Сущность процедурных систем

Процедурной обычно называют человеко-машинную систему, доступную человеку в виде набора функций (процедур) внутри прикладной области. Причем эти процедуры описаны в терминах прикладной области и приводят к гарантированному изменению свойств объекта. Например, «человеко-телевизор» - полностью процедурная система: все задачи, которые ставит перед ней человек, описываются в терминах "программа", "громкость", "контраст", «яркость», «кнопка» и т. п.

Система в самом общем виде работает так: человек описывает, какой продукт он хочет получить, а машина рассказывает, какие действия надо для этого предпринять. Естественно, возможны варианты: часто человек не в состоянии вспомнить все свойства продукта, и машине приходится потихоньку выспрашивать их. Так, например, устроен, "мастер подключения к Internet" в Windows 98 и прочие подобные ему "мастера" (wizards). После того, как свойства продукта описаны, задачу уже можно решить, не посвящая пользователя в тонкости решения. Наконец, отличительная особенность процедурных систем: под типовую пользовательскую задачу, скорее всего, найдется готовый вариант решения, так что пользователю останется только нажать кнопку, скажем, "форматировать текст" и наслаждаться результатом.

Существуют некоторые правила, инструкции о том, какие кнопки и рычаги человек должен дернуть, чтобы получить на выходе определенные свойства продукта. Например: если вещи выходят недостиранными - кладите в стиральную машину больше порошка; не гудит и не крутится - проверьте предохранитель, а если не поможет - включите вилку в другую розетку, а если и это не поможет - звоните в службу ремонта. Предписания обычно оформляются в виде двух колонок таблицы. Табличные предписания удобны, но практически всегда недостаточны.

Предписания обычно оформляются в виде понятного пользователю текста. Чаще всего в таких предписаниях ситуация описывается лишь приблизительно, сами рекомендации имеют вид доброго совета, эффект применения слегка преувеличен. К примеру: "Если вам кажется, что с вашим диском что-то не в порядке, запустите программу проверки диска, которая быстро и эффективно устраняет все проблемы с диском". К такому классу (неформальных) предписаний следует отнести и "интуитивно понятный интерфейс", поскольку его создатели уверяют, будто им можно пользоваться, не понимая до конца, что именно происходит.

Чтобы пользователь мог хотя бы отчасти планировать и прогнозировать поведение системы, он должен знать, как она устроена и как работает. А поскольку система устроена непросто, то приходится изобретать еще одну, упрощенную и не соответствующую действительности ее архитектуру, зато описанную в понятных пользователю терминах. Так возникает еще один способ взаимодействия с процедурной системой: посредством легенды. Легенда - это описание рычагов управления системой так, как если бы она только из них и состояла. Легенда хороша тем, что создает у пользователя ощущение, будто он отлично понимает устройство системы до тех пор, пока следует предписанию.

Недостаток легенды в том, что придерживаться ее всегда и во всем невозможно. Одни и те же - по легенде - объекты начинают вести себя в разных ситуациях по-разному, потому что соответствуют различным типам объектов системы. Типичный пример легенды - понятие «иконки» (значок, пиктограмма, icon) в Windows. Иконки в обозревателе ведут себя не так, как некоторые иконки на рабочем столе, и совсем не так, как иконки в панели управления. Пользователь процедурной системы зачастую не знает, как именно он добился от нее желаемого результата и далеко не всегда может с первого раза воспроизвести свои действия. Иногда бывает так: нажимал-нажимал на кнопки - и вышло! А как? А кто ж ее знает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: