Административная или бюрократическая школа

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВКЛАД В ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА.

Этy школу называют еще "классической" или "традиционной". Она получила наибольшее распространение в США с 1885 по 1920 годы. Виднейшими представителями ее являются Ф.Тейлор, Френк и Лилия Гилберты, Г.Гант, Д.Барт и др. Положила начало "рационалистическому" или "механическому" подходу к управлению. Объектом исследования является производственный процесс, основной элемент которого - работник, его производственные характеристики. Создатели этой школы исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операции ручного труда, добиться более эффективного их выполнения, повысить интенсивность труда. Формирование этой школы базировалось на трех основных моментах, которые послужи ли исходными принципами для развития менеджмента: I.Рациональная организация труда; 2.Разработка формальной структуры организации; 3.разработка мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Рациональная организация труда предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформулированных на основе изучения и анализа работы, последующей правильной расстановки рабочих, их обучения оптимальным приемам работы, мотивации высокой производительности исполнителей, своевременном контроле за их действиями и достигнутыми результатами. Такая организация труда должна была превратить каждого рабочего в органический элемент производства. Вместе с тем эта организация предполагала четкое разграничение исполнительских и управленческих функций. Тем самым складывались основы формальной структуры организации, происходило отделение управленческой функции от фактического выполнения работы.

Благодаря этой школе управление стали признавать как самостоятельную область научных исследований, были доказано, что подходы и методы, применяемые в науке и технике, могут эффективно применяться к людям и использоваться для достижения целей организации. На основе этой школы в дальнейшем сформировались такие науки как НOT и нормирование \эргономика\.

Т.о. рационалистический подход рассматривает управление уже не просто как надзор над трудом, а как научную деятельность, позволяющую рационализировать процесс труда.

Получила распространение с 1900 по 1950 годы, особенно в Германии, Франции, Англии. Виднейшими представителями этой школы были: А.Файолъ \Франция/, У.Урвик /Англия/, М.Вебер /Германия/ и др.

Административная школа появилась, когда на смену эпохе производства пришла эпоха сбыта. Спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению, для разработки программ деятельности фирм необходимо стало изучать рынки, их состояние и возможные изменения. Ориентация не только на производство, но и на рынок расширила и усложнила задачи управления, что потребовало разделения труда в самой системе управления производством.

Если главной заботой представителей научной школы был процесс труда, то этой школы - эффективность работы всей организации в целом. Целью - создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху. Эти принципы разрабатывались в двух направлениях:

1 .Рационализация системы управления организацией. Его результат – управление начинает рассматриваться не как ряд самостоятельных актов, а как серия взаимосвязанных, повторяющихся действий, последовательно реализующих 5 основных функций управления / планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль /. В обеспечения такой последовательности и непрерывности состояла, по мнению Файоля, главная задача менеджмента.

2. Рационализация структуры организации и управления. Результатом этого направления стала разработка 14 принципов административного управления Файоля. Эти принципы в дальнейшем были расширены и дополнены Г.Эмерсоном, а затем и М.Вебером, создавшим "Теорию и принципы рациональной бюрократии". Считавшем что БЮРОКРАТИЯ - порядок устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Таким образом, заслугой этой школы является разработка функций и принципов управления организацией, послуживших научной основой разделения труда в управленческих системах и построения организационных структур управления. Кроме того, произошла смена управленческой парадигмы: если традиционный подход делал упор на самостоятельность отдельных элементов организации, то процессный - на их взаимную обусловленность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: