IV. Системы счисления
Самостоятельная работа: [3] – стр. 82–104; [4] – стр. 87–103
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых правил, которые называются системами счисления. Символы алфавита системы счисления называются цифрами.
Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
В непозиционных количество, обозначаемое цифрой, не зависит от ее положения в числе. Пример: Римская система счисления. Её цифры: I, V, X, L, M. Величина числа – это сумма или разность цифр числа. Расшифровка числа начинается с самой старшей цифры. Далее, если более младшие цифры стоят левее, они вычитаются из старшей, если правее – прибавляются к ней. Пример:
IIXXX=10+10+10-1-1=2810
В позиционных системах количественное значение цифры зависит от её положения в числе. Пример: запись арабскими цифрами. Каждое число можно представить в виде многочлена, в котором цифры числа являются коэффициентами при соответствующих степенях основания (степени увеличиваются справа налево).
|
|
Примеры:
12310 = 3*100+2*101+1*102 ;
33310=3*100+3*101+3*102;
12312=3*120+2*121+1*122= 3+2*12+1*144=17110
Базовой системой счисления в вычислительной технике является двоичная система. Так как коды чисел и команд в ней слишком длинные, в документации используют более компактную запись по родственным основаниям: в восьмеричной или шестнадцатиричной системе.
_____________________________________________________________________
Таблица соответствия двоичных, восьмеричных и шестнадцатиричных чисел десятичным числам:
Шестнадцатиричное | ||||||||
Восьмеричное | ||||||||
Двоичное | ||||||||
Десятичное | ||||||||
Шестнадцатиричное | A | B | C | D | E | F | ||
Восьмеричное | ||||||||
Двоичное | ||||||||
Десятичное |
Примеры:
00112 = 1*20+1*21+0*22+0*23 = 310
1F3D16 = 13*160+3*161+15*162+1*163 = 799710
378 = 7*80+3*81=3110
01102 = 0*20+1+21+1*22+0*23 = 610
1Кб = 10 000 000 0002 = 102410
________
Перевод дробных чисел из одной системы в другую, способы выполнения арифметических операций в разных системах – [4] – стр. 87–103
Типовые задачи:
1. Представить в десятичной системе результат суммирования 1112 и 1112. Ответ: 11102=0*20+1*21+1*22+1*23=1410.
2. Числа в двоичной системе имеют вид: 10101 и 1000. Какой вид имеет их разность? Ответ: 11012
3. Результат вычисления 27+24+1 в двоичной системе имеет вид: 10 010 0012
4. Упорядочить по возрастанию последовательность чисел: 558, 5516, 557. Ответ: 557, 558, 5516.
5. Упорядочить по убыванию последовательность чисел: 10 бит, 20 бит, 2 байта. Ответ: 20 бит, 2 байта, 10 бит.
6. Каков информационный объём фразы «Я помню чудное мгновенье» в Unicode? Ответ: 24 символа*16 бит=384 бит=48 байт
|
|
Самостоятельная работа [3] – стр. 108–143; [4] – стр. 122–146
Алгебра логики – это раздел математики, изучающий логические высказывания и логические операции над ними.
Логическое высказывание – это любое повествовательное предложение, про которое можно однозначно сказать, истинно оно или ложно.
Примеры:
«студент 511 группы», «в городе более миллиона жителей» (без указания названия города) – не логические высказывания. «Иванов – студент 511 группы», «в городе Санкт-Петербурге более миллиона жителей» – логические высказывания.
Слова и словосочетания «не», «и», «или», «если…, то», «тогда и только тогда» называются логическими связками. Они позволяют из уже заданных высказываний строить новые, более сложные высказывания.
Составные высказывания – образованы из других с помощью логических связок. Пример: Если завтра будет дождь, то я возьму зонтик или никуда не пойду.
Элементарные высказывания – не содержат в себе других высказываний.
Для того чтобы исследовать общие характеристики высказываний, отвлекаясь от предметной области, к которой они относятся, их обозначают буквами латинского алфавита и рассматривают как логические переменные, принимающие только два значения: «истина» и «ложь». Каждая логическая связка рассматривается как операция, результат которой зависит от значений входящих в неё переменных (то есть высказываний). Для упрощения записи вместо слов «истина» и «ложь» используют двоичные цифры: «истина»=1, «ложь»=0.
Пример:
А = «Тимур поедет летом на море»; В = «Тимур летом оправится в горы»
А и В = «Тимур летом побывает и на море, и в горах»
Основные логические операции (иерархия сверху вниз):
Название | Обозначение | Результат |
Отрицание, инверсия (связка «не») | `А, ùА | А=0® ùА=1 А=1® ùА=0 |
Коньюнкция, лог. умножение (связка «и») | А·В, А&В, А^В | А=1, В=1® А·В=1, в остальных случаях – =0 |
Дизъюнкция, лог. сложение (связка «или») | АvВ, А+В | А=0, В=0® АvВ=0, в остальных случаях – =1 |
Импликация (связки «если…, то…», «из… следует…», … влечёт…» | А®В | А=1, В=0, то А® В=0, в остальных случаях =1 |
Эквиваленция, двойная импликация (связки «тогда и только тогда», «необходимо и достаточно», «…равносильно…», | А~В; А«В | А=1, В=1® А~В=1 А=0, В=0® А~В=1 А=1, В=0® А~В=0 А=0, В=1® А~В=0 |
Пример:
Если завтра будет дождь, то я возьму зонтик или никуда не пойду.
А = «завтра будет дождь»; В = «я возьму зонтик»; С = «я никуда не пойду». В символах логики эту фразу можно записать так: А®(ВvС)
При анализе логических высказываний (как элементарных, так и составных) удобно пользоваться таблицами истинности – в них представлены результирующие значения составного высказывания при всех возможных сочетаниях значений элементарных высказываний, которые входят в составное.
Пример таблиц истинности для основных логических операций
|
|
|
|
Примеры анализа сложных логических формул с помощью таблиц истинности
1. Анализ логического высказывания «А и не В и не А»
А | В | Y1=ùА | Y2=ùВ | Y3=А и Y2 | Y4=Y3 и Y1 |
Ответ: выражение тождественно ложно.
2. Анализ логического высказывания «А и не А или В»
А | В | Y1=ùА | Y2=А и Y1 | Y3=Y2 или В |
Ответ: Значение выражения совпадает со значением В при любом А.
|
|
Так же, как и для чисел, существуют законы, позволяющие производить тождественные преобразования сложных логических выражений к более понятному и удобному виду. Разобрать самостоятельно: [3] – стр. 119; [4] – стр. 136–138
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------