Вфилософской картине мира значительная роль принадлежит категории «материя» и ее свойствам. В античности Гераклит, а в Новое время Гегель ввели в картину мироздания идеи становления, движения и развития, согласно которым действительность есть процесс.
Еще Гераклит в своей фразе «все течет» определил постоянное движение и изменение окружающего мира. В античности высказывались предположения о бесконечном многообразии материальных форм, и это многообразие -результат активности самой материи. Термин «движение» наше сознание определяет как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и относится к самой простой форме. К более сложным формам движения можно отнести: физическое движение, химическое, биологическое социальное и др. В непрерывном движении находится все живое, т.к. в системе живого идет вечный процесс изменения, питания, роста, размножения и гибели. Движение - это сущностный атрибут материи, оно обладает всеми его свойствами, движение несотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще.
Все формы движения материи взаимосвязаны. Самое постое движение - механическое - обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияния электромагнитных и гравитационных полей, взаимодействий в микромире. Одни формы движения превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Доказательством этого является закон сохранения и превращения энергии. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем.
Любой покой - это тоже движение, при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и движение, является необходимым условием развития мира. В движении предмет возникает, покой фиксирует результат, вследствие чего, предмет определенное время сохраняется, остается данным, а не другим. Покой относителен, а движение абсолютно. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя, воздействуют на наши органы чувств.
Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.
Материалистическая философия утверждает, что движение - атрибут материи. Атрибут - свойство, без которого объект не может существовать. Нельзя мыслить материю без движения, но нельзя мыслить и движение без материи, ибо признание нематериального движения есть уступка мистике и религии - так считал В.И.Ленин.
Особым видом движения считается развитие. Развитие -это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется Направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.
Само развитие не сводится к процессу количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы могут исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними.
Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Обычно качественные изменения не приводят к потере системой ее основного качества - оставаться системой. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным. Как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую же стадию.
Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловно прогрессивной направленностью, восхождением от низшего качества к высшему.
К основным законам развития относят закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.