Основные определения и понятия

К КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКЕ

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА

Литература

Айриг, С. Подготовка цифровых изображений для печати / С. Айриг, Э. Айриг; пер. с анг. — Мн.: Попурри, 1997. — 192 с.

Герчук, Ю. А. Художественная структура книги / Ю. А. Гер­чук. — М.: Книга, 1984. — 430 с.

Гиленсон, П. Г. Справочник художественного и техничес­кого редакторов / П. Г. Гиленсон. — М.: Книга, 1988. — 526 с.

Маркус, В. А. Нормативные материалы по издательскому делу / В. А. Маркус. — М.: Книга, 1987. — 480 с.

Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора. Редакцион­но-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чель­цова. — М.: Олимп, 1999. — 688 с.

Рудер, Э. Типографика: руководство по оформлению / Э. Ру­дер. — М.: Книга, 1982. — 286 с.

Херлберт, А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг / А. Херлберт; пер. с анг. — М.: Книга, 1984. — 107 с.

ГОСТ 5773–90. Издания книжные и журнальные. Фор­ма­ты.

ГОСТ 7.53–86. Издания. Международная стандартная ну­ме­ра­ция книг.

ГОСТ 7.56–89. Издания. Международная стандартная ну­ме­рация сериальных изданий.

ОСТ 29.124–94. Издания книжные. Общие технические условия.

ОСТ 29.125–95. Газеты. Общие технические требования.


Основные вопросы

1. Глоссарий типографических терминов.

2. Основные правила набора всех видов текста (титульных, основного, дополнительных и справочно-вспомогательных).

3. Единицы измерения издательской продукции.

4. Корректура.

Цель. Изучение специальной терминологии и правил на­бо­ра текстовой информации. Знакомство с единицами измере­ния и корректурными знаками.

Ознакомимся с основными определениями и понятиями.

 
 

Базовая линия — это воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа. Остальные элемен­ты символа представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Основные элементы символа

Буквица — это большая первая буква, которая может на­хо­диться ниже уровня первой строки абзаца. Используется как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов.

Выключка — выравнивание набора текста по верти­каль­ным границам полосы. Различают выключку по левому краю, при которой получается неровная правая сторона; по правому краю, при которой получается неровная левая сторона; по цент­ру, при которой текст выравнивается симметрично относительно линии, делящей полосу вертикально пополам; по ширине, при которой между словами устанавливается отбивка таким образом, чтобы левая и правая стороны пол­ностью заполняли пространство между полями полосы; и по формату (используется только в специальных программах компьютерной верстки), при которой текст заполняет про­стран­ство между вертикальными границами текстового блока.

Выворотка — это текст «вывернутый наизнанку», напри­мер, белый текст на черном фоне.

Гарнитура — это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шри­фтов.

Гранки — это длинная колонка набранного текста, не разби­тая на страницы.

Диакритические знаки — это различные специальные зна­ки, которые проставляются над или под буквами.

Жидкие строки — это строки, в которых неудачно выбра­но расстояние между символами или словами, что приводит к тому, что строки становятся разорванными.

Засечки (серифы) — горизонтальные штрихи, делающие шрифт более четким.

Зона переноса определяет максимальное число символов от правого поля, где можно поставить знак переноса.

Интерлиньяж — расстояние между строками. Общая вы­со­­та строки равна кеглю самого крупного шрифта, использо­ван­ного в ней, плюс небольшое расстояние. Стандартная ве­ли­чина интерлиньяжа определяется как 110–120% кегля, но так бывает не всегда.

Капитель — это способ оформления текста, при котором строчные буквы приобретают вид прописных и увеличивают­ся в размере, оставаясь по прежнему меньше «настоящих» прописных приблизительно на 20%.

Кегль — вертикальный размер шрифта. Определяется в пунктах. В основе измерений лежат системы Дидо (Европа, Россия) и Пика (Англия, США).

Исторически сложившиеся наименования кеглей приведе­ны в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Наименования кеглей Система Дидо (1 пт = 0,376 мм) Система Пика (1 пт = 0,353 мм)
Бриллиант (3 пт) 1,13 мм 1,06 мм
Диамант (4 пт) 1,5 мм 1,41 мм
Перл (5 пт) 1,88 мм 1,77 мм
Нонпарель (6 пт) 2,25 мм 2,00 мм
Миньон (7 пт) 2,63 мм 2,47 мм
Петит (8 пт) 3,00 мм 2,80 мм
Боргес (9 пт) 3,38 мм 3,18 мм
Корпус (10 пт) 3,76 мм 3,53 мм
Цицеро (12 пт) 4,50 мм 4,20 мм
Миттель (14 пт) 5,26 мм 4,94 мм
Терция (16 пт) 6,02 мм 5,65 мм
Текст (20 пт) 7,52 мм 7,06 мм
Двойной цицеро (24 пт) 9,02 мм 8,47 мм
Двойной миттель (28 пт) 10,53 мм 9,88 мм
Малый канон (36 пт) 13,54 мм 12,71 мм
Канон (42 пт) 15,79 мм 14,83 мм
Большой канон (48 пт) 18,04 мм 16,94 мм

Кернинг и трекинг являются атрибутами символов, харак­те­ризуют не сами символы, а расстояние между ними, т. е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста. Кернингом называется изме­не­ние ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким обра­зом, что выступающие части одной литеры заходят в про­стран­ство другой. При этом размещение символов стано­вится зрительно более равномерным. Современные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для ко­то­рых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, на­при­мер, ГО, ГА, АУ, Ст и др. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смо­треться в разном кегле. Трекинг, в отличие от кернинга, задает­ся не для пары, а для нескольких символов и характе­ри­зует величину межсимвольного пробела в группе симво­лов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для двух символов, то он будет аналогичен кернингу. Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах — тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине сим­волов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта. В полиграфии используются дополнительные единицы измерения — круг­лая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, харак­те­ризую­щие горизонтальные размеры шрифта. Они соответ­ству­ют ширине заглавных букв M, N и строчной буквы t. Таким обра­зом, круглая шпация примерно равна размеру шриф­та, полукруглая — 0,5 размера шрифта, а тонкая шпа­ция — 0,25 размера шрифта. Значение круглой шпации ко­леблется в за­ви­симости от кегля и гарнитуры шрифта. Шпации применя­ются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов.

Колонка — это блок текста. Пробел между двумя или несколькими колонками называется средником.

Колонтитул — это заголовочные данные, которые поме­щают­ся вверху или внизу полосы. Это вид оформления тек­ста для вывода какой-либо повторяющейся информации при печати страниц раздела документа. В качестве колонтитулов могут быть использованы названия разделов или глав доку­мен­та. С помощью колонтитулов часто оформляются колон­цифры.

Колонцифра — это порядковый номер страниц издания.

Корректор — это работник типографии или издательства, который читает корректурные оттиски, выявляет граммати­чес­кие или технические ошибки и неточности и дает указа­ние к их исправлению, используя специальные корректурные знаки.

Корректура — это совокупность процессов выявления и исправления ошибок и неточностей при чистке корректурных оттисков с использованием специальных корректурных зна­ков.

Корректурные знаки — это специальные условные знаки, заменяющие письменное изложение указаний, необходимых для исправления погрешностей в корректуре.

Корректурный оттиск — это оттиск с гранки, с полосы, с листа, предназначенный для вычитки корректуры.

Начертание — это комплект строчных и прописных зна­ков, цифр и знаков препинания. Начертания отличаются на­сы­­щен­ностью, пропорциями, контрастностью, наклоном зна­ков. Наиболее распространенные из них:нормальное, полу­жир­­ное, курсив и полужирный курсив.Наклонный шрифт обра­зу­ет­ся простым искажением (наклоном) символов исход­ного нормаля. В курсивномначертании буквы имеют сход­ство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. На­клон­ное начертание можно создать программно, а курсивное должно быть заложено первоначально и содержаться в файле шриф­та. Насыщенность шрифта определяется изменением толщи­ны основных и соединительных штрихов одноименных зна­ков в различных начертаниях и может меняться от светлой (lights) до сверхжирной (ultra-bold). Контрастность — один из основных признаков начертания, определяемый отношением толщины соединительных и основных штрихов знака. По это­му признаку шрифты могут варьироваться от неконтраст­ных до сверхконтрастных.

Пуля — это черная точка, звездочка или другой символ, указывающий на пункт в списке.

Тетрадь — это печатный лист с оттисками после фаль­цов­ки. Несколько тетрадей, переплетенных вместе, представля­ют собой книгу.

Стиль — набор параметров форматирования, имеющий имя.

Шрифт (нем. schrift, от нем. schreiben — писать) — графи­чес­кий рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. В на­стоя­щее время термины «гарнитура» и «шрифт» часто употребляются как синонимы. При выборе шрифта следует исходить из его легкости для чтения и соответствия всему стилю публикации. Для строгих документов рекомендуется применять только классические шрифты и не более двух на до­кумент. Максимальное число шрифтов в одном документе 3–4.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: