Финансы торговых организаций

Лупей Николай Андреевич

Литература: Бланк «Торговый менеджмент» 2009

1. Выбор организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных подразделений (1. Выбор организационно - правовой формы деятельности торгового предприятия. В.2. выбор типов магазинов, входящих в состав торгового предприятия) стр 46-64

2. Управление текущими затратами торгового предприятия (в.1. состав текущих затрат торового предприятии в.2. факторы, влияющие на формирование текущих затрат предприятия в.3. планирование текущих затрат) стр 211-229

3. Управление доходами торгового предприятия в.1 состав торгового предприятия в.2. формирование ценовой политики предприятия в.3. планирование коммерческого дохода) стр 240-268

4. Управление прибылью торгового предприятия (в.1. сущность и виды прибыли торгового предприятия в.2. управление формирование прибыли от реализации товаров на основе системы «Взаимосвязи издержек обращения, объема товарооборота и прибыли») стр 269 - 297

5. Управление прибылью от реализации товаров торгового предприятия на основе операционного левиреджа стр 297-309

6. планирование прибыли торгового предприятия (в.1. планирование и формирование прибыли в.2. обеспечение планового уровня формирования прибыли от реализации товаров в процессе заключения коммерческих сделок в.3. планирование распределения прибыли) стр 269 – 296

7. управление активами торгового предприятия (в.1. состав активов торгового предприятия и принципы их формирования) стр 361- 385

8. в.2. управление оборотными активами торгового предприятия стр 385-395 + нормирование и планирование товарных запасов (глава 7, стр 194 – 205)

9. в.3. управление внеоборотными активами стр 396- 411

10. управление капиталом торгового предприятия (в.1. состав капитала торгового предприятия и источники его формирования) стр 411-432

11. в.2. оценка стоимости капитала торгового предприятия 9методический инструментарий) стр 432-447

12. управление структурой капитала торгового предприятия на основе финансового левириджа стр 448 - 456 управление заемным капиталом торгового предприятия стр 471 - 479

13. управление собственным капиталом торгового предприятия стр 457-470

14. управление финансовым состоянием торгового предприятия (в.1. оценка финансового состояния торгового предприятия) стр 628 – уровень финансовой устойчивости, уровень платежеспособности, уровень оборачиваемости активов, уровень рентабельности стр 628-635

15. в.2финансовое планирование в.3. система финансового контроля) стр 635 – 669

Тема 1 «экономические и финансовые основы торговой деятельности»

В.1. торговля как вид предпринимательской деятельности

В.2.Субъекты торговой деятельности их организационно правовые формы и финансовые особенности

В.3. финансы торговых организаций финансовой системы страны

Типы

Специализированные на торговой (оптовые базы)

Оптовые распределительные центы

Оптовые – оптово - розничные группы

13.09.11

Термин «торговля» применяется в 2 значениях:

1. «торговля» - это один из видов предпринимательской деятельности

2. это одна из отраслей экономики, т.е. совокупность всех предпринимательских структур, занимающихся этим видом деятельности (Согласно государственному стандарту 51-39 «торговля» - это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг.

Как отрасль экономики торговля включает 3 под отрасли:

1. оптовую торговлю

2. розничную торговлю

3. общественное питание

Оптовая торговля - торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием.

Розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью

Общественное питание – предпринимательская деятельность, связанная с приготовлением пищи, реализацией продукцией собственного производства и покупных товаров, а также организация питания. Т.о. предприятие общественного питания одновременно выполняет 3 функции:

· Производство

· Реализацию

· Обслуживание посетителей

В 2009 году принят ФЗ (№381-ФЗ от 28.12.2009) «об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (вступил в силу с 1 февраля 2010 года).

В ст 2 этого закона содержатся следующие основные понятия:

1. торговая деятельность (далее торговля) – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением товаров

2. оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанных с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в т.ч. для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

3. розничная торговля – вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

4. торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудования, предназначенные и используемые для выкладки, демонстрации товаров, обслуживанием покупателей и проведение денежных расчетов с покупателем при проведении денежных расчетов с покупателем

5. стационарный объект – торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом торгового здания, строения с землей и присоединенный к сетям инженерно – технического обеспечения.

6. нестационарный объект – торговый объект, представляющий собой временные сооружения или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости к присоединенным сетям инженерно – технического обеспечения.

7. торговая сеть – совокупность 2 или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением, или иным средством индивидуализации.

Субъектами торговой деятельности являются: торговые организации (предприятия, создаваемые в различных правовых форм), а также ИП (без образование юридического лица)

По формам создания и функционирования различают 3 принципиальных вида торговых организаций (предприятий)

· Индивидуальные

· Партнерские

· Корпоративные

Индивидуальные торговые организации (предприятия) представляет собой хозяйствующий субъект, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). В России такой тип торговый организаций (предприятий) не получил широкого развития, в то время как в зарубежной практике (в странах с развитой экономикой – они являются массовыми (составляя 70-75% общего числа всех торговых организаций (предприятий))

Партнерские торговые организации (предприятия) – представляет собой хозяйствующий субъект, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединивших свой капитал. Эти организации (предприятия) создаются с следующих организационно – правовых формах:

· Полное товарищество,

· Коммандитное товарищество

· Общество с ограниченной ответственностью

· Общество с дополнительной ответственностью

· Производственный кооператив

В России партнерские торговые организации (предприятия) получили наибольшее распространение, при этом подавляющая часть созданная в форме ООО.

Корпоративные торговые организации (предприятия) – представляет собой хозяйствующий субъект, созданный в форме акционерного общества (открытого или закрытого типа). Они уже получили значительное распространение и в России

В оптовую торговлю в условиях рыночных отношений 3 типа торговых организаций

1. Специализованные на оптовых торговлях организации:

· Торговые оптовые базы и склады (универсальные, специализированные, узкоспециализированные)

· Оптовые распределительные центры

· Федеральные

· Межрегиональные, региональные

· Внутрирегиональные оптовые организации

1. Специализованные на оптовых торговлях организации - эти организации владеют товарами, имеют для хранения и реализации, имеют для хранения материально – техническую базу (склады, холодильники, хранилища). Т.е. они торгуют информацией и получают за это комиссионное вознаграждение

2. Оптовые посредники – дилеры, дистрибьюторы, брокеры, агенты. Они не владеют товарами, но являются владельцами информации о товарах о их производителях и потенциальных покупателях.

3. Организаторы оптового оборота – биржи, оптово – продовольственные рынки, транспортно – экспедиционное предприятие (склады). не владея ни товаром ни информации о товарах, они выступают в качестве организаторов оптового оборота, т..е. предоставляют возможность производителям и продавцам оптово- розничным организациям заключать контракты о поставках товара. Организаторы оптового оборота создают для этого необходимую инфраструктуру (склады, холодильники, хранилища, подъездные пути, веса измерительное оборудование, помещение для деловых переговоров, отели дл проживания участников торгового оборота). Участники (товаропроизводители и торговцы за организацию торгового оборота предприятия.

Реализация товаров покупателю осуществляется через 2 основных вида торговых объекта:

1. магазины

2. мелкорозничную торговую сеть

В состав мелкорозничной торговой сети входят палатки, киоски, ларьки, передвижные пункты, торговые автоматы и др. это не стационарные торговые объекты, они не имеют торгового зала, в них ограниченный ассортимент товаров, в них не оказываются дополнительные торговые услуг, что существенно снижает уровень торгового обслуживания покупателей. В то же время мелкорозничная торговая сеть позволяет максимально приблизить товары к покупателям и мобильно организовать реализацию в удобных местах.

Согласно ст 10 ФЗ «об основах государственного регулирования торговой деятельности в торговых организациях» схемой размещения не стационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность.

Основную роль торгово - розничной сети играют магазины. Они отличаются между собой по многим количественным и качественным параметрам, что определяет необходимость их классификации по ряду признаков:

1. По составу основного контингента обслуживания покупателей (магазины, обслуживающих городских жителей и магазины, обслуживающих сельских жителей)

2. По характеру размещения на территории населенного пункта (магазины, размещаемы в жилой застройке и магазины, размещаемые в местах городского значения)

3. По товарному профилю (продовольственные, непродовольственные, смешанные)

4. По форме товарной специализации (универсальные, комбинированные, специализированные, узкоспециализированные, неспециализированные магазины)

5. По определяющему методу продажи товаров (магазины с индивидуальным обслуживанием товаров, магазины самообслуживания, магазины, реализующие товары по образцам)

6. По ценовому уровню реализуемых товаров (магазины среднего уровня цен, магазины средних цен, магазины элитного обслуживания с наиболее высоким уровнем цен)

7. По размерам торговой площади (мелкие, средние, крупные, крупнейшие магазины), при этом для городских и сельских магазинов критерий их размеров различны (к мелким городским магазинам относятся магазины до 259 м2, а сельской местности до 100 м2, крупнейших в городах – не менее 3500 м2, в сельской местности 1000 м2). Каждая торговая организация формирует свои типы магазинов, отвечающих елям и особенностям их деятельности.

Согласно ГОСТ н «розничная торговля». Классификация предприятий.

В настоящее время функционируют следующие типы торговых предприятий

1. неспециализированный магазин,

2. универмаг

3. универмаг – детский мир

4. универсам

5. супермаркет

6. гипермаркет

7. гастроном

8. магазин «товары повседневного спроса»

9. магазин «продукты» (минимаркет)

10. магазин промтовары

11. дом торговли

12. комиссионный магазин

13. магазин розничной торговли

Торговля является самой обширной сферой предпринимательской деятельности. По данным единого ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИСТРА организации предприятия на 1 января 2007 года в стране было зарегистрировано 4 867 000 предприятий и организаций в том числе общественном питании 1 300 000 (38%), что превышает численность в промышленности, с/х, транспорте всем вместе взятым.

Специфика торговли заключается в ее четко выраженном характере. Ей чужды администрирование и экономика. В этом секторе осуществляется реализация продукции конечному потребителю, тем самым обеспечивается процесса воспроизводства, даже в условиях централизованной плановой экономики ССР, торговля была в определенной мере рыночной отраслью, поскольку выполняла функцию удовлетворения платежеспособного спроса. Полностью осуществить эту функцию при твердых фиксированных государственных ценах было невозможно. Шло наращивание неудовлетворенного спроса, возникал ажиотажный спрос.

Проблема реализации по ситу является проблемой экономичского развития, проблемой согласования экономических интересов всех участников экономического процесса, включая государство, поэтому именно с торговли началось формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предприятия, в соот с указам президента РФ по коммерциализации торговли в СССР, согласно которому торговым базам и складам магазинов, ресторанам, столовым была предоставлена полная правовая государственная самостоятельность, путем выделения их из состава гос. Организации торговых общественных питаний. Тем самым было упразднено административно – командное звено управление в форме ТОРГов, ОРСов, ТРЕСТов, комбинатов и др.

Обретение торговыми предприятиями экономической независимости, их последующая приватизация создали базу для развития рыночных отношений, основаны на паритете интересов всех хозяйствующих субъектов и свободе их предпринимательской деятельности. Указом президента РФ от 22 января 1992 года «о свободе торговле» были запреты и ограничения на торговую, закупочную и посредническую деятельность, предприятиям, а также гражданам было разрешено осуществлять торговлю в любых удобных для их местах за исключением проезжих частей улиц, станций метрополитена и территориям, прилегающим к зданиям государственных органов управления.

За сравнительно короткий период времени бюрократическая система была заменена свободной куплей – продажей. В 2006 году на долю негосударственного сектора приходилось 86% оборота розничной торговли, и 64% - общественного питания.

По данным национальных счетов родии удельный вес торговли и общественного питания в отраслевой структуре валовой стоимости в текущих ценах вырос с 6% (1990) до 19,3% (2006). Занятые в торговле с 5,9 млн (1990) до 11,3 млн (2006), что соответственно составила к общей численности занятой в народном хозяйстве 7,8 и 16,8%.

Современный потребительский рынок России отличается высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена решением свободной купли- продажи.

Вместе с тем позитивные тенденции развития торговли сопровождаются рядом серьезных негативных потреблений, прежде всего это лавинообразные наводнения потребительского рынка антилегальной продукцией. В результате поступления на рынок огромной массы такой продукции сформировался мощный сектор теневой экономики, оказывающий активное противодействие усилием государства по формированию централизованного рынка.

Этот закон не урегулировал многие вопросы, поэтому в ближайшие годы законотворческая деятельность, направленная на наведение должного порядка на потребительском рынке будет продолжена.

Лекция 20.09.11

Согласно ГК РФ торговую и любую другую предпринимательскую деятельность могут вести:

- Отдельные физические лица (граждане) без образования юр лица с момента государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя;

-Юридические лица в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных, муниципальных и унитарных предприятий.

Юр лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное5 имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно в праве от своего имени приобретать имущественные и личные имущественные права, несут ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.

Организационно-правовые формы организации определяют их финансовые особенности (особенности формирования уставного капитала, ответственности владельцев и участников по обязательствам, порядка распределения чистой прибыли и др)

Все коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйствующих товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, обобщенно принято называть термином предприятие. Хотя ст 132 НКРФ предприятие трактуется как «имущественный комплекс», используемый для осуществления предпринимательской деятельности». А предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи продукции лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В дальнейшем термины «организация и предприятие» будут использоваться как синонимы, кроме тех случаев, когда термин предприятие употребляется в значении, которое определено в указанной статье 132 НКРФ.

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации, формирование уставного капитала которых происходит за счет взноса участников или учредителей, каждый из которых имеет определенную долю. Имущество, внесенное участниками или учредителями в уставный капитал, а также произведенное и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственным товариществам и обществам. Взносы участников и учредителей в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ могут производиться как в денежной, так и в материальной форме. Если взносом является материальные и нематериальные активы, то по согласованию учредителей, они оцениваются в денежной форме и в дальнейшем их переоценка производиться не может (иначе это может повлечь за собой изменение доли участника в уставном капитале).

Различают полные товарищества и товарищества на вере.

Полные товарищества - это объединение граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними учредительным договором от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им всем имуществом.

Уставной капитал товарищества по существу является складочным. Законом не определен минимальный размер уставного капитала товарищества (также не определено и минимальное и максимальное количество участников и учредителей). Особенность договора – признание солидарной субсидиальной ответственности по обязательствам всем принадлежащим участникам товарищества имуществом и независимо от размеров вклада в уставный капитал. Это значит, что кредитор вправе требовать исполнения обязательств, как от всех должников – участников полного товарищества, так и любого из них в отдельности. Не получив полного удовлетворения от одного из должников кредитор имеет право, требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Прибыль (убытки) полного товарищества распределяется между его участниками пропорционально их доли в уставном капитале.

Участник полного товарищества может выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе не менее, чем за месяцев до выхода. В этом случае ему выплачивается в денежной форме или выдается в натуре часть имущества товарищества, соответствующая его доле в складочном капитале. Если в полном товариществе остается 1 участник, то он обязан в течение 6 месяцев преобразовать его в АО или ООО.

Товарищества на вере (командитное товарищество) отличается от полного товарищества тем, что в нем на ряду с полными товарищами, осцществляющими предпринимательскую деятельность и несущими солидарную субсидиальную ответственность, имеется один или несколько участников – вкладчиков (командистов), которые как полные товарищи вносят вклад в складочный капитал, но ответственность по обязательствам несут только в пределах внесенных ими вкладов.

Участники – вкладчики не предпринимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и по существу являются инвесторами, при этом вкладчиками могут быть юр и физ лица.

Управление деятельностью товариществ на вере осуществляется только полными товарищами. Прибыль (убытки) ТнВ распределяется между всеми его участниками в пропорциональной доле складочного капитала. Участие в качестве командиста действующим законодательством не ограничено. При выбытии из товарищества на вере всех участвующих в нем вкладчиков, требуется преобразование его в полное товарищество.

ООО (общество с ограниченной ответственностью) – это организационно – правовая форма предприятия, участники которого вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своего вклада.

В соответствии с ФЗ об ООО 1998 года, минимальный размер УК должен быть не менее 10 000 рублей (первоначально в законе предусматривалось не менее 100 МРОТ на день регистрации).

ФЗ ограничивает число членов ООО не более 50 человек.

Управление делами общества и заключение сделок от имени общества осуществляет один или несколько распорядителей, которые могут быть членами общества, а могут и не быть. ООО не обязаны публиковать свой устав, данные о балансе, составе участников. Понятно, что наряду с ограничение по обязательствам это предоставляет большое удобство для участников. Прибыль (чистая прибыль) остающаяся в распоряжении ООО, распределяется в установленном уставом порядке. Распределение прибыли между участниками общества производится пропорционально долям участников в уставном капитале, при этом должно быть соблюдено обязательное условие: стоимость чистых активов общества с учетом принимаемого решения по выплате дивидендов участникам общества должна быть не меньше уставного капитала общества.

ООО получили в РФ очень широкое распространение, это связано с тем, что в самом начале рыночных реформ в России требовалось быстро создать частный сектор в экономике, однако у большинства граждан не было стартового капитала. Для создания ООО больших личных вложений денежных средств не требуется, еще одним достоинством ООО является то, что они будучи в основном малыми предприятиями могут очень быстро реагировать на потребности рынка, оперативно перестраиваться с одного вида деятельности на другой, однако, вступая в деловые контакты с ООО, всегда надо быть предельно осторожными, постараться застраховать риски, так как участники ООО в случае банкротства будут отвечать по его обязательствам только соразмерно своим вкладам в уставный капитал.

ОДО (общество с дополнительной ответственностью) в принципе не отличается от ООО, за исключением того, что его участники несут солидарную субсидиальную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов.

Лекция 27.09.11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: