Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню позволяет определить влияние факторов на его прирост и на этой основе –дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и позволяет установить резервы снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости являются следующие показатели:
1) полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
2) затраты на рубль товарной продукции;
3) себестоимость сравниваемой товарной продукции;
4) себестоимость отдельных изделий;
5) отдельные элементы и статьи затрат.
Источники информации для проведения анализа:
q отчет о затратах на производство и реализацию продукции;
q план и отчетная калькуляция продукции;
q данные синтетического и аналитического учета затрат;
q регистры по учету затрат на производство;
q ведомости и карточки учета производства по заказам.
Себестоимость анализируют по элементам затрат для того, чтобы оценить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и фондоемкость продукции. Также себестоимость анализируют по статьям калькуляции, которые показывают, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы средства. Выявляют экономию или перерасход по сравнению с плановыми или фактическими данными за предыдущий период. Далее оценивают динамику себестоимости, вычисляя при этом:
§ индекс планового задания (iпл. задания = zпл. / zбаз., где z – себестоимость)
§ индекс динамики (iдин. = zфакт. / zбаз.)
§ индекс выполнения плана (iвып. плана = zфакт. / zплан.)
С целью более детального анализа себестоимости всей товарной продукции и влияния на нее ряда факторов используют многофакторную модель. При этом себестоимость товарной продукции рассчитывается как произведение 5-ти коэффициентов:
где:
а – размер затрат на производство товарной продукции, приходящийся на одного работающего ()
b – численность работников, приходящаяся на 1 тыс. руб. основных фондов (показатель обратный фондовооруженности: )
с – фондоемкость, исчисленная по материальным затратам (стоимость ОФ / МЗ)
d – соотношение между материальными затратами и расходами на оплату труда (МЗ / ФОТ)
f – зарплатоемкость товарной продукции (ФОТ / ТП)
Эта модель условно отражает совместное влияние на динамику себестоимости факторов, характеризующих эффективность использования производственных фондов, материальных ресурсов и трудовых ресурсов. Влияние каждого из факторов количественно можно оценить, используя метод цепных подстановок.
Детальному анализу подвергают показатель «затраты на рубль товарной продукции»:
Если продукция разного ассортимента, то показатель затрат имеет следующий вид:
Для проведения факторного анализа данного показателя:
где:
sф – sпл - общее изменение затрат в рубле товарной продукции в отчетном периоде по сравнению с планом (базой), произошедшее под воздействием совокупности факторов, влияние которых можно оценить следующим образом:
а) изменение цен на продукцию:
б) изменение себестоимости отдельных изделий:
в) изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции:
На предприятиях, имеющих структурные подразделения (цехи, участки) рассчитывают средний уровень затрат:
Влияние на средний уровень затрат изменений в себестоимости видов продукции по различным участкам или цехам определяют с помощью индекса постоянного состава:
Изменения, произошедшие в структуре, т.е. распределение продукции с разным уровнем себестоимости по цехам и участкам, можно оценить с помощью индекса структурных сдвигов:
При более детальном анализе рассчитывают в отдельности каждую статью затрат, определяя при этом экономию или перерасход, а также находя удельный вес той или иной статьи в общей структуре себестоимости. Ее иногда рассчитывают в динамике или по сравнению с планом.
При выявлении перерасхода по отдельным элементам проводят детальный факторный анализ причин, повлиявших на этот перерасход. (Детальный анализ по статьям см. по темам лекций).