Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Виды рыночных сигналов

На рынке с отрицательным отбором происходит “вымывание” высококачественных товаров с рынка и их замещение товарами низкого качества.

Отрицательный отбор характерен и для рынков с асимметричной информацией в пользу покупателей. Классический пример отрицательного отбора – рынок страховых услуг, а именно страхование жизни. Покупатели страховых полисов лучше осведомлены о состоянии своего здоровья. Имеют место скрытые характеристики. Если бы страховая компания могла отличать здоровых клиентов от больных, она устанавливала бы разные цены при покупке страховых полисов (более низкие – для здоровых, более высокие – для больных).

На практике же у страховых компаний нет таких возможностей, и они устанавливают среднюю цену.

В реальной действительности страховые компании могут использовать разные способы борьбы с асимметричной информацией, например:

1. Проведение медосмотра при страховании жизни.

2. Групповое страхование.

3. Обязательное страхование для определённых групп лиц.

Асимметричные рынки характеризуются низкой эффективностью в целом, но в первую очередь асимметрия невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в дополнительном информировании покупателей своих товаров.

Дополнительная информация о товаре называется рыночным сигналом.

Рыночный сигнал – механизм, позволяющий информированной стороне передавать информацию неинформированной стороне.

Типы рыночных сигналов:

1. Гарантии – обязательства производителей заменять по требованию потребителей некачественные товары либо компенсировать иным способом несоответствие характеристик продукта параметрам, заявленным при продаже.

2. Репутация – оценка продавца, основанная на прошлом опыте покупателя и передающаяся от покупателя к покупателю.

3. Бренд – символ, по которому идентифицируется конкретный продавец.

4. Стандарты качества – набор критериев, которым соответствует качество товаров. В ходе сертификации определяется соответствие того или иного товара стандартам.

3 Моральный риск. Проблема “принципал-агент”

Проблема морального риска – проблема страховой отрасли, когда застрахованный индивид может воздействовать на вероятность или значимость событий, обусловленных выплатой страховки.

Типы морального риска в страховании:

1. Недобросовестное поведение – сознательное увеличение вероятности возможного ущерба.

2. Пренебрежение риском – застрахованный индивид перестает выполнять меры предосторожности.

3. Сверхнормативное потребление услуг, оплаченных в результате страхования.

Для уменьшения морального риска страховые компании тщательно выбирают клиентов; классифицируют их по группам риска; дифференцируют страховые взносы; идут на частичное возмещение ущерба; разделяют опасность возможного риска с клиентом.

Частный случай морального риска – контрактные отношения между сторонами, когда одна из них поручает другой выполнение определенных действий за вознаграждение. В этом случае сторона, отдающая поручение, выступает как заказчик (принципал), а сторона, выполняющая поручение, – исполнитель (агент).

Принципал нанимает агента, обладающего специальными знаниями и навыками. Эти отношения несут определённую опасность для принципала, так как более информированная сторона, агент, может предпринимать скрытые действия. Суть проблемы “принципал-агент” заключается в угрозе манипулирования со стороны агента по отношению к принципалу при выполнении поручений и предписаний последнего. Принципал может сознательно вводиться в заблуждение. Главный способ решения такой проблемы – рыночные сигналы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: