Функции и виды управления

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.

Управленческий труд – разновидность умственного труда. И хотя он непосредственно и не выступает создателем материальных благ, он является неотъемлемой частью эффективного труда совокупного работника, а поэтому - производительным трудом.

В процессе управления решаются самые разнообразные проблемы - организационного, экономического, технического, социального, психологического, правового характера, Это обусловливает крайнюю сложность управленческого труда.

Управленческий труд близок к искусству, поскольку носит творческий характер.

От его результатов зависит жизнь и благополучие других людей, он имеет высокую степень ответственности.

Управление является отдельным видом человеческой деятельности, так как имеет определенней круг людей занимающихся этой деятельностью, обладающих определенным уровнем знаний, квалификацией и навыками.

Поскольку управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, она характеризуется всеми присущими труду элементами - предметами и средствами труда, самим; трудом и его результатами.

Предметом к результатом управленческого труда является информация, в первое случае она является данными / «сырая информация»\, а поэтому не может применяться в не переработанном виде на практике. В результате управленческой деятельности, на основе этой информации, создаются решения, указы, распоряжения и т.п., т.е. продукты управленческого труда, на основе которых объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управленческого труда является все от карандаша до организационной и вычислительной техники, а уровень и полнота их использования определяют культуру и эффективность управления. Специфическими средствами труда являются знания, опыт, личные качества управленцев.

Сам управленческий труд можно определить как осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет интересам организации элементы внутренней и внешней среды объекта управления.

Основная цель управления как такового - создание необходимых условий /организационных, технических, социальных, психологических я т.п./ для реализации задач организации, "установление гармонии" между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных целей. Следовательно, управление - это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управленческого воздействия.

Развитие разделения труда и специализации в сфере управления повысило его качество. Выделяют вертикальное и горизонтально е разделение труда. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ осуществляется в форме функционального и технологического. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ - представляет собой выделение функций управления /организация, планирование, мотивация, контроль и др./, выполнение которых закрепляете: за определенными работниками или подразделениями аппарата управления. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ - бывает двух видов:

а)дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и переработке информации, выполняемые определенными подразделениями и категориями работников;

б)дифференциация процесса управления по объектам управления определяемым технологией производства /управление производством, трудом и з/п, сбытом, кадрами и т.п./.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ - осуществляется в форме иерархического или должностного.

ИЕРАРХИЧЕСКОЕ - разделение комплексов работ по реализации функций управления по их значимости и закрепление их за определенными уровнями иерархии управления, формирование на этой основе компетенций и полномочий последних.

Управлением занимается много людей в совокупности составляющих УПРАВЛЕНЧИСКИЙ ПЕРСОНАЛ, который подразделяется на руководителей, специалистов, служащих /технических исполнителей/.

Центральное место в управлении организацией занимают РУКОВОДИТЕЛИ, возглавляющие определенные коллективы, наделенные необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущие всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого ими коллектива.

По месту в иерархии они бывают трех уровней: высшего, среднего и низшего. По характеру решаемых задач: линейными и функциональными.

СПЕЦИАЛИСТЫ - это работники, выполняющие определеннее функции управления. Они анализируют и собирают информацию, готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня.

СЛУЖАЩИЕ - обслуживают деятельность руководителей и специалистов, выполняя информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы. Это секретари, машинистки, младшие специалисты.

Управление организацией сложный процесс, который можно рассматривать в статике и динамике, различных разрезах: функциональном, поэлементном, технологическом и пр.

Любая организация представляет собой созданную людьми систему, внутреннюю среду которой образуют цели, структура, задачи, технология, люди, ресурсы, корпоративная культура. Внутренняя среда через входы и выходы системы связана с внешней средой /потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда, государство и пр./. Все элементы связаны между собой системой коммуникаций - информационными потоками.

Объектами управления являются все элементы внутренней среды, часть элементов внешней среды и коммуникации. В зависимости от развития горизонтального разделения труда управление некоторыми объектами может обосабливаться, образуя конкретные функции или конкретные виды управления. Обычно обосабливаются: управление производством, трудом и з/п, сбытом, снабжением, денежными ресурсами /финансовый отдел и бухгалтерия/, кадрами и пр. С развитием вертикального разделения труда управление объектами приобретает иерархичность /уровни управления/.

Но осуществляя управление как процесс, менеджеры выполняют все общие функции, даже если некоторые из них в крупных организациях выделились в самостоятельные виды деятельности, т.е. приобрели конкретный характер. Эти функции впервые были выделены А.Файолем /планирование, организация, координация, мотивация и контроль/. В дальнейшем усложнение и увеличение объемов управленческой деятельности расширило их количество до 9: целеполагание, планирование, организация, решения, координация, мотивация, контроль, учет деятельности, анализ деятельности.

Деление функций на общие и конкретные условно, так как в реальной жизни они не существуют отдельно друг от друга, а тесно переплетаются, взаимно проникая и дополняя друг друга. При этом общие функции не обосабливаются, они присутствуют в каждой конкретной функции. Однако выделение Функций необходимо для изучения процесса управления.

Используя элементный подход организацию можно представить как:

1.Саму организацию, имеющую определенную форму и структуру.

2.Трудовой коллектив - составляющий основу организации.

3.Трудовой процесс - цель создания организации.

4.Систему управления - связывающую все элементы и обеспечивающую эффективность функционирования организации в целом и каждого ее элемента.

Таким образом, можно выделить управление организацией, управление коллективом, управление трудом и управление совершенствованием самого управления.

Сегодня наиболее распространенным является смешанный функционально-элементный подход к изучению менеджмента, т.е. отдельно рассматриваются функции управления, составляющие основу управления как процесса, и отдельно - управление основными элементами организации /организацией, трудом, коллективом и самим управлением/.

Лекция 2. ТЕМА 2: О Р Г А Н И З А Ц И Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: