Интерфейс. Программные продукты и пакеты

Программные продукты и пакеты

Понятно, что на всякую прикладную область утилит не напасешься. Чем сложнее и нестандартнее задача, тем меньше смысла включать инструменты ее решения в систему. Тем не менее, раз уж задача есть, значит, кому-то нужно ее решать. Такие специализированные наборы программ хотелось бы иметь если и не в самой системе, то где-то "рядом". И уж конечно в системе должен быть мета-инструментарий - это средства программирования и вообще разработки программ: языки программирования, интерфейсные и предметно-ориентированные библиотеки, и т. п.). Такой набор программ (т.е. инструменты решения прикладных задач + средства для их разработки) называется программным продуктом. Архив программного продукта, расположенный в определенном месте файловой системы в UNIX называется пакетом. В пакете могут храниться не только сами программные продукты, но и вообще любые "кирпичики", из которых можно складывать систему: утилиты, драйверы, документация, шрифты и все остальное. Если при установке или удалении пакета нужно проделать какие-нибудь действия (например, зарегистрировать устанавливаемый шрифт), к нему прилагаются сценарии установки и удаления. Система, настроенная на решение определенных задач, не обязательно должна содержать все возможные пакеты. Как правило, в дистрибутив UNIX входит несколько тысяч пакетов разного назначения и объема, например, от утилиты, сообщающей, в какой фазе сегодня находится луна, до издательской системы. Так, например, на 8000 пакетов дистрибутива FreeBSD-5.2, около 1500 в общей сумме составляют средства разработки, языки программирования и графические инструменты. В действительности, редко кто устанавливает больше 2х-3х сотен утилит. Однако, стоит заметить, что в специализированных дистрибутивах, не распространяемых под свободной лицензией, средства разработки могут не входить: в одних - за ненадобностью, в других - из-за желания авторов заработать на продаже дополнительных средств.

***

Для диалога с пользователем в UNIX выбран интерфейс командной строки. Команды могут быть совсем короткими (одно нажатие), могут содержать имя запускаемой утилиты и несколько коротких параметров, а могут быть даже небольшими программами (символов в 100). Команды большего размера неудобно вводить и исправлять прямо в командной строке, их стоит складывать в файл, называемый сценарием (script). Такой сценарий тоже считается программой, его можно вызывать по имени, передавать параметры и т. д. Все эти команды распознает и выполняет интерпретатор командной строки (shell, "оболочка"), который позволяет очень быстро повторять командную строку, оперативно объединять и использовать результаты выполнения других программ.

Для обозначения точки входа в систему - места, откуда приходят команды, и куда следует выдавать результат их работы, используется понятие терминала. Терминал - это устройство, способное принимать и передавать текстовую информацию (в командной строке обозначается, например, как tty 1, tty 2 и т.д.).

Способ доступа к файлам на носителе данных и принцип их именования (идентификации) принято называть файловой системой. Файловая система в UNIX - это не только способ хранения собственно файлов, но и вообще место хранения и отображения информации о системе. Манипулировать файлами с помощью соответствующих утилит чрезвычайно легко - и вручную, и автоматически, из командного сценария. Часто пользователь обменивается информацией с UNIX путем изменения или просмотра специальных файлов. Поэтому файловую систему можно считать частью интерфейса UNIX.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: