double arrow

Лекция 3. Советский Союз в 1985–91 гг. Перестройка. Россия в современных условиях

Положение СССР в середине 80-х годов было неоднозначным. С одной стороны, Советский Союз по–прежнему оставался великой державой, с другой – стремительно терял этот статус. В 1985 – 1991 гг. СССР, как и ранее, был самым крупным по территории государством (он занимал 1/6 обитаемой суши, 22,4 млн. км2). Согласно переписи 1989 г. население СССР составило 286,7 млн. человек, в городах страны проживало примерно 67% населения, в сельской местности 33%.

К середине 80-х годов СССР обладал достаточно развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему достичь определенных успехов в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя, правда, на минимально допустимом уровне, продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальные противоречия в стране находились в непроявленном состоянии. СССР обладал огромными природными богатствами, не сопоставимыми ни с одной из стран мира.

Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, с середины 70-х годов СССР имел военно-стратегический паритет США и всем блоком НАТО), советское государство оказалось в глубоком предкризисном состоянии. Главной причиной его являлось прогрессирующее падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне все убыстряющегося развития капиталистических стран Запада.

Перед правящими кругами страны реально встала задача сохранения своей власти. Попытки «закручивания гаек», осуществленные во время короткого правления Ю.В. Андропова, показали свою безрезультатность. А правление К.У. Черненко (февраль 1984 г. – март 1985 г.) еще больше приблизило страну к роковой черте кризиса. Идеи более глубокой реформации общественной жизни в СССР стали проявляться все отчетливее.

В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возгла­вил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма".

В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены – лица, разделяющие идеи Генерального секретаря (Е.К. Лигачев, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев.

По инициативе М.С. Горбачева начинается осуществление того, что в начале стало называться совершенствованием социализма, затем — перестройкой, а в конце концов реформами. Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план XII пятилетки (1986 – 1990 гг.).

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально–экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Перемены в общественно–политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития.

В 1985 – 1986 гг. в экономике были предприняты меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности и широкой замене руководящих кадров.

В целом же народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя методы приказного нажима, политических кампаний, штурмовщины.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС (Украина), происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. "Чернобыль" стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.

В 1987 г. решено было сменить прова­лившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась широкомасштабным средством ее достижения. В 1987 – 1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновление" идеологии.

XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.) утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе – Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, АД. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С. Горбачев.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений.

В 1990 г. в СССР впервые с 20–х годов появились политические партии помимо КПСС. Это Демократическая партия, Социал-де­мократическая, Либеральная, Либерально–демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт, Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Республиканская партия Российской Федера­ции, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономиче­ских и политических реформ. Многие партии признавали необходи­мость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких партий социалистической (коммунистической) ориентации. Начали действовать партии социал-демократического направления.

Первые годы "перестройки" мало затронули действующую экономическую систему. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий.

Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокраще­ние поступлений от экспорта нефти, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек.

В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы – не ускорение, а переход к рыночной экономике.

Несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них – "Программа 500 дней" – была группа экономистов во главе с С.С. Ша­талиным и Г.А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Это была программа поэтапной "приватизации экономики". Поскольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства экономической власти, альтернативная программа была отклонена.

Для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина. Участие в работе этой комиссии принимал глава правительства Н.И. Рыжков. Программа Н.И. Рыжкова – Л.И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок го­сударственного сектора в экономике, а также контроль со стороны го­сударства над складывающимся частным сектором.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. С конца 1989 по 1991 гг. было принято более ста законов, указов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но абсолютное большинство из них не работало.

Политика реформирования экономики имела значительные социаль­но–экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Если в 1986 – 1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%) то, начиная с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%.

В стране расцветала спекуляция, черный рынок, мафиозные группы захватывали целые сферы в торговле и распределении. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х годов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна.

В середине 80-х годов новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международной изоляции. Главной задачей внешней политики СССР на данном этапе было обеспечение условий для реформы власти внутри страны, т.е. стремление максимально снизить уровень конфронтации со всеми странами и, прежде всего с развитыми капиталистическими. Причем по мере нарастания проблем внутри страны внешняя политика становилась все более гибкой и податливой. Во внешнеполитическом курсе страны можно выделить два крупных этапа: 1985 – 1988 и 1989 – 1991 гг.. Если на первом этапе советское правительство пыталось сохранить в неизменности «ос­новные принципы социализма», то на втором этапе началась сдача всех позиций западным странам с тем, чтобы иметь политическую и финансовую поддержку европейских, американских и некоторых арабских государств.

Придя к власти, М.С. Горбачев подтвердил традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987 – 1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе нового политического мышления.

В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений.

Во второй половине 80-х годов Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, затем Дж. Бушем способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам.

В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и меньшей дальности). Впервые был начат поворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г. он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в т.ч. почти 2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. Таким образом, призыв Горбачева к безъядерному миру был поддержан и стал претворяться в жизнь.

В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия. Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции.

В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана (май 1988 г. – февраль 1989 г.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР в государств Восточной Европы. Обстановка в СССР, курс на "обновление социализма" привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М.С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. Пришедшие к власти национально–демократические силы взяли курс на отход от СССР и сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Советский Союз был принят в Международный валютный фонд.

Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создали условия для урегулирования отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989-г. М.С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем.

Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на Украине, "Саюдис" в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.

В 1988 г. начался длительный вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал первым очагом будущего всесоюзного пожара. В 1989 г. и особенно в 1990 – 1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (в Ферганской долине, Алма-Ате, Душанбе и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия.

Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом – А.В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказалось 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В этих условиях М.С. Горбачев предложил вариант нового союзного договора по "обновлению СССР". В апреле – мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик, преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. За несколько дней до подписания нового Союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка предотвратить эту перспективу положить конец политике реформ. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивал проект Союзного договора, ослаблявший власть Центра, утрата действенного контроля за республиканскими Верховными Советами и правительствами.

Президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С. Горбачева – в связи с состоянием его здоровья – исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г.И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Президент России Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. Сразу после подавления "августовского путча" три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств – России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и констатировали, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование»

Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ – Содружества Не­зависимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение). 25 декабря Президент СССР сложил, свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

"Перестройка", задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Правопреемником СССР стала Россия – уже иное государство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе.

После распада СССР руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной держа­вы, около 60% экономического и научно-технического потен­циала, большую часть территории, богатой природными ресур­сами. И одновременно серьезные проблемы — долги бывшего СССР (около 70 млрд. долларов), изношенность основных фондов промышленности (около 70 %).

Экономика страны в начале 1990-х гг. находилась в слож­ном положении. Возрастала нехватка товаров первой необ­ходимости, в том числе продовольствия. Предприятия тяже­лой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны пришли в полное расстройство.

Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования

Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии», стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накопления, не были разработаны механизмы их индексирования. Уровень жизни населения упал, доходы большинства граждан сократились примерно на 2/3.

Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. А с другой стороны, ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производства, изменение формы собственности нe повысило эффективности производства. В 1990 – 1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%.

Также мало получили и граждане России от ваучерной приватизации, завершившейся в июне 1994 г. В условиях инфляции вау­черы быстро обесценились. Большинство россиян продали их задешево либо вложили в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование. Контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий и теневиками. Получение рядовыми аукционерами дивидендов (доходов от акций) в условиях нарастания экономических проблем, убыточности предприятия становилось нереальным.

«Шокотерапия» вызвала рост социального напряжения в обществе, нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам (наука, культура, медицина, образование и др.). Общество подверглось резкой поляризации – разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих – с другой. Реальные доходы россиян к 2000 г. в среднем составляли лишь 47% от уровня 1991 г. По многим показателям Россия продолжала приближаться к наименее развитым странам мира, живущим за счет продажи невосполняемых природ­ных ресурсов.

Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними.

В итоге систему высшей государственной власти в стране поразил острый конституционный кризис. Он стал отражением опасного состояния «двоевластия» как в Центре, так и на местах. Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти – Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент – А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой начал формировать параллельное правительство. Ельцин предъявил народным депутатам ультиматум – покинуть "Белый дом" (Здание Верховного Совета России) до 4 октября. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. Страна была на пороге гражданской войны.

В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. К утру 4 октября 1993 г. к «Белому дому» были стянуты танковые части Кантемировской дивизии, которые произвели обстрел здания Верховного Совета и уже во второй половине дня с помощью спецподразделений «Белый дом» был взят штурмом, а главные политические оппоненты Президента (Хасбулатов, Руцкой. Макашов, Баранников и др.) арестованы. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

Б.Н. Ельцин взял на себя полномочия по обеспечению президентского правления в стране вплоть до проведения выборов. Таким образом, в ходе октябрьских событий 1993 г. противостояние законодательной власти Президенту было силовым путем ликвидировано.

В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических бло­ков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор Рос­сии" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество".

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили "Выбор России", ЛДПР. Аграрная партия и КПРФ. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар).

Принятая 12 декабря 1993 г. на Всенародном референдуме пятая в истории страны Конституция Российской Федерации про­возгласила формирование новой системы государственно-полити­ческого устройства, подвела черту под советским периодом истории России. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент на 4-летний срок. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания – постоянно действующего законодательного органа РФ.

Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте на постоянной основе. В отличие от нижней палаты, Совет Федерации – верхняя палата парламента—формируется из представителей субъектов Федерации (по одному из представительной и исполнительной власти).

Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Президент России в феврале 1994 г. выдвинул инициативу о достижении общественного согласия, первым шагом к которому явилось предложение о проведении амнистии. Однако депутаты V Думы расширили понимание идеи общественного согласия, приняв 23 февраля 1994 г. постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников событий 19-21 августа 1991 г., 1 мая и 24 сентября – 4 октября 1993 г. Это постановление без промедления было реализовано Генеральной прокуратурой РФ.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993 – 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них – Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно–политическое движение "Наш дом – Россия" объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% – "Наш дом – Россия", 11% – ЛДПР, 10% – блок Г.А. Явлинского ("ЯБЛоко"), 17% – независимые и 14% – другие избирательные объединения.

Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

Главным событием 1996 г. стали выборы главы российского государства. Проведенные в два тура – 16 июня и 3 июля 1996 г. – президентские выборы принесли убедительную победу Б.Н. Ельцину, переизбранному на второй срок, т.е. до 2000 г. В ходе второго тура голосования президент Российской Федерации получил около 40 млн. голосов избирателей. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого в стране курса радикальных социально-экономических реформ, продемонстрировав неприятие предлагаемой лидерами народно–патриотического альянса во главе с КПРФ модели развития экономики и общества.

Начавшиеся после распада СССР реформы привели к углублению экономического кризиса. Во-первых, такие кардинальные изменения, связанные со сменой форм собственности и политических институтов, не могут проходить безболезненно. Во-вторых, реформы проводились поспешно, без тщательной методологиче­ской и организационной подготовки. В-третьих, была разрушена централизованная, планово–распределительная система управления, а на создание рыночных отношений необходимо время. Все это нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей.

За период 1992 – 1995 гг. в России объем промышленного производства сократился на 81%, сельскохозяйственной продук­ции – на 53%, национального дохода – на 63%. Реальные доходы населения составили в 1995 г. 40% к уровню 1991 г., а доля жителей с доходами ниже прожи­точного минимума – 24.7% к общей численности. Ввод в дейст­вие жилых домов снизился с 29, 2 до 9, 5 млн. кв. м. Несмотря на то, что в страну за эти годы прибыло 3.8 млн. чел., число жителей России снизилось с 148, 8 млн. до 147, 9 млн. чел.

Тяжелейшей ошибкой является близорукость и безответственность реформаторов по отношению к подлинному и бесспорному богатству, накопленному страной за многие предшествующие десятилетия – к научно-техническому и образовательно-культурному потенциалу, что позволяло раньше считать нашу страну в числе ведущих держав мира. Это глубокая стратегическая ошибка, за которую России позже придется еще долго расплачиваться.

В результате производимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелом положении оказались предприятия сложного машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70–80%. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация в сырьевых отраслях добывающей промышленности, и прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, нефтяной и газовой промышленности и черной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.

Несмотря на все усилия правительства по стабилизации уровня жизни населения отдача от принимаемых мер оказа­лась незначительной. Росло число безработных. В 1997 г. оно достигло примерно 7 млн человек. Все большие масштабы при­обретали преступность и криминализация экономики. Как свидетельствовала международная статистика, по уровню кор­рупции Россия вышла на одно из первых мест в мире. Нечет­кость законов, высокие налоги на все виды предприниматель­ства породили массовое утаивание прибылей и их перевод за границу. За 1992 — 1999 гг. из страны было вывезено свыше 155 млрд. долларов. Процветали взяточничество и рэкет со стороны чиновников и криминальных структур.

Недополучая деньги в бюджет, государство не имело воз­можности своевременно выплачивать зарплату работникам бюджетной сферы. По разным оценкам, от 22 до 40 % населе­ния жили ниже уровня бедности.

Доходы населения в других государствах СНГ были намного ниже, чем в России. В условиях практически открытых границ это привело к притоку на ее территорию десятков тысяч человек из бывших союзных республик. Одни из них соглашались на са­мый непрестижный труд за минимальную оплату, что сбивало стоимость рабочей силы. Другие не останавливались ни перед чем, лишь бы обеспечить себя средствами к существованию. В результате выросли такие виды преступности, как грабежи, мошенничество, воровство, жульничество. Большое распростра­нение получили торговля наркотиками и проституция. Резко увеличилось количество бездомных детей, живущих попрошай­ничеством и мелкими приработками.

Следует отметить, что радикальные экономические реформы, проводимые в стране с 1992 г., имеют результатом необратимость формирования рыночных отношений. К 1998 г. доля частного сектора в производстве ВВП составила 80% (в 1992 г. эта цифра составила 50%). Все это позволяет сделать вывод о доминировании частного капитала в экономике современной России.

Экономика страны к концу 1997 г. миновала стадию затяжного структурного кризиса. Впервые за годы реформ в 1996 г. объем ВВП не сократился, а вырос на 0,4%. Можно утверждать, что Россия превратилась в страну с открытой экономикой, и это влечет за собой как положительные, так и отрицательные моменты. Со всей очевидностью это было продемонстрировано во время мирового так называемого "Азиатского" финансового кризиса осенью 1997 г., который затронул и российский рынок ценных бумаг летом-осенью 1998 г.

Условием успешного развития российской экономики является создание благоприятного инвестиционного климата в стране, реализация налоговой, военной, пенсионной реформ и реорганизация деятельности так называемых "естественных" монополий. Однако дальнейшее социально–экономическое развитие страны, как и показал опыт реформ, зависит от стабилизации всей государственно-политической системы.

В марте 1998 г. на смену В.С. Черномырдина пришел С.В. Кириенко. В его программе стабилизации экономики основной упор делался на повышение собираемости налогов. Но других более действенных рычагов для оживления производства найдено не было. Страна скатилась к финансовому кризису, который разразился в августе – сентябре 1998 г. С.В. Кириенко был отправлен в отставку.

Финансовый кризис тяжело отразился на экономике. Он больно ударил по так называемому «среднему классу»: мелким производителям, торговцам, «челнокам» и т.д. В стране развернулась острая борьба вокруг проблемы дальнейшего социального и политического развития страны. В этой обстановке к власти пришло коалиционное правительство Е.М. Примакова, которому удалось удержать страну от полного финансового краха. Были сокращены государственные расходы и бюджетный дефицит, а также долги государства по зарплате и пенсионерам, уменьшено налоговое бремя населения. Но реальное состояние дел в экономической и социальной сферах практически не улучшалось. В мае 1999 г. и это правительство ушло в отставку.

Новое правительство возглавил бывший министр внутренних дел С.В. Степашин. В августе 1999 г. он уступил этот пост В.В. Путину, который наметил ряд мер по борьбе с преступностью и коррупцией, укреплению авторитета и улучшению положения в армии, добился определенных сдвигов в повышении размера пенсий и зарплаты. Все это содействовало повышению авторитета нового премьер-министра.

Серьезной проблемой оставалось урегулирование чеченского кризиса. После подписания соглашения о прекращении военных действий в августе 1996 г., в январе 1997 г. федеральные войска покинули территорию Чечни. Однако последующее развитие событий показало, что чеченские экстремисты не собирались соблюдать достигнутые договоренности. Весной 1999 г. чеченские боевики, среди которых было немало наемников из других стран, вторглись на территорию Дагестана. При поддержке местного населения чеченские экстремисты были вытеснены федеральными войсками из Дагестана. В ответ прогремели взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Погибло свыше тысячи ни в чем не повинных мирных граждан. Антитеррористические операции набирали силу и размах. Численность федеральных войск постоянно увеличивалась и достигла к концу 1999 г. 90 тысяч человек.

Численность боевиков составляла 10 тысяч. В начале 2000 г. военные действия в Чечне вступили в заключительный этап. В феврале над Грозным был поднят российский флаг.

Состоявшиеся 10 декабря выборы в Государственную Думу отразили происшедшие в стране изменения в соотношении политических сил. КПРФ и ЛДПР утратили свое прежнее положение. Определяющая роль в Думе перешла к проправительственному общественно-политическому объединению «Единство». Оппозиционно ему на выборах выступил блок «Отечество – вся Россия» (лидеры Е.М. Примаков и Ю.М. Лужков). Но он не получил необходимой поддержки избирателей и потерял часть своих сторонников.

В самый канун нового года Б.Н. Ельцин заявил о досрочном уходе с поста Президента и назначении В.В. Путина исполняющим обязанности Президента. Выборы Президента были назначены на 26 марта 2000 г. К моменту проведения выборов авторитет В.В. Путина у избирателей был столь высок, что его победа не вызывала сомнений. В стране начала складываться благоприятная экономическая ситуация в связи с повышением мировых цен на нефть. Это дало возможность несколько стабилизировать курс рубля и немного оживить производство, наметились некоторые позитивные сдвиги в социальной сфере. На авторитет В.В. Путина работали и успешные военные действия в Чечне.

К марту-апрелю 2000 г. деятельность и.о. Президента одобряло уже около 70 % россиян. Обращаясь к избирателям, В.В. Пу­тин призывал граждан России к единению. Патриотизм, мо­ральные ценности, забота о национальном достоинстве и безо­пасности страны стали стержнем его выступлений.

По итогам президентских выборов, состоявшихся 26 марта 2000 г., В.В. Путин одержал убедительную победу над осталь­ными кандидатами, добившись избрания уже в первом туре. Главой правительства был назначен М.М. Касьянов.

Важным показателем наступления нового этапа в истории Рос­сии было утверждение Думой государственной символики Рос­сийской Федерации. Ее гербом стало изображение золотого двуглавого орла, флагом — бело-сине-красное полотнище, одобрение получил гимн на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова.

В 2000 г. Президент подписал целый ряд документов, во многом определявших приоритеты государственного и во­енного строительства, внутренней и внешней политики страны. Это «Концепция национальной безопасности Россий­ской Федерации», военная доктрина и доктрина информацион­ной безопасности.

В политической сфере Президент принял меры по укрепле­нию вертикали власти. Вводился институт полномочных пред­ставителей Президента в каждом из семи федеральных окру­гов, на которые была разделена территория России. Упрощался порядок отзыва губернаторов по инициа­тиве федеральных властей.

Усилилась правовая база реформ — гражданское, уголовное, административ­ное и пенсионное законодательство, процессуальные нормы приводились в соответствие с реально­стями рыночной экономики. Активизировалась борьба с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Прокуратура довела до суда ряд затянувшихся расследований, возбудила де­ла против некоторых представителей делового мира. Страна восприняла это как показатель того, что от деклараций власть переходит к конкретным действиям.

В 2002 г., с принятием Закона РФ «О гражданстве Россий­ской Федерации» и ряда других, ужесточалось регулирование миграционных потоков, вводился четкий порядок регистрации зарубежных граждан, въезжающих в страну, предус­матривалась возможность их принудительной депортации на родину. Это имело большое значение для предотвращения обо­стрения межэтнических отношений, борьбы с терроризмом.

Весной 2003 г. Президент принял меры по реорганизации силовых ведомств. Повысилась степень их централизации, усилились структуры МВД и ФСБ.

Власти учитывали, что в России сложилась новая структура экономики. Ключевую роль в ней играет не государственный сектор, а финансово-промышленные группы, их общее число превысило 100. Многие из них стремятся к установлению контроля над смежными отраслями эко­номики. Контролируя значительную часть экономики страны, они заинтересо­ваны в повышении ее конкурентоспособ­ности, в том числе и на мировом рынке.

Значительным бременем на экономике лежит внешняя задолженность (около 170 млрд долларов). Тем не менее в 2001—2002 гг. впервые за последние полтора десятилетия показатели развития экономики России улуч­шались. Стал постепенно сокращаться объем внешней задол­женности, увеличилось количество налоговых поступлений в казну. Уменьшился отток денег за границу, наме­тилась обратная тенденция — притока капиталов в страну (около 5 млрд долларов в год).

Постепенно сокращается практика систематической за­держки с выплатами зарплат бюджетникам. Увеличились ок­лады учителям, врачам, работникам научной сферы, военно­служащим, повысились пенсии. Правительству удалось стабилизировать положение в области военных заказов. Инве­стировались средства в разработку высоких технологий.

В результате возрос платежеспособный спрос населения, что вызвало активизацию производства. За 2001 г. общий рост ВВП составил 5 %. Уменьшилась безработица — с 7,1 млн до 6,3 млн человек.

Примерно такими же показателями отмечен и 2002 г. Был собран рекордно высокий урожай зерновых. Впервые за по­следние десятилетия страна выступила в роли экспортера аг­рарной продукции. Правительство сочло, что для своего даль­нейшего успешного развития страна более не нуждается в заимствовании средств Международного валютного фонда.

В Послании Президента Федеральному Собранию за 2003 г. намечена программа дальнейших преобразований. В нем ста­вятся задачи обеспечить повышение конкурентоспособности российских предпринимателей на мировом рынке, увеличить темпы экономического развития страны, что гарантирует ре­шение ее социальных проблем. Предполагается, что в течение ближай­ших 10—15 лет производство валового внутреннего продукта удвоится, что должно обеспечить решение проблем бедности и завершение реформы Вооруженных сил нашей страны.

На рубеже 80–90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой.

В области образования изменения стали происходить не ранее 1988 г. До этого времени все шло в славных традициях «эпохи упадка и застоя». Школа и вуз выпускали все меньше и меньше людей, подготовленных для работы в народном хозяйстве.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счет введения альтернативной образовательной системы. Стали создаваться гимназии, лицеи, колледжи и даже университеты. Но они возникали, как правило, на базе прежних школ, техникумов и вузов. Зачастую кроме смены названия они не привносили ничего нового.

Те же процессы происходили и в науке. С 1992 по 1999 г. удельный вес затрат на научные исследо­вания в России упал с 0,5 до 0,26 % ВВП (в большинстве раз­витых стран он составляет около 3 % ВВП). Число специали­стов, занятых в научных исследованиях и разработках, уменьшилось вдвое — с 1532,6 тыс. до 860,7 тыс. человек. Раз­рушался наиболее перспективный в мировой рыночной экономике капитал России — накопленный научно-техниче­ский потенциал. Если прикладные отрасли получили некоторое развитие, так как повысилась потребность в конкретных технических и экономических разработках в негосударственной и даже государственной экономике, то фундаментальные науки, которые были всегда гордостью страны, оказались «на голодном пайке». В течение второй половины 80-х годов в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие, как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

Немаловажной проблемой в 1989 – 1990 гг. стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом значительно более благоприятные условия для жизни и работы, где авторитет советской научной школы был весьма высок, особенно в областях физики, математики, химии, биологии. Период "перестройки" стал периодом значительной "утечки мозгов" на Запад.

Вместе с тем, следует отметить, что переход страны к рыночной экономике и радикальные перемены в политической и социальной жизни происходили в условиях информационной открытости. Быстрыми темпами насыщался рынок информационных услуг. Граждане получили свободный доступ к глобальной сети коммуникаций — Интернету. Число его пользователей составило в 2003 г. около 11,5 млн человек.

Годы "перестройки" преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов "Новый мир", "Октябрь", "Знамя" и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20–е годы (И.А. Бунина. Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского В.Ф. Ходасевича. В.В. Набокова и др.).

Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе "Покаяние"). Возникли многочисленные театры–студии. Были организованы выставки художников, мало известных широкому кругу зрителей 80-х годов, – П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.

Культура России в первой половине 90-х годов развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Реально для нее выделялось менее одного процента. Усилилась коммерциализация культуры. Значительно облегчилось проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов.

Вместе с тем, во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стреми­тельно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. Книгоиз­дание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу-бизнес, строительство но­вых и переоборудование старых объектов культуры оказались в центре внимания отечественного бизнеса. Продолжая тради­ции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставра­ционным проектам. Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям.

Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен «оттепели».

Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимоисключающих идей и концепций, ирония. В России постмодернизм стал своеобразным вызовом идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях раз­вития страны.

Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на произведения для массо­вого читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, лю­бовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально-исторические хроники) и произведения для ценителей словесности.

Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России. В рассматриваемый период происходит серьезная трансформация всех ценностей и мировоззренческих ориентиров, которая продолжается до настоящего времени и по своим масштабам может иметь непредсказуемые последствия для дальнейшего развития нашего общества.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. После распада союзного государства Российская Федерация выступила как правопреемница СССР на международной арене, заняв место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердив за собой статус великой ядерной державы. Фактически России пришлось заново строить всю концепцию своей внешнеполитической деятельности. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.

О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Первоначально значительное влияние на формирование внешнеполитической доктрины оказывали тяжелое экономическое и внутриполитическое положение страны. Платой за экономическую поддержку реформ в 1992 – 1993 гг. стало следование России в фарватере глобальной политики США и НАТО, падение влияния страны в «третьем мире», ослабление миротворческой роли в арабо-израильском урегулировании, пассивная позиция по отношению к конфликту на Балканах. С позиции международных отношений распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав в мире и гегемонии США.

Между тем проблемы и противоречия в проведении российского внешнеполитического курса постепенно устранялись по мере становления государственности. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Делегацию России стали приглашать к участию в ежегод­ных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Англии, ФРГ, Канады, Италии, Франции Японии), где обсуждаются основные проблемы мирового развития. В итоге «семерка» превратилась в « восьмерку».

В целом внешняя политика России в первой половине 1990-х гг. способствовала преодолению наследия «холодной войны», позволяла дипломатическими средствами укрепить международную безопасность страны. В то же время начали выявляться новые болевые точки во взаимоотношениях Россия — Запад.

Выражая поддержку продвижению России по пути де­мократизации, страны Запада не спешили потесниться на мировых рынках и допустить туда российских производите­лей. При этом там, где затрагивались интересы западных корпораций, вопросы решались не в ходе свободной конкурен­ции, а методами политического давления и диктата.

Наиболее жестко в этом плане действовали правящие круги США. Американская дипломатия резко выступала против про­дажи оружия (важная статья российского экспорта) таким странам, как Индия, Иран, Китай, Северная Корея, против строительства АЭС в Иране, осуждала экономические связи России с бывшими союзниками СССР.

Защищая собственную нерентабельную металлургическую промышленность, США в 2002 г. ввели, вопреки правилам Всемирной торговой организации (ВТО), повышенные пошлины на ввоз стали из России и стран ЕС.

В настоящее время взаимоотношения России и НАТО строятся на основе специального соглашения между РФ и НАТО – Основополагающего документа, подписанного в Париже в мае 1997 г. Весной 1999 г. в члены НАТО были приняты Польша, Чехия и Венгрия, несмотря на решительные заявления руководства нашей страны об угрозе национальной безопасности России в связи с планами расширения НАТО на Восток. Особую остроту приобрела позиция России в отношении балканского кризиса, где она принимает активное участие в процессе урегулирования. Стремясь одним ударом разрубить гордиев узел косовского конфликта, государства – члены НАТО, ведомые США начали в марте 1999 г. военную операцию "Решительная сила". Ракетно–бомбовым ударам были подвергнуты многие объекты на всей территории Югославии. Вооруженное выступление НАТО против этой страны впервые осуществлено без санкции Совета Безопасности ООН. Действия США и их союзников ослабляли позиции демократических сил в России, в целом ориентирую­щихся на сближение со странами НАТО. В 2002 г. США в од­ностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на создание национальной системы противоракетной обороны и наращивание военной мощи. Началось дальнейшее расширение состава НАТО за счет государств Балтии, Румы­нии, Болгарии, Словакии.

Россия, в свою очередь, активизировала свою политику на международной арене с целью обеспечения собственной безопасности. Особое внимание уделялось развитию контактов с ведущими державами Европы. Отметим, что для России Западная Европа представляет интерес, прежде всего в экономическом смысле. Традиционно именно государства Европы, а не США были основными внешнеторговыми партнерами России на протяжении столетий (речь идет о Великобритании, Германии и Франции). Общеизвестна серьезная материальная поддержка российских реформ со стороны европейских стран. Так, только Германия с 1989 по 1994 гг. потратила на поддержку реформ в России более 50 млрд. долларов. Кроме того, до недавнего времени 83% российского торгового экспорта не облагалось в Европе таможенными пошлинами. В октябре 1997 г. на сессии Совета Европы (Россия была принята в состав этой организации в январе 1996 г.) Б.Н. Ельцин предложил создать своеобразный Совет лидеров России, Франции и Германии – большую европейскую "тройку". В конце марта 1998 г. в подмосковной правительственной резиденции запланированная встреча состоялась. В ее ходе были достигнуты договоренности о строительстве транспортного коридора Париж – Берлин – Москва и далее за Урал; о разработке совместных программ освоения космоса и др. Президент России заявил, что начинается формирование "многополюсного мира". Подтверждением этой концепции служит укрепление позиции нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, расширение отношений прежде всего с Китаем, Индией, Южной Кореей и т.д. В 1997 – 1998 гг. прошли две неформальные встречи – "без галстуков" – лидеров России и Японии, что способствует продвижению по пути подписания российско-японского мирного договора.

Деятельность нового российского Президента В.В. Путина сразу продемонстрировала, что интеграция России в мировую экономику будет сохранена. Отношения со стра­нами Запада стали более открытыми, динамичными и гибкими. Российская дипломатия предприняла новые шаги по преодоле­нию последствий «холодной войны». Россия в одностороннем порядке ликвидировала военные базы во Вьетнаме и на Кубе, утратившие былое стратегическое значе­ние. С США были согласованы дальней­шие меры по сокращению ядерных арсе­налов. В мае 2003 г. вступил в силу Договор о сокращении стратегических на­ступательных потенциалов. Он рассчи­тан на длительный срок и предполагает, что к 2012 г. у каждой из сторон останет­ся не более 1700-2200 стратегических ядерных боеприпасов (имеющиеся арсе­налы сокращаются примерно втрое). Со­гласно условиям Договора, СССР и США самостоятельно определяют структуру своих стратеги­ческих сил, могут модернизировать ее, исходя из собственных потребностей, без дополнительных согласований.

Российская дипломатия учла новую ситуацию в мире, свя­занную с нападением террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Российская Федерация, как и другие страны СНГ, поддержала предпринятую США и их союзниками военную операцию против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане.

Расширились возможности сближения России со странами Евросоюза, особенно с Германией и Францией, по многим проблемам, в том числе и ее подключения к про­цессам европейской интеграции. Повысилась активность российской дипломатии в других районах мира, в частности Азиатско-Тихоокеанском регионе. Намечается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В последние годы успешно реализуются крупные междуна­родные проекты с участием нашей страны, в частности в мирном освоении космического пространст­ва. В 2003 г., после катастрофы амери­канского «Шаттла», наша страна взяла на себя обеспечение функционирования Международной космической станции (МКС). Российские носители все чаще выводят на орбиту космические аппара­ты европейских стран. Особую значи­мость приобретает экономическое и военно-техническое сотрудничество России с Китаем, Индией, странами Юго-Восточной Азии.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992 – 1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией. Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации. Это явилось результатом отсутствия, прежде всего, экономического союза

После распада СССР ядерное оружие сохранилось на территории России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Три последние декларировали о своем безъядерном статусе и передаче находившихся на их территориях ракетных ядерных вооружений России. Однако Украина долгое время оттягивала практическое осуществление этих шагов. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине и о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах.

В условиях спада отечественной промышленности все государства СНГ, включая Россию, стремились к развитию торго­во-экономических связей за пределами содружества. Так, к 1995 г. лишь 19 % экспорта России направлялось в СНГ, 15 % шло в страны бывшего СЭВ, остальное приходилось на госу­дарства дальнего зарубежья.

Наиболее тесные связи у России развивались с Белорус­сией. В 1997 г. между ними был подписан договоро союзе, а в 1999 г. — об образовании Союзного государства. Предпола­гается объединение их валютных систем.

Начавшаяся стаби­лизация положения в стране дает основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества. В ча­стности, осенью 2000 г. было подписано Соглашение об образо­вании Евроазиатского экономического сообществав составе России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Кир


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: