Метеорологические факторы являются неопределенными показателями, которые оказывают существенное влияние на условия движения по АД.
Состояние покрытия меняется в зависимости от периода года. Выделяют 3 вида периодов:
- зимний;
- летний;
- переходный.
Зимний– это период начала образования устойчивого снежного покрова до его схода, который характеризуется устойчивой температурой воздуха ниже 0 град.
На большей части территории России этот период является самым длительным.
В этот период состояние покрытия меняется в широких пределах: от сухого и чистого до покрытого слоем сухого рыхлого снега (заснеженное), мокрым снегом или ледяной коркой.
Летнийпериод характеризуется увеличением количества осадков, но сокращение их продолжительности.
Состояние покрытия в этот период чаще всего сухое, также как и обочины.
Переходный– весенне-осенний период с неустойчивой погодой, при которой наблюдаются осадки всех видов.
Весенним считается период, характеризующийся повышением температуры от 0 до 15 град. Продолжительность этого периода от 30 до 60-80 дней.
Осенний период характеризуется понижением температуры от 15 до 0 град.
Состояние покрытия чаще всего мокрое, грязное с разрушенными обочинами.
Наиболее удобные и безопасные условия движения автомобилей по дороге приняты за эталонные.
Эталоннымиусловиями называется сочетание параметров, которые обеспечивают благоприятные и безопасные условия движения с расчетной скоростью при оптимальном нервно-эмоциональном напряжении водителя. За эталонные условия для двухполосных дорог принято движение одиночного автомобиля на прямом горизонтальном участке с шириной проезжей части 7,5 м, укрепленной обочиной 2,5 м, видимостью встречного автомобиля 750 м, с шероховатым покрытием, коэффициент сцепления которого в мокром состоянии для шин с протектором не ниже 0,6. При этом погода сухая, время летнее, температура воздуха 20 град., ветер отсутствует.
Любое ухудшение условий движения по сравнению с эталонными ведет к снижению максимально возможной или максимально допустимой скорости.
Изменение ширины проезжей части и обочин по периодам года.
Фактически используемая ширина проезжей части и обочин изменяется в широких пределах в зависимости от таких факторов, как: погодно-климатические условия, особенности земляного полотна и проезжей части, а также уровня содержания дороги.
В летний период в основном сохраняются проектные параметры поперечного профиля дороги и проезд осуществляется по всей ширине покрытия, обочины сухие.
В переходные периоды происходит изменение фактической ширины проезжей части в основном из-за загрязнения последней. При неукрепленных обочинах сокращение проезжей части из-за загрязнения достигает 0,6-1,2 м. На участках с укрепленными обочинами сокращение ширины проезжей части практически не происходит.
Для зимнего периода характерно исчезновение четких очертаний границ земляного полотна и сглаживание его форм. На дорогах с хорошим зимним содержанием возможно улучшение условий движения по сравнению с летом. Это связано с тем, что фактически используемая ширина проезжей части становится равной 8-8,5м.
Продолжительность различных состояний дороги.
Каждый метеорологический фактор характеризуется вероятностью появления, продолжительностью действия и последействия.
Продолжительность действия – это продолжительность самого метеорологического фактора (дождя, снегопада и т.д.).
Продолжительность последействия – время с момента прекращения данного метеорологического фактора до прекращения или ликвидации его последствий на состояние дорог и условия движения (время просыхания поверхности дороги после прекращения дождя). Продолжительность последействия может быть получена путем наблюдений за состоянием дорог в различные периоды года. Последействие практически не обладают температура и влажность воздуха, ветер и туман. Средняя продолжительность действия метеорологических факторов: положительная температура воздуха – 4-6 часов, отрицательная температура воздуха – 10-12 часов, ветер - 8-12 часов, туман – 4-8 часов.