Формы пространственной организации хозяйства

Формы пространственной организации хозяйства и расселения.

Локалитет – элементарный объект пространства, местность (малая территория) с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие. Таким образом, локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.

Промышленный узел – сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов, вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенными на компактной территории.

Транспортный узел – пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

Территориально-производственный комплекс – сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке.

Агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения (например, Московская и Санкт-Петербургская агломерации). Сведения о крупнейших агломерациях в Российской Федерации приведены в таблице 7.

4.2 Формы расселения.

Формы расселения подразделяются на городские и сельские. Городские населенные пункты различаются по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. человек, а других городских образований (поселков городского типа – не менее 2 тыс. человек). Так, согласно Градостроительному Кодексу РФ выделяются: сверхкрупные города (свыше 3 млн. жителей), крупнейшие города (от 1 до 3 млн. жителей), крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. жителей), большие города (от 100 до 250 тыс. жителей), средние города (от 50 до 100 тыс. жителей), малые города (от 10 до 50 тыс. жителей).

Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства (эти функции называют градообразующими). Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность, транспортные услуги, оздоровительные учреждения (курортный город). Некоторые города обслуживают единственное градообразующее предприятие (оборонный завод, рудник, морской порт и т.д.). Более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п.

Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отражают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На северном Кавказе – это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем востоке – лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере – оленеводческие и охотничьи поселки.

4.3 Урбанизация.

Урбанизация – это процесс концентрации населения и производства в городах. В результате образуются системы городов, поглощающие значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Развивающиеся города образуют агломерации. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие десятки миллионов человек (Северо-восточное побережье США, Восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и т.д.).

Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (субурбанизация и дезурбанизация). В России эти процессы пока в начальной стадии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: