Обязанности человека и гражданина Российской Федерации
Если права и свободы есть мера возможного поведения, связанная с реализацией индивидуальных интересов, то обязанность - мера должного поведения. Дело в том, что удовлетворение частных интересов не должно нарушать возможности других людей. Гарантируя субъективные права, государство требует от личности исполнения определенных обязанностей. Посредством обязанностей государство устанавливает социально необходимый вариант поведения, позволяющий гармонизировать общественные и личные интересы. За неисполнение требований и предписаний государства устанавливаются меры юридической ответственности.
Среди обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, есть такие, которые касаются только российских граждан (например, обязанность защищать Отечество). Однако большинство обязанностей распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Можно выделить
обязанность соблюдать Конституцию и законы страны (п. 2 ст. 15),
|
|
обязанность уважать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17);
обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (пп. 2 и 3 ст. 38); обязанность платить налоги (ст. 57);
обязанность заботиться о памятниках истории и культуры (п. 3 ст. 44);
обязанность сохранять окружающую среду (ст. 58);
обязанность защищать Отечество (ст. 59);
обязанность получения основного общего образования (п. 4 ст. 43).
Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии в широком смысле представляют собой совокупность социальных, экономических, политических, духовных, организационных, юридических предпосылок, средств и способов, создающих возможности для осуществления личностью своих законных интересов и прав. Термин "гарантия" в юридическом смысле означает правовые средства, которые обеспечивают реализацию прав человека и гражданина. Гарантии можно рассматривать как обязанности государства.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 45). Это правило означает обязанность государства и его органов различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Так, согласно Конституции (п. 2 ст. 80) Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (подп, "е" п. 1 ст. 114). Граждане Российской Федерации имеют право обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод (п. 4 ст. 125). Решения Конституционного Суда обязательны для всех органов государственной власти.
|
|
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод личности, человек вправе сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Другим важным средством обеспечения прав и свобод граждан является судебная защита. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав (ст. 46). Объектом обжалования могут быть действия или бездействие органов государственной власти, их решения, а также законы, действия и указы Президента, постановления Правительства.
Особо следует сказать о гарантиях правосудия. Они включают в себя принцип презумпции невиновности (ст. 49), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), невозможность придания обратной силы закону, который отягчает ответственность (ст. 54), никто не обязан свидетельствовать против самого себя, близких родственников (ст. 51) и т. д.
Кроме средств правовой защиты, предусмотренных национальным законодательством, Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по правам человека, например Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.
Лекция №13. Органы власти и управления в современном российском государстве и способы их формирования
Органы государственной власти и управления формируются различными способами. Большинство из них формируется на свободных выборах, а некоторые, главным образом органы исполнительной власти, путем назначения.
Понятие "выборы" означает наделение властными полномочиями должностных лиц, а также процедуру формирования государственного органа, осуществляемые посредством голосования лиц, обладающих этих правом. Так формируются парламенты, избираются президенты, органы местного самоуправления, судебные органы.
Избирательная система представляет собой совокупность норм, устанавливающих порядок проведения выборов, голосования и определения результатов голосования, на основе которых избиратели наделяют своих представителей властными полномочиями. Избирательная система является механизмом реализации избирательного права.
В качестве принципов избирательного права в Российской Федерации признаны:
1) принцип всеобщего избирательного права, согласно которому за всеми взрослыми и дееспособными гражданами признается право голосовать;
2) свобода голосования - избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет;
3) равное избирательное, право, согласно которому каждый избиратель обладает равным числом голосов по принципу "один человек - один голос";
4) тайное голосование, на основании которого исключается возможность внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.
В Российской Федерации используются две избирательные системы – мажоритарная и смешанная, пропорцианально-мажоритарная. Для выборов Президента Российской Федерации - мажоритарная система абсолютного большинства, предусматривающая, что победителем признается тот кандидат в президенты, который набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов избирателей, то назначается повторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее число голосов. Во втором туре победителем признается тот кандидат, который получил большее число голосов по сравнению с другим кандидатом.
Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации - Государственную Думу - осуществляются на основе смешанной - пропорционально-мажоритарной избирательной системы. Половина депутатов (225 чел.) избираются на основе мажоритарной системы голосования, а вторая половина - на основе пропорциональной. При пропорциональной системе голосование происходит за списки партий. Каждая партия, участвующая в выборах, получает такое количество мест в парламенте, которое пропорционально числу поданных за партию голосов в масштабах всей страны. Для того чтобы ограничить участие мелких партий в выборах, в Российской Федерации существует 5% заградительный барьер. Это означает, что если за партию не проголосовало 5% избирателей, то она лишается всех мест в парламенте, а набранные голоса "забирают" партии, набравшие в округах наибольшее число голосов.
|
|
Органы власти и управления в современном российском государстве
Система органов власти и управления, их права и обязанности определены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.