Основные положения в области стандартизации

Стандартизация

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. оптимального решения. Найденное решение должно позволить достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в реальность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

По существу, стандартизация проходит по двум этапам: 1-й – отбор из совокупности вариантов (решений) оптимального варианта; 2-й - придание законной силы найденному решению в целях его всеобщего и многократного использования. Из приведенных рассуждений можно дать определение стандартизации.

Стандартизация–это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития, науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Отношения в области стандартизации регулируются законами РФ: «О стандартизации», «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений».

Непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ.

Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающихся определенных видов деятельности по стандартизации или их результатов. К этим документам относятся в первую очередь стандарты и технические условия.

Стандарт – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основании согласия большинства заинтересованных сторон, утвержденный признанным органом и в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, методы, касающиеся различных видов деятельности.

В целом стандарт это образец (эталон), принимаемый за исходный, для сопоставления с ним других подобных объектов.

Нормативный документ в обязательном порядке должен включать:

- основные потребительские свойства продукции;

- обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, требования к технике безопасности и производственной санитарии (эти требования должны быть объективно проверены);

- соответствие требований нормативных документов нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля и надзора;

- метрологическое обеспечение стандартизуемых объектов путем согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов;

- оптимальность требований, включаемых в нормативные документы;

- установление требований к объектам стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества,

- требования по совместимости и взаимозаменяемости;

- правила маркировки и методы контроля требований к качеству;

- пригодность для сертификации.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных законом РФ «О стандартизации», и принятым к применению Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России) или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстроем России), по степени подчиненности относятся:

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, КОПОЛКО, КАСКО, ЕОК).

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - национальный стандарт, утвержденный Госстандартом России. Разрабатывается, согласно требованиям ГОСТ Р 1.2. (Форма титульной страницы ГОСТ Р приведена в прил. 1)

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации. На территории РФ к ним относятся:

- ОКП - общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции, который систематизирует всю товарную продукцию, в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.

- ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций.

Классификатор продукции представляет собой - машинный код научно-технической информации. В таком виде, информация удобна для обработки и хранения. Каждому наименованию продукции, соответствует свое цифровое обозначение (код продукции).

Нефтепродукты, как и любая продукция, также классифицированы. Основные коды ОКП на нефтепродукты даны в прил. 2.

Рассмотрим пример формирования ОКП на автомобильный бензин марки «Нормаль-80»:

- 02 (класс) - продукция нефтяной и нефтехимической отрасли;

- 02 5 (подкласс) – топлива и смазочные материалы;

- 02 5 1 (группа) – топлива дизельные, реактивные и автомобильные;

- 02 5 1 1 (подгруппа) – бензины авиационные и автомобильные;

- 02 5 1 1 2 (вид) – автомобильные бензины;

- 02 5 1 1 2 3701 (разновидность) – автомобильный бензин марки «Нормаль 80».

Отраслевой стандарт (ОСТ) - стандарт, который применяется предприятиями, входящими в систему одного министерства (ведомства). Используются при отсутствии ГОСТ или при необходимости установления требований, превышающих предъявляемые ГОСТ Р. Требования ОСТ не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТ Р. Разрабатывается согласно требованиям ГОСТ Р 1.4. Форма титульной страницы ОСТ приведена в прил. 3.

Региональный стандарт (РСТ) - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации. Разрабатывается при отсутствии ГОСТ и ОСТ. По своей сущности это ОСТ. Разрабатывается согласно требованиям ГОСТ Р 1.4.

Стандарт предприятия (СТП) - стандарт предприятия, который разрабатывается на создаваемую или применяемую на данном предприятии продукцию. СТП могут разрабатываться и применяться предприятием самостоятельно. СТП не должен противоречить обязательным требованиям ОСТ и ГОСТ на данный вид продукции. Разрабатывается согласно требованиям ГОСТ Р 1.4 «Государственная система стандартизации РФ. Стандарты предприятия. Общие положения». Форма титульной страницы СТП приведена в прил. 4.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, организаций и других обществ) (СТО) – стандарты, которые разрабатываются для динамичного отражения и распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований. СТО не должны противоречить обязательным требованиям ОСТ, РСТ, СТП. Разрабатывается согласно требованиям ГОСТ Р 1.4. В нашей стране СТО практически не применяется. За рубежом эта категория стандартов широко распространена. Наиболее влиятельными инженерными обществами в США являются: «Американское общество по испытаниям и материалам» (ASTM) и “Американское общество инженеров транспорта” (SAE). Форма титульной страницы СТО приведена в прил. 5.

Технические условия (ТУ) – стандарт, который разрабатывается на конкретное изделие или узкую группу продукции. Это наиболее распространенный вид стандарта, так как утверждается изготовителем по согласованию с потребителем (заказчиком) и не требует утверждения Госстандартом РФ. Разрабатывается согласно ГОСТ Р 1.3 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий» и ГОСТ 2.114.

Если после номера нормативного документа стоит звездочка, например ГОСТ 2084-77*, это означает, что с данного нормативного документа снято ограничение срока действия и нет необходимости в переиздании данного нормативного документа.

В зависимости от специфики, назначения и содержания разрабатываемого объекта стандарты подразделяются на следующие виды:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию и услуги;

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы испытаний.

Основополагающие стандарты в свою очередь подразделяются на организационно-методические и общетехнические.

Основополагающие организационно-методические стандарты - устанавливают общие организационно-технические требования и положения по проведению работ в области стандартизации, порядок разработки нормативных и технических документов. В первую очередь, к ним можно отнести: ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации РФ. Основные положения»; ГОСТ Р 1.2 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов».

Основополагающие общетехнические стандарты - устанавливают научно-технические термины, требования к построению и изложению научно-технической документации (ГОСТ Р ГСС РФ 1.5 “Общие требования к построению и изложению стандартов”), общетехнические величины, параметрические и размерные ряды, классы точности и т.д.

Стандарты на продукцию и услуги - устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Стандарты на процессы - устанавливают основные требования к методам (режимам, нормам) выполнения различного вида работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортировки, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы испытания - устанавливают методы контроля (способы и приемы), проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Например, методы отбора проб, анализа по показателям продукции.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координационную деятельность государственных органов управления РФ с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России -ГОСТ РФ).

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работе международной стандартизации, организует профессиональную подготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ.

Госстандарт России в соответствии с законом РФ «О стандартизации» устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартизации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами управления.

При разработке стандартов необходимо руководствоваться следующими условиями:

1) разработка стандартов осуществляется при взаимном согласии и обоюдном интересе всех заинтересованных сторон (заказчик, разработчик и потребитель);

2) при разработке стандартов необходимо использовать современные методы стандартизации – комплексную стандартизацию, опережающую стандартизацию, методы оптимизации параметров объектов стандартизации;

3) в первую очередь должны разрабатываться стандарты, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

4) стандарт должен устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены;

5) следует избегать одновременной разработки на различных уровнях стандартов на идентичные объекты стандартизации.

При разработке стандартов предусматриваются следующие стадии:

- организация разработки стандарта;

- разработка проекта стандарта (первой редакции);

- разработка проекта стандарта (окончательной редакции);

- принятие и государственная регистрация стандарта;

- издание стандарта.

Проекты стандартов, как правило, разрабатываются техническими комитетами по стандартизации.

С целью соответствия стандарта современным требованиям осуществляется его проверка и переиздание не реже 1 раза в 5 лет.

Обозначение стандарта состоит: из индекса (например, ГОСТ Р), регистрационного номера Госстандарта РФ и, через тире, двух последних цифр года утверждения (например, ГОСТ Р 234-93).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: