Движение и развитие

Вфилософской картине мира значительная роль при­надлежит категории «материя» и ее свойствам. В антично­сти Гераклит, а в Новое время Гегель ввели в картину миро­здания идеи становления, движения и развития, согласно которым действительность есть процесс.

Еще Гераклит в своей фразе «все течет» определил постоянное движение и изменение окружающего мира. В ан­тичности высказывались предположения о бесконечном многообразии материальных форм, и это многообразие -результат активности самой материи. Термин «движение» наше сознание определяет как пространственное перемеще­ние тел. В философии такое движение называется механи­ческим и относится к самой простой форме. К более слож­ным формам движения можно отнести: физическое движе­ние, химическое, биологическое социальное и др. В непре­рывном движении находится все живое, т.к. в системе жи­вого идет вечный процесс изменения, питания, роста, раз­множения и гибели. Движение - это сущностный атрибут материи, оно обладает всеми его свойствами, движение несотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и все­обще.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Самое постое движение - механическое - обусловлено процесса­ми взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлия­ния электромагнитных и гравитационных полей, взаимо­действий в микромире. Одни формы движения превраща­ются в другие, и этот процесс бесконечен. Доказательством этого является закон сохранения и превращения энергии. Формы движения переходят друг в друга, но никогда дви­жение не сменяется абсолютным покоем.

Любой покой - это тоже движение, при котором не на­рушается качественная специфика предмета. Покой, как и движение, является необходимым условием развития мира. В движении предмет возникает, покой фиксирует результат, вследствие чего, предмет определенное время сохраняется, остается данным, а не другим. Покой относителен, а движение абсолютно. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя, воздействуют на наши органы чувств.

Движение как философская категория служит для обо­значения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, измене­нии, через которые она формирует свои объекты и процес­сы, а также воздействует на наши органы чувств.

Материалистическая философия утверждает, что дви­жение - атрибут материи. Атрибут - свойство, без которого объект не может существовать. Нельзя мыслить материю без движения, но нельзя мыслить и движение без материи, ибо признание нематериального движения есть уступка мистике и религии - так считал В.И.Ленин.

Особым видом движения считается развитие. Развитие -это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется Направленно­стью, определенными закономерностями и необратимо­стью.

Само развитие не сводится к процессу количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы могут исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними.

Под развитием в общем случае понимаются необрати­мые, направленные качественные изменения. Обычно каче­ственные изменения не приводят к потере системой ее ос­новного качества - оставаться системой. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрес­сивным. Как бы ни сочетались прогрессивные, регрессив­ные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую же стадию.

Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличает­ся безусловно прогрессивной направленностью, восхожде­нием от низшего качества к высшему.

К основным законам развития относят закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количествен­ных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: