 года. Первым президентом России на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 года стал Б.Н. Ельцин, переизбиравшийся на второй срок в 1996 г.
По Конституции Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства он осуществляет следующие функции: является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; представляет Россию внутри страны и на международной арене.
Чтобы стать Президентом, необходимо отвечать целому ряду требований: быть гражданином России, иметь возраст не моложе 35 лет, постоянно проживать в России не менее 10 лет. Для сравнения, Президентом Италии может стать лицо, достигшее 50 лет, КНР - 45 лет, а Президентом США - человек, родившийся на территории США, а не просто гражданин США в возрасте 35 лет.
|
|
Избирается Президент России на четыре года на основе всеобщих выборов. Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд, то есть восемь лет.
Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями, то есть правами и обязанностями. Он обладает правом законодательной инициативы, то есть правом предлагать новые законопроекты; издает указы, имеющие обязательную силу на территории страны; подписывает и обнародует федеральные законы; имеет право отклонять принятые Государственной Думой законы (право отлагательного вето); обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране.
Президент участвует в формировании институтов государственной власти:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению последнего - его заместителей, федеральных министров;
б) представляет кандидатуры судей Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора, которые утверждаются с согласия Совета Федерации;
в) как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, утверждает военную доктрину Российской Федерации;
|
|
г) назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;
д) осуществляет руководство внешней политикой государства, назначает и отзывает послов и т. д.
Для выполнения столь широких полномочий существует значительный аппарат, более 2 тыс. сотрудников, которые входят в Администрацию Президента.
Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Срок полномочий Президента может прекратиться в случае его добровольной отставки или стойкой неспособности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Не позднее 3 месяцев после прекращения полномочий Президента должны состояться новые выборы, а в течение этого времени обязанности Президента исполняет Председатель Правительства.
Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации - палата Федерального Собрания, отражающая федеративное устройство российского государства, призванная выражать интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят представители от 89 субъектов Российской Федерации.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Заседания палат проходят раздельно, ведают они различными вопросами. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет.
К исключительным предметам ведения Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента о введении военного, а также чрезвычайного положения; назначение выборов Президента Российской Федерации.
В числе полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др.
Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создаются по различным направлениям парламентской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют комитеты по законодательству и судебно-правовой реформе, по труду и социальной поддержке, экологии, экономической политике, обороне, безопасности, собственности, комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, комитет по образованию, науке и культуре и др.
Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Его кандидатура вносится новым Президентом не позднее двухнедельного срока после избрания. Остальные члены Правительства назначаются по предложению Председателя.
|
|
Основными направлениями деятельности Правительства являются: а) разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения; б) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; в) управление федеральной собственностью; г) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и др.
Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях: 1) перед вновь избранным Президентом; 2)в случае отставки, инициатором которой может быть Правительство или Президент; 3) выражения недоверия Правительству со стороны Государственной Думы.
Они представляют третью ветвь власти - судебную, которая осуществляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие осуществляется только судами, создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом, принятым Государственной Думой 23 октября 1996 года. Поскольку российское государство является федеральным, постольку устанавливается двухуровневая судебная система: 1) федеральные суды, к которым относятся: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации; 2) суды субъектов Российской Федерации, включающие конституционные суды субъектов Российской Федерации, мировые суды.
Мировые суды являются низшим звеном судебной системы в городах, районах и т. д. Они рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи.
|
|
Несмотря на то что судебная власть в Российской Федерации едина и неделима, условно правосудие можно разделить на три "ветви": а) конституционное правосудие; б) общее правосудие; в) арбитражное правосудие.
Разбирательство по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоящие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами: суд высшего звена (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции; суды среднего звена (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяют законность и обоснованность решений, приговоров, определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу; суды основного низового звена (районные, городские суды, мировые суды) рассматривают гражданские, административные, уголовные и иные дела по существу и выносят решения по гражданским делам, приговоры - по уголовным делам, определения - по любому из этих производств.
Конституционное правосудие осуществляют созданный в 1992 г. Конституционный Суд РФ и Конституционные Суды республик. Основная функция этих судов состоит в охране и защите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, разрешении споров о компетенции между органами федеральной власти, а также федерации и субъектов Российской Федерации.
Экономические споры, а также споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного.
Судьями могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет. Они должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции и закону. Они несменяемы и неприкосновенны. Это означает, что судья не подлежит ни административной, ни дисциплинарной ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей - неправительственной профессиональной организации судей, которая аттестует судью и рекомендует его к назначению на должность. Заключение судьи под стражу возможно с санкции Генерального прокурора или решения суда.
Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, основано на состязательности и равноправии сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом (обычно по уголовным делам), судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Присяжные заседатели - люди, присутствующие на суде и высказывающие свое мнение перед окончательным принятием решения. Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граждан не моложе 30 лет, никогда не подвергавшихся уголовному преследованию. Всего должны быть отобраны 12 присяжных заседателей, то есть имеющих право выносить вердикт по делу, и 2 запасных. Роль заседателей состоит в определении виновности или невиновности подсудимого. Только после этого суд принимает решения голосованием.