Избирательная система в России

Обязанности человека и гражданина Российской Федерации

Если права и свободы есть мера возможного поведения, связанная с реализацией индивидуальных интересов, то обязанность - мера должного поведения. Дело в том, что удовлетворение частных интересов не должно нарушать возможности других людей. Гарантируя субъективные права, государство требует от личности исполнения определенных обязанно­стей. Посредством обязанностей государство устанавливает социально необходимый вариант поведения, позволяющий гармонизировать обще­ственные и личные интересы. За неисполнение требований и предписа­ний государства устанавливаются меры юридической ответственности.

Среди обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Феде­рации, есть такие, которые касаются только российских граждан (напри­мер, обязанность защищать Отечество). Однако большинство обязанно­стей распространяется на всех лиц, находящихся на территории государ­ства. Можно выделить

обязанность соблюдать Конституцию и законы страны (п. 2 ст. 15),

обязанность уважать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17);

обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родите­лях (пп. 2 и 3 ст. 38); обязанность платить налоги (ст. 57);

обязанность заботиться о памятниках истории и культуры (п. 3 ст. 44);

обязанность со­хранять окружающую среду (ст. 58);

обязанность защищать Отечество (ст. 59);

обязанность получения основного общего образования (п. 4 ст. 43).

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии в широком смысле представляют собой совокупность социаль­ных, экономических, политических, духовных, организационных, юридиче­ских предпосылок, средств и способов, создающих возможности для осу­ществления личностью своих законных интересов и прав. Термин "га­рантия" в юридическом смысле означает правовые средства, которые обеспечивают реализацию прав человека и гражданина. Гарантии можно рассматривать как обязанности государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную за­щиту прав и свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 45). Это правило означает обязанность государства и его органов различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регули­рование. Так, согласно Конституции (п. 2 ст. 80) Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод относит­ся к полномочиям Правительства Российской Федерации (подп, "е" п. 1 ст. 114). Граждане Российской Федерации имеют право обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод (п. 4 ст. 125). Решения Конституционного Суда обязатель­ны для всех органов государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и сво­бод личности, человек вправе сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Другим важным средством обеспечения прав и свобод граждан явля­ется судебная защита. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав (ст. 46). Объектом обжало­вания могут быть действия или бездействие органов государственной власти, их решения, а также законы, действия и указы Президента, по­становления Правительства.

Особо следует сказать о гарантиях правосудия. Они включают в себя принцип презумпции невиновности (ст. 49), право на получение квали­фицированной юридической помощи (ст. 48), невозможность придания обратной силы закону, который отягчает ответственность (ст. 54), никто не обязан свидетельствовать против самого себя, близких родственников (ст. 51) и т. д.

Кроме средств правовой защиты, предусмотренных национальным за­конодательством, Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по правам человека, например Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.

Лекция №13. Органы власти и управления в современном российском государстве и способы их формирования

Органы государственной власти и управления формируются различ­ными способами. Большинство из них формируется на свободных выбо­рах, а некоторые, главным образом органы исполнительной власти, пу­тем назначения.

Понятие "выборы" означает наделение властными полномочиями должностных лиц, а также процедуру формирования государственного органа, осуществляемые посредством голосования лиц, обладающих этих правом. Так формируются парламенты, избираются президенты, органы местного самоуправления, судебные органы.

Избирательная система представляет собой совокупность норм, уста­навливающих порядок проведения выборов, голосования и определения результатов голосования, на основе которых избиратели наделяют своих представителей властными полномочиями. Избирательная система явля­ется механизмом реализации избирательного права.

В качестве принципов избирательного права в Российской Федерации признаны:

1) принцип всеобщего избирательного права, согласно которому за всеми взрослыми и дееспособными гражданами признается право голосовать;

2) свобода голосования - избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет;

3) равное избирательное, право, согласно которому каждый избиратель обладает равным числом голосов по принципу "один человек - один голос";

4) тайное голосование, на основании которого исключается возмож­ность внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.

В Российской Федерации используются две избирательные системы – мажоритарная и смешанная, пропорцианально-мажоритарная. Для выбо­ров Президента Российской Федерации - мажоритарная система абсо­лютного большинства, предусматривающая, что победителем признается тот кандидат в президенты, который набрал более половины голосов из­бирателей, принявших участие в выборах. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов избирателей, то назначается по­вторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее число голосов. Во втором туре победителем признается тот кандидат, кото­рый получил большее число голосов по сравнению с другим кандидатом.

Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания (парламента) Рос­сийской Федерации - Государственную Думу - осуществляются на основе смешанной - пропорционально-мажоритарной избирательной системы. Половина депутатов (225 чел.) избираются на основе мажоритарной сис­темы голосования, а вторая половина - на основе пропорциональной. При пропорциональной системе голосование происходит за списки пар­тий. Каждая партия, участвующая в выборах, получает такое количество мест в парламенте, которое пропорционально числу поданных за партию голосов в масштабах всей страны. Для того чтобы ограничить участие мелких партий в выборах, в Российской Федерации существует 5% загра­дительный барьер. Это означает, что если за партию не проголосовало 5% избирателей, то она лишается всех мест в парламенте, а набранные голоса "забирают" партии, набравшие в округах наибольшее число голосов.

Органы власти и управления в современном российском государстве

Система органов власти и управления, их права и обязанности опре­делены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: