double arrow

Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции


Действующим гражданским процессуальным законодательс­твом регламентирован порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции (ст. 445 ГПК).

При рассмотрении протеста в порядке надзора применяются пра­вила ГПК, установленные для рассмотрения дел в суде первой ин­станции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 33 ГПК, а также с учетом сущности надзорного производства в граж­данском процессе.

Суд, в который поступил протест в порядке надзора, обязан на­править сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях участвующие в деле лица извещаются о времени и месте рас­смотрения дела в суде надзорной инстанции.

Время рассмотрения дела назначается с таким расчетом, чтобы участники процесса имели возможность явиться в суд надзорной инстанции и представить свои письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.

Законом установлены сроки рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Согласно ч. 8 ст. 445 ГПК, дело по протесту в порядке надзора на вступившее в законную силу судеб­ное постановление рассматривается судом надзорной инстанции не позднее двадцати дней, а в Верховном Суде Республики Беларусь - не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.




Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить натри части:

подготовительная часть;

рассмотрение протеста в порядке надзора;

вынесение и оглашение определения или постановления по делу.

В подготовительной части судебного заседания председательс­твующий объявляет состав суда; сообщает, кто участвует в деле в ка­честве прокурора; указывает, какое дело будет рассматриваться и кем принесен протест по делу. Председательствующий разъясняет участ­никам процесса их право заявлять отводы и выясняет, нет ли у них от­водов, а также разъясняет их процессуальные права и обязанности.

Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исхо­де дела лиц, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Вторая часть судебного заседания (рассмотрение протеста) на­чинается докладом по делу.

В Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиумах областного, Минского городского судов дело докладывается председа­телем или по его поручению заместителем председателя, судьей.

В Судебной коллегии по гражданским делам (Военной коллегии) Верховного Суда Республики Беларусь дело докладывается одним из членов суда, участвующим в его рассмотрении.

После доклада юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения.



В рассмотрении дела вправе принимать участие прокурор, кото­рый поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест в порядке надзора или высказывает мнение по делу, рассмат­риваемому по протесту должностного лица суда.

После этого суд надзорной инстанции приступает к вынесе­нию определения или постановления по делу (третья часть судеб­ного заседания).

При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет за­конность и обоснованность судебного постановления как в опро­тестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.

Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в пол­ном объеме.

Президиумы Верховного Суда Республики Беларусь, областного, Минского городского судов по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора выносят постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Белорусский военный суд выносят определения.

К постановлениям и определениям, выносимым в порядке надзо­ра, предъявляются те же требования, что и к кассационным определе­ниям. В частности, в них должны содержаться следующие сведения: время и место рассмотрения дела;



наименование и состав суда, вынесшего постановление или опре­деление;

краткое изложение обстоятельств дела и содержание решения суда первой инстанции и всех последующих судебных актов по делу;

содержание протеста в порядке надзора и представленных в суд дополнительных материалов;

объяснения юридически заинтересованных в исходе Дела лиц и мнение прокурора;

мотивы (обоснование) принятого постановления или определения; закон, которым руководствовался суд надзорной инстанции. Никто из судей не вправе воздержаться от участия в голосовании. Судья, не согласный с решением большинства судей, вправе изло­жить в письменной форме свое особое мнение, которое вместе с пос­тановлением или определением приобщается к делу.

Постановления Президиума Верховного Суда Республики Бела­русь, президиумов областного, Минского городского судов принима­ются большинством голосов. При равном количестве голосов, подан­ных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным.

Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Президиумов областного, Минского городского судов подписываются председательствующим в заседании указанных судебных инстанций, определения Судебной коллегии по гражданским делам (Военной кол­легии), Верховного Суда Республики Беларусь – тремя членами суда, участвовавшими в рассмотрении дела в порядке надзора.







Сейчас читают про: