Тематика докладов и выступлений

1. Социальная политика: цели, направления, основные показатели состояния социальной политики.

2. Уровень, качество жизни и факторы, их определяющие.

3. Доходы населения: факторы динамики, показатели неравенства доходов и политика государства.

4. Система социальной защиты населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы считаете, неравенство в доходах — это зло или благо?

2. Как Вы понимаете социальное равенство?

3. Какой графической моделью можно проиллюстрировать степень неравенства в распределении доходов?

4. Какое влияние на коэффициент Джини оказывает система бесплатного образования, использование пропорционального, прогрессивного налогообложения?

5. «Абсолютное равенство не стимулирует трудовые усилия членов общества, поэтому, чем выше коэффициент Джини, тем сильнее побудительные мотивы к труду». Аргументируйте это утверждение.

6. «Ряд авторов утверждает, что следует принять устанавливаемое рынком распределение доходов и не вмешиваться в этот процесс». Аргументируйте эту точку зрения.

7. Что представляет собой прожиточный минимум? Как он определяется?

8. Что такое «потребительская корзина»?

9. Какой подход в определении минимального потребительского бюджета Вы считаете наиболее верным? Почему?

10. Чем отличается социальный прожиточный минимум от физиологического?

11. Объясните сущность понятий «неравенство», «бедность». Что больше заботит общество? Почему?

12. Что включает система социальной защиты населения?

13. «Равенство — это высшее благо. Чем богаче мы становимся, тем больше равенства можем себе позволить». Прокомментируйте это высказывание.

14. «Толпа бросается за хлебом и, чтобы получить его, обычно ломает пекарни». Прокомментируйте.

15. Объясните, почему пенсионные выплаты в рамках системы социального обеспечения могут уменьшить основной капитал и объем предложения труда в экономике?

16. Как влияют социальные выплаты на положение кривой Лоренца?

17. Какие существуют способы перераспределения доходов государством?

18. Аргументируйте точку зрения: «Надо не пособия выплачивать, а стипендии переобучающимся».

19. Пусть трансферт в 1 долл. одному бедному обходится обществу в:
а) 3,5 долл.; б) 1,3 долл. Обсудите желательность трансферта в каждом случае. Как Вы реализуете компромисс?

20. Почему даже в самых богатых странах мира существует бедность?

21. «Если всех наделять одинаковыми доходами, это вызовет вовсе не одинаковые чувства радости и удовлетворения». Прокомментируйте это высказывание.

22. В чем заключаются различия между программами социального страхования и государственной помощи?

23. Дилемма негативного подоходного налога состоит в следующем: нельзя, с одной стороны, поднять семьи выше уровня бедности и, с другой стороны, одновременно сохранить стимулы к трудовой деятельности. Прокомментируйте это высказывание.

24. «Отец ребенка обязан содержать его, независимо от того, женат ли он на его матери. Кроме того, трудоспособная мать-одиночка обязана работать, чтобы содержать ребенка». Как включить эти «принципы» в благотворительную программу? Какие проблемы могут возникнуть при воплощении такой программы в жизнь?

25. Есть ли, с точки зрения неравенства доходов, разница между унаследованной собственностью и унаследованным высоким коэффициентом интеллектуального развития?

Практические задания

1. По данным статистики проанализируйте состояние и динамику показателей среднедушевого дохода, среднемесячного дохода, минимального потребительского бюджета в Беларуси;

2. Проанализируйте среднемесячную заработную плату по отраслям производства и сферам деятельности и определите децильный и квинтильный коэффициенты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: