Органы правосудия

Правительство Российской Федерации

Федеральное Собрание

Президент Российской Федерации

Систему органов власти в Российской Федерации возглавляет Прези­дент. В переводе с лат. "president" означает "сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий".

Институт президентской власти возник в СССР в 1990 г. В России он был введен референдумом 17 марта 1991 года. Первым президентом Рос­сии на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 года стал Б.Н. Ельцин, переизбиравшийся на второй срок в 1996 г.

По Конституции Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства он осуществляет следующие функции: является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; определяет основные направления внутренней и внешней политики го­сударства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти; представляет Россию внутри страны и на международной арене.

Чтобы стать Президентом, необходимо отвечать целому ряду требова­ний: быть гражданином России, иметь возраст не моложе 35 лет, посто­янно проживать в России не менее 10 лет. Для сравнения, Президентом Италии может стать лицо, достигшее 50 лет, КНР - 45 лет, а Президен­том США - человек, родившийся на территории США, а не просто гражданин США в возрасте 35 лет.

Избирается Президент России на четыре года на основе всеобщих выборов. Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд, то есть восемь лет.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями, то есть правами и обязанностями. Он обладает правом законодательной инициативы, то есть правом предлагать новые законопроекты; издает указы, имеющие обязательную силу на территории страны; подписывает и обнародует федеральные законы; имеет право отклонять принятые Государственной Думой законы (право отлагательного вето); обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране.

Президент участвует в формировании институтов государствен­ной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению последнего - его заместителей, федеральных министров;

б) представляет кандидатуры судей Конституцион­ного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора, которые утверждаются с согласия Совета Федерации;

в) как Верховный Главнокомандующий Вооружен­ными Силами назначает и освобождает высшее командование Воору­женных Сил, утверждает военную доктрину Российской Федерации;

г) назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее в слу­чаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Фе­дерации;

д) осуществляет руководство внешней политикой государства, назначает и отзывает послов и т. д.

Для выполнения столь широких полномочий существует значитель­ный аппарат, более 2 тыс. сотрудников, которые входят в Администра­цию Президента.

Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Срок полномочий Президента может прекратиться в случае его добро­вольной отставки или стойкой неспособности выполнять свои обязанно­сти по состоянию здоровья. Не позднее 3 месяцев после прекращения полномочий Президента должны состояться новые выборы, а в течение этого времени обязанности Президента исполняет Председатель Прави­тельства.

Федеральное Собрание - парламент России - является представитель­ным и законодательным органом и состоит из двух палат - Совета Феде­рации и Государственной Думы.

Совет Федерации - палата Федерального Собрания, отражающая фе­деративное устройство российского государства, призванная выражать интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят представители от 89 субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депу­таты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Заседания палат проходят раздельно, ведают они различными вопро­сами. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет.

К исключительным предметам ведения Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федера­ции; утверждение указа Президента о введении военного, а также чрез­вычайного положения; назначение выборов Президента Российской Фе­дерации.

В числе полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Фе­дерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др.

Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создаются по различным направлениям парла­ментской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют коми­теты по законодательству и судебно-правовой реформе, по труду и социальной поддержке, экологии, экономической политике, обороне, безо­пасности, собственности, комитет по бюджету, налогам, банкам и фи­нансам, комитет по образованию, науке и культуре и др.

Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий сис­тему органов исполнительной власти. Правительство состоит из Предсе­дателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Прави­тельства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Его кандидатура вносится новым Президентом не позднее двухнедель­ного срока после избрания. Остальные члены Правительства назначают­ся по предложению Председателя.

Основными направлениями деятельности Правительства являются: а) разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения; б) осущест­вление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; в) управление федеральной собственностью; г) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и др.

Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях: 1) перед вновь избранным Президентом; 2)в случае отставки, инициато­ром которой может быть Правительство или Президент; 3) выражения недоверия Правительству со стороны Государственной Думы.

Они представляют третью ветвь власти - судебную, которая осуществ­ляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной за­коном процессуальной форме. Правосудие осуществляется только суда­ми, создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Рос­сийской Федерации определена Федеральным конституционным зако­ном, принятым Государственной Думой 23 октября 1996 года. Поскольку российское государство является федеральным, постольку устанавливает­ся двухуровневая судебная система: 1) федеральные суды, к которым от­носятся: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбит­ражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федера­ции; 2) суды субъектов Российской Федерации, включающие конститу­ционные суды субъектов Российской Федерации, мировые суды.

Мировые суды являются низшим звеном судебной системы в городах, районах и т. д. Они рассматривают дела о малозначительных преступле­ниях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи.

Несмотря на то что судебная власть в Российской Федерации едина и неделима, условно правосудие можно разделить на три "ветви": а) кон­ституционное правосудие; б) общее правосудие; в) арбитражное правосудие.

Разбирательство по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоящие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами: суд выс­шего звена (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор за дея­тельностью судов общей юрисдикции; суды среднего звена (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяют законность и обоснованность решений, приговоров, определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу; суды основного низового звена (районные, городские суды, мировые суды) рассматривают гражданские, административные, уголовные и иные дела по существу и выносят решения по гражданским де­лам, приговоры - по уголовным делам, определения - по любому из этих производств.

Конституционное правосудие осуществляют созданный в 1992 г. Кон­ституционный Суд РФ и Конституционные Суды республик. Основная функция этих судов состоит в охране и защите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, разрешении споров о компетенции между органами федеральной власти, а также федерации и субъектов Российской Федерации.

Экономические споры, а также споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного.

Судьями могут быть только граждане Российской Федерации, достиг­шие 25 лет. Они должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции и закону. Они несменяемы и непри­косновенны. Это означает, что судья не подлежит ни административной, ни дисциплинарной ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей - неправительственной профессиональной организации судей, которая аттестует судью и рекомендует его к назначению на долж­ность. Заключение судьи под стражу возможно с санкции Генерального прокурора или решения суда.

Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, осно­вано на состязательности и равноправии сторон. В случаях, предусмот­ренных федеральным законом (обычно по уголовным делам), судопроиз­водство осуществляется с участием присяжных заседателей. Присяжные заседатели - люди, присутствующие на суде и высказывающие свое мне­ние перед окончательным принятием решения. Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граждан не моложе 30 лет, никогда не подвергав­шихся уголовному преследованию. Всего должны быть отобраны 12 присяжных заседателей, то есть имеющих право выносить вер­дикт по делу, и 2 запасных. Роль заседателей состоит в определении ви­новности или невиновности подсудимого. Только после этого суд при­нимает решения голосованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: