Государственное управление и исполнительная власть

Тема 1. Введение в курс административного права

1. Государственное управление и исполнительная власть

2. Предмет, методы, источники и система административного права

3. Механизм административно-правового регулирования

Раскрывая содержание, цели, функции и другие особенности государственного управления, необходимо, прежде всего, остановиться на самом понятии «управление» и «социальное управление».

Термин «управление» стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Сущностью управления является достижение результата путем целенаправленного воздействия.

Государственное управление - это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной.

К общим функциям управления, как правило, относят:

1 - сбор и обработка (анализ) социальной информации;

2- прогнозирование, т.е. научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;

3 – планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей;

4 - организация, т.е. формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;

5 - регулирование или распорядительство, т.е. установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;

6 - координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

7 - контроль и учет, состоящие в том, чтобы установить соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию. Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, которые собственно и определяют ее сущность и основные черты. Следует отметить, что в административном праве исполнительная власть в советский период рассматривалась либо как правоприменительная (правоисполнительная) власть, либо как система органов государственного управления.

субъекта направлять волю, поведение другого лица, объединять усилия; она осуществляется с помощью особой, внегенетической системы средств воздействия (нормы, убеждение, оружие, организации и др.).

И далее, рассматриваются основные признаки исполнительной (административной) власти:

«- вторичность, зависимость от высшей власти;

- организующий характер деятельности;

- систематически, постоянно осуществляемая организация;

- универсальная организационная деятельность;

- предметный, непосредственный характер организационной деятельности;

- исполнительно-распорядительный характер деятельности;

- принудительность;

- ее субъектом является единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация;

- это власть, которую осуществляет большое число служащих, власть администраторов, чиновников;

- это власть подзаконная;

- это власть подконтрольная».

Органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, базируются на значительно более широких и всеобъемлющих основаниях. Профессор Ю.Н. Старилов предлагает разделить принципы организации и функционирования исполнительной власти на две большие группы: 1) конституционные (социально-политическими), которые установлены Конституцией Российской Федерации и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми и иными законодательными нормами; 2) организационные, характеризующие организационные связи между различными звеньями системы государственного управления, которые возникают в процессе деятельности управленческих органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: