Управление структурой капитала на основе финансового левериджа

(практическое занятие).

11.10.11 Тема. Оборотный капитал торговой организации.

Оборотные средства (их синонимы в бухгалтерском учете – оборотные активы) представляют собой одну из составных частей имущества ТО, необходимую для нормального осуществления и расширения ее деятельности. Основное назначение оборотных средств заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности процесса товарооборота.

В экономической литературе и хозяйственной практике термин «оборотные средства» употребляется наравне с термином «оборотный капитал», что вполне объяснимо: оборотные средства (оборотный капитал) – это денежные средства, сложенные в оборотные активы и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности. Завершив 1 кругооборот (деньги – товары – деньги) оборотные средства вступают в новый, т.е. кругооборот совершается непрерывно.

В составе оборотных средств любой ТО преобладают товарные запасы, во многих организациях они составляют 80 - 90% всех оборотных активов.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия в торговых предприятиях товарных запасов. Формирование определенных размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивый ассортимент товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателя. Все это требует поддержания оптимального уровня и достаточной широты ассортимента товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы, формируемые в торговых предприятиях, подразделяются на 3 вида:

1. Запасы текущего хранения;

2. Запасы сезонного хранения;

3. Запасы целевого назначения.

Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия, они создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны постоянно пополняться.

Товарные запасы сезонного хранения создаются не во всех, лишь в определенных торговых предприятиях исходя из особенностей ассортимента реализуемых товаров или особенностей географического расположения таких предприятий. Товарные запасы сезонного хранения формируются по таким группам товаров, которые имеют значительный разрыв во времени между производством и распределением. А ТЗ бессрочного завоза создаются в торговых предприятиях, расположенных в таких населенных пунктах, в которых не может быть обеспечена регулярная транспортная доступность.

ТЗ целевого назначения создается в торговых предприятиях для определенных целей, не связанных с текущей реализацией договоров (например, для выдачи товарных выигрышей по лотереи, для стимулирования сдачи населением втор сырья и т.п.)

Создаваемые товарные запасы в торговых предприятиях характеризуются рядом показателей:

· Стоимостном выражении;

· В натуральном;

· Количеством в днях оборота.

В числе других элементов оборотных активов выделяются денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность.

В оборотных активах организации находятся собственные и заемные оборотные средства. В советский период (до 1991 года включительно) в СССР считалось оптимальным соотношением собственных и заемный оборотных средств 50: 50. В настоящее время обеспеченность торговых организаций собственными оборотными очень низкая, у большинства из- них она не превышает 5 - 10%, а многие организации работают исключительно на заемных оборотных средствах. Собственные оборотные средства обеспечивает имущественную оперативную самостоятельность определяет финансовую устойчивоть организации. Первоначально собственные оборотнве средства формируюся за счет уставного фонда организации, на закупку товаров и на другие торговые затраты. Дальнейшее пополнение собственных оборотных средств происходит за счет чистой прибыли организации (капитализируемой ее части).

Каждая торговая орагнизация постонянно находится в обороде и используется на вполне законных основаниях средства, приравненные к собственным. Так называемые устойчивые пассивы, к которым относятся: переходящаа задолженность по оплате труда персонала, задолженность перед участниками (учредителями) организации по выплате доходов, задолженность по налогам и собором срок уплаты которых не наступил.

В условия полной хозяйственной самостоятельности в обороте торговой организации могут находится:

1) Неиспользованные остатки резервного фонда, фондов произ развития, фондов соц сферы;

2) амортизацио

Прибыль Торговой организации.

1. Краткая общая характеристика прибыли организации.

Рассматривая сущность прибыли ТО в свете современной экономической теории следует отметить такие ее характеристики:

1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего торговую деятельность;

2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью определенного коммерческого успеха;

3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид торгового бизнеса;

4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности;

5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является основным мотивом предпринимательской деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией. Каждая организация всегда ставит цель получить прибыль, но не всегда ее получает. Прибыль организации – это превышение ее доходов над расходами. Существуют различные определения, понятия, концепции прибыли.

Методология исчисления прибыли за отчетный период носит весьма условный характер, это обусловлено противоположностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других лиц, заинтересованных деятельностью организации. Преследуя свои интересы, каждая из сторон применяет своих подходы, но экономическая суть прибыли от этого не меняется, прибыль как макроэкономическая категория это часть накоплений общества, а прибыль организации это превышение ее расходов над доходами.

Прибыль как важнейшая категория выполняет ряд функций:

1. Она является критерием показателем эффективности деятельности организации, сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности.

2. Прибыль облает стимулирующей функцией, она – основной фактор эк. и соц. Развития организации, основной источник прироста собственного капитала. Прибыль является источником доходов собственников организации и соц. благ для членов коллектива. Прибыль коммерческой организации это один из источников формирования доходов бюджетов всех уровней т.е. прибыль выполняет бюджетообразующую функцию.

Определенную роль играют и возможные убытки организации, они высвечивают ошибки и просчеты в организации производства и реализации продукции, направлениях использования финансовых ресурсов. Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности хоз. деятельности выступает рентабельность. Под ней понимается отношение прибыли и капитала (также в знаменателе может быть выручка, себестоимость (в зависимости от того как4ой показатель исчисляется: рентабельность капитала, р. продаж, р. издержек) другими словами, рентабельность – это уровень прибыльности организации.

Для характеристики финн. состояния организации используются след. показатели:

1. Коэффициент рентабельности собственных активов (или коэф. экономической рентабельности) определяется как отношение бух. прибыли к средней стоимость активов в рассматриваемом периоде.

2. Коэф. Рента

3. К.р. продаж: прибыль от реализации/ выручка от реализации продукции в рассматриваемом периоде.

4. К.р. прибыль от реализации продаж /себестоимость реализ. продукции.

Кроме основных 4-х показателей рентабельности в аналитических целях могут использоваться и другие показатели, например, к.р. внеоборотных активов, оборотных средств.

Рентабельность является основным из ключевых индикаторов платежеспособности организации. Но т.к. показателей р. много, то характеризуя деятельность организации, нужно всегда уточнять о какой прибыли и о каком показателе р. идет речь.

В хоз. практике различают прибыль от реализации продукции, бухгалтерскую прибыль, налогооблагаемую прибыль, чистую прибыль. Эти определения нормативно не закреплены и употребляются в самых разных контекстах, официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль организации. Согласно гл 25 НКРФ прибылью в целях налогообложения организации признается «полученных доход уменьшенный на величину произведенных расходов, определенных в соот. с настоящей главой кодекса.»

Наиболее полные сведения о прибыли содержатся в форме №2 и бух. балансе. Начиная с 2011 года введены новые формы офисной отчетности.

Отчет о прибылях и убытках в новой форме содержит следующие показатели:

1. Выручка;

2. Себестоимость продаж;

3. Валовая прибыль (убыток);

4. Коммерческие расходы;

5. Управленческие расходы;

6. ….

ПРОПУЩЕНО

3. Определение суммы «предела безопасности» или «запаса финансовой прочности» торговой организации т.е. размера возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъектуре рынка, который позволяет ТО осуществлять прибыльную деятельность.

Точка безубыточности – это такой объем реализации товаров, при котором ТО не получает ни прибыли ни убытка. Для достижения точки безубыточности ТО должна обеспечить объем реализации товаров, при котором сумма доходов от реализации товаров (реализованных торговых надбавок) сравняется с суммой издержек обращения как постоянных так и переменных. Точку безубыточности можно определить по формуле:

Где, Рт.б- объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности;

ИО пост – сумма постонянных издержек обращения;

Уд-уровень доходов от реализации товаров к товарообороту,%;

Уи.пер – уровень переременных издержек обращения к товарообороту,%.

Следует отменить, что ТБ может быть определена в пределах короткого периода. Торговая деятельность в длительном периоде по сравнению с коротким претерпевает следующие основные изменения:

А) с ростом объема товарооборота и по др причинам периодически возрастают издержки обращения;

Б) с насыщением потребительского рынка в результате роста объема реализации товаров ТО вынуждена снижать уровень цен, что приводит к соответствующему уменьшению темпов роста доходов от реализации товаров;

В) За счет более экономного использования материальных ресурсов, роста произв. труда и др. факторов, постепенно снижается уровень издержек обращения.

Все эти изменения существенно влияют на формирование прибыли. Каждый этап изменения условий торгово – операционной деятельности в длительном периоде представляет собой начало этой деятельности в коротком периоде, окончание которого характеризуется новым изменением условий. Иными словами, длительный период торгово – операционной деятельности может быть разложен на ряд коротких ее периодов, что позволяет применять для расчета алгоритмы, использованные для короткого периода.

Одним из важных показателей является маржинальная прибыль, которая представляет собой разность между суммой доходов от реализации товаров и суммой переменных издержек обращения.

Достижения точки б и формирование бухгалтерской прибыли зависит от соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Это соотношение называется операционным левериджем (рычагом).

Лекция 23.11.

Система показателей рентабельности торговли.

Абсолютная сумма прибыли является, безусловно, важным показателем, отражающим положительный финансовый ре­зультат, но она не может дать полной характеристики эко­номической эффективности торговой деятельности. Для этого используется система относительных показателей уровня прибыльности, т.е. рентабельности. Показатели рентабель­ности характеризуют эффективность использования ресур­сов и затрат торговой организации, измеряют ее прибыль­ность с различных позиций в соответствии с интересами аналитиков (как самой организации, так и ее инвесторов, кредиторов).

Для оценки эффективности торговой деятельности ис­пользуют систему показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную смысловую нагрузку:

а) рентабельность продаж: (рентабельность товарообо­рота) - отношение прибыли от торговой деятельности к объе­му товарооборота; характеризует уровень прибыльности ос­новного вида хозяйственной деятельности;

б) рентабельность издержек обращения - отношение
прибыли от торговой деятельности к сумме издержек обращения; характеризует уровень отдачи (окупаемости) теку­щих затрат торговой организации;

в) рентабельность активов - отношение балансовой прибы­ли торговой организации к средней величине стоимости ис­пользуемых активов в рассматриваемом периоде; характе­ризует уровень балансовой прибыли, генерируемой всеми акти­вами, используемыми торговой организацией;

г) рентабельность собственного капитала - отношение
чистой прибыли торговой организации к средней сумме соб­ственного капитала в рассматриваемом периоде; характери­зует уровень чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом торговой организации.

Для оценки экономической эффективности деятельнос­ти торговой организации рекомендуется проводить динами­ческий и сравнительный анализ показателей рентабельнос­ти по секторам основной деятельности (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание), по организаци­ям-аналогам и организациям-конкурентам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: