Н. В. ДемидоваВ. А. БисероваА. С. Якорева 11 страница

· В Великобритании процедурами проведения сертификации занимаются несколько национальных систем. Самой значительной системой является Британский институт стандартов. Продукция, сертифицированная в этой системе, удостаивается специального знака «бумажный змей», удостоверяющего в соответствии британским национальным стандартам.

· Продукция, прошедшая сертификацию во Франции использует знак NF. Данный знак был разработан национальной системой сертификации. Организацией и руководством национальной системой сертификации занимается французская ассоциация по стандартизации (AFNOR). Наличие на продукции знака указывает на то, что данная продукция полностью соответствует требованиям стандартов, действующих на территории Франции. Продукция, не имеющая знака NF, не пользуется потребительским спросом. В связи с этим во Франции для получения знака NF более 75 % продукции, выпускаемые французскими фирмами, проходят процедуру добровольной сертификации.

· В декабре 1989 г. Советом ЕС был принят документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям», основной задачей которой является обеспечение сертификации и аккредитации по единой европейской норме и формирования у потребителя доверительного отношения к европейскому товару.

· В 1979 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР принимает постановление «Об улучшении планирования и усилению воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ».

· В 1986 г. «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50598–86» устанавливает основные требования и правила по сертификации машиностроительной продукции.

· В 1992 г. вводится в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя», являющийся базой сертификации продукции и услуг ГОСТ.

· В 1993 г. принимается Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг», действующий до принятия в 2002 г Федерального закона «О техническом регулировании».

· Понятие «сертификация» было определено и включено в Руководство ИСО (ИСО/МЭК 2) «Общие термины и определения в сфере стандартизации, аккредитации и сертификации испытательных лабораторий».

· Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) международной организации (ИСО) по стандартизации в 1982 г. понятие «сертификация» определяется действием, подтверждающим установленным сертификатом или законом соответствия о том, что продукция или услуга отвечает требованиям, определенным стандартам или другим нормативным документам

· 5. Понятие качества продукции

· Качество продукции или услуг – это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию.

· В наше время такие понятия, как рентабельность, эффективность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции. Качество становится объектом планирования на всех уровнях государства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции.

· Квалиметрия от лат. «квали» – «какой» и др. – гр. «метрео» – «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям.

· 1. Прикладная квалиметрия – осуществляет разработку методик по оценке качества.

· 2. Теоретическая квалиметрия рассматривает опросы методологии и оценивания качества объекта.

· Основными целями квалиметрии являются: 1) создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений;

· 2) создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции;

· 3) обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации;

· 4) определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов;

· 5) определение единых методов оценки отдельных свойств продукции.

· Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия.

· 1. Качество продукции – свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.

· 2. Главное (единичное) качество продукции – определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.

· 3. Интегральное качество продукции – определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.

· Методы определения показателей качества продукции следующие.

· 1. Измерительный метод – данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.).

· 2. Расчетный метод – основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д.

· 3. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции.

· 4. Традиционный метод – проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т. д.

· 5. Экспертный метод – проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.).

· 6. Социологический метод – непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качест ве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д.

· Номенклатура показателей качества продукции.

· 1. Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена.

· При определении показателей назначения учитывают:

· 1) цель выполняемой оценки;

· 2) условия эксплуатации или применения продукции;

· 3) назначение продукции.

· В группу показателей назначения входят подгруппы:

· 1) показатели структуры и состава – химический состав, структура, комплектующие изделия;

· 2) классификационные показатели – зависят от специфики продукции;

· 3) показатели технического совершенства – отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения.

· 2. Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. д.

· К показателям надежности относятся:

· 1) сохраняемость – свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования;

· 2) ремонтопригодность – свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений;

· 3) безотказность – свойство продукции сохранять работоспособность в определенном промежутке времени;

· 4) долговечность – показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции.

· 3. Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно—технологических решений.

· Основные показатели технологичности – себестоимость, трудоемкость, материалоемкость.

· Относительные показатели технологичности – коэффициент использования материала.

· 4. Показатели стандартизации и унификации обусловлены уровнем использования в изделии стандартных узлов и деталей, а также степенью их унификации.

· Показатели стандартизации и унификации выражаются:

· 1) коэффициентом применяемости;

· 2) коэффициентом повторяемости;

· 3) коэффициентом унификации.

· 5. Показатели транспортабельности – свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией.

· Прямые показатели транспортабельности – затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и подготовка к эксплуатации после транспортирования.

· 6. Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием.

· Эргономические показатели включают:

· 1) антропометрические – соответствие размерам тела человека;

· 2) гигиенические – уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.;

· 3) физиологические – соответствие физическим возможностям человека;

· 4) психофизиологические – учитывают возможности органов чувств человека;

· 5) психологические – учитывают особенности нервной системы человека.

· 7. Эстетические показатели характеризуют композицию, форму и рациональность продукции.

· 8. Патентно—правовые показатели характеризуют патентную защиту новых технологий.

· К патентно—правовым показателям относятся:

· 1) показатель патентной защиты указывает на использование в изделии, произведенном в нашей стране, изобретений, признанных в России и за ее пределами;

· 2) показатель патентной чистоты указывает на возможность реализации изделий в России и за рубежом.

· 9. Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении.

· 10. Показатели устойчивости – способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе эксплуатации с вредной средой.

· 11. Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду и человека, возникающий в момент эксплуатации продукции.

· 12. Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала.

· 13. Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.

· 6. Защита прав потребителя

· Защита потребителя от недоброкачественной продукции осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил обязательной сертификации ответственность несут:

· 1) физические лица;

· 2) юридические лица;

· 3) органы федеральной исполнительной власти. Ответственность за нарушение закона может быть:

· 1) уголовной;

· 2) административной;

· 3) гражданско—правовой.

· 7. Система сертификации. Схема сертификации

· Система обязательной сертификации ГОСТР, созданная и управляемая Госстандартом России, включает в себя:

· 1) системы сертификации однородных видов продукции (товаров легкой промышленности, пищевой продукции и продовольственного сырья, посуды, игрушек и т. д.);

· 2) системы сертификации однородных видов услуг (услуг гостиниц, услуг общественного питания, услуг образования, медицинских услуг и т. д.).

· Система добровольной сертификации состоит из более 100 систем добровольной сертификации:

· 1) система сертификации экологического производства (Эко Нива);

· 2) система стоимостной оценки автотранспорта (СЕРТО—ЦАТ);

· 3) система сертификации санаторно—оздоровительных услуг (ЦСЦР) и др.

· В данное время на территории России предпочтение отдается обязательной сертификации, за рубежом – добровольной.

· Определенное сочетание, необходимое при проведении процедуры сертификации инспекционных и контрольных действий, составляет схему сертификации. В каждом процессе сертификации продукции или услуги принимается определенная схема проведения сертификации, учитывающая особенности продукции, организации ее производства, экономических показателей и т. д.

· ИСО осуществило обобщение опыта применения схем сертификации.

· Наряду со схемами сертификации, используемыми и принятыми зарубежными и международными организациями в документе «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», предлагается еще несколько схем. Всего в данном документе содержится 16 различных схем проведения сертификации, которые определяются как рекомендуемые.

· Основной задачей при выборе схемы проведения сертификации является обеспечение необходимой доказательности сертификации.

· 8. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация

· Обязательная сертификация – процедура подтверждения аккредитованным органом по проведению сертификации на соответствие продукции установленным обязательным требованиям, является формой контроля государства и безопасности продукции и услуг.

· Обязательная сертификация осуществляется в случаях, обозначенных в законодательных актах РФ:

· 1) законах РФ;

· 2) нормативных актах Правительства РФ.

· Согласно ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» перечень товаров (работ и услуг) утверждается Правительством РФ и подлежит обязательной сертификации.

· С учетом этих перечней Госстандартом России разработано и введено в действие Постановление «Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих, согласно законодательным актам Российской Федерации, обязательной сертификации».

· Перечень включает в себя классы Общероссийского классификатора с двухрядным кодом (ОК 005–93–ОКП – по продукции, ОК 002–93–ОКУН – по услугам) и содержит объек

· ты, подлежащие обязательной сертификации на данный момент, и объекты, обязательная сертификация которых помечена в перспективе.

· Номенклатура содержит виды продукции и услуг с шестиразрядным кодом и состоит из объектов, подлежащих обязательной сертификации на данный момент.

· При проведении обязательной сертификации подтверждают установленные законом по обязательной сертификации обязательные требования к продукции или услуге.

· В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при проведении обязательной сертификации необходимо подтверждать безопасность товаров, работ или услуг.

· Сертификат соответствия и знак соответствия, выданные на основании проведения процедуры обязательной сертификации, действительны на территории всей РФ.

· Проведением и организацией работ по обязательной сертификации занимается специальный уполномоченный орган федеральной исполнительной власти в сфере сертификации товаров, работ и услуг – Госстандарт России.

· Процедуру проведения обязательной сертификации отдельных видов товаров, работ и услуг осуществляют другие федеральные органы.

· Участниками обязательной сертификации являются:

· 1) изготовитель продукции и исполнитель услуг (первая сторона);

· 2) заказчик и продавец (могут быть и первой и второй стороной);

· 3) организации, имеющие полномочия на проведение сертификации товаров, работ и услуг (третья сторона).

· Добровольная сертификация – процедура, осуществляемая

· согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителя для подтверждения на предмет соответствия продукции или услуги требуемым нормам стандартов, правил, технических условий, рецептур и других нормативных документов, представленных заявителем.

· Условием для проведения процедуры добровольной сертификации служит подписанный между органом по проведению сертификации и заявителем договор. Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию товаров, работ и услуг. Тем не менее товары, работы и услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут быть проверены на соответствие дополнительных требований при помощи добровольной сертификации.

· 9. Органы по сертификации

· Орган по сертификации (ОС) осуществляет следующие действия:

· 1) сертификацию товаров, работ и услуг; выдачу сертификатов и лицензий на применение знаков соответствия;

· 2) проведение инспекционного контроля за сертифицированными товарами, работами и услугами;

· 3) осуществляет приостановку или отмену действия выданных им на товары, работы и услуги сертификатов;

· 4) обеспечивает заявителя необходимой информацией;

· 5) несет ответственность за соблюдение правил сертификации товаров, работ и услуг; правильность выдачи сертификатов соответствия.

· Испытательные лаборатории (ИЛ), прошедшие аккредитацию, выполняют функции:

· 1) испытание конкретной продукции;

· 2) проведение конкретных видов испытаний;

· 3) выдача протоколов испытаний, необходимых для сертификации;

· 4) отвечает за достоверность результатов и соответствие требований сертификационных испытаний.

· Орган по проведению сертификации, получивший аккредитацию как испытательная лаборатория – называется сертификационным центром.

· Для координации и организации работ в системах сертификации однородных видов продукции или услуг созданы центральные органы систем сертификации (ЦОС).

· ЦОС являются:

· 1) ВНИИ сертификации (осуществляет добровольную сертификацию в Системе сертификации ГОСТ Р);

· 2) Технический центр Регистра систем качества (осуществляет добровольную и обязательную сертификацию и входит в структуру Госстандарта России) и др. Обязанностями ЦОС являются:

· 1) координация и организация работы в возглавляемой системе сертификации;

· 2) определение правил процедур;

· 3) рассмотрение апелляции заявителя на действия ИЛ или ОС.

· Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по сертификации Госстандарт, выполняет обязанности:

· 1) формирование и реализация политики государства в области сертификации;

· 2) установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации в Российской Федерации и публикация информации о них;

· 3) осуществление государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих на территории Российской Федерации;

· 4) публикация официальной информации о действующих на территории Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия;

· 5) представление информации в международные организации по сертификации;

· 6) разработка предложений о присоединении к международным системам сертификации;

· 7) заключение соглашений с международными организациями об обоюдном признании результатов сертификации;

· 8) представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам сертификации;

· 9) осуществление межотраслевой координации в области сертификации.

· Эксперт – главный участник работ по проведению сертификации, имеющий аттестат на право выполнения одного или нескольких видов работ в области сертификации товаров, работ или услуг.

· В работах по проведению сертификации принимают участие федеральные органы исполнительной власти. Координация и работа этих органов осуществляется при участии Госстандарта.

· Координация осуществляется на основании соглашений, в которых оговариваются выбор систем сертификаций объектов сертификаций, органа по аккредитации и пр.

· На основании соглашения федеральный орган имеет право: 1) выполнять сертификацию вне системы ГОСТ Р по собственным правилам с оформлением и выдачей сертификата и знака соответствия;

· 2) состоять в системе ГОСТ Р и выполнять работы в соответствии с правилами системы.

· 10. Подтверждение соответствия. Формы подтверждения соответствия

· Подтверждениями соответствия являются:

· 1. Сертификация продукции – процедура, направленная на подтверждение соответствия, благодаря которой орган или лицо (третья сторона), независимая от изготовителя, продавца или исполнителя (первой стороны) и потребителя или покупателя (второй стороны), удостоверяет в письменной форме о соответствии продукции установленным нормативным требованиям.

· 2. Декларация продукции – уведомление изготовителем, продавцом или исполнителем в письменном виде о соответствии предлагаемой им продукции или услуги необходимым нормативным требованиям.

· Перечень продукции, соответствие которых может подтверждаться декларацией, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.

· Декларация о соответствии обладает такой же юридической силой, как и сертификат. Вся ответственность за качество продукции возлагается на предъявителя декларации (изготовителя, продавца, исполнителя).

· Формы подтверждения соответствия

· 1. Сертификат соответствия – официальный документ, выданный по определенным правилам системы по проведению процедуры сертификации, обеспечивающий подтверждение сертифицированной продукции на соответствие установленным нормативным требованиям.

· 2. Декларация о соответствии – документ, в котором непосредственно изготовителем, продавцом или исполнителем удостоверяется, что предлагаемая им продукция или услуга полностью соответствует требуемым нормам и правилам.

· 3. Знак соответствия – знак, зарегистрированный в строго установленном порядке, определенном в данной системе сертификации и подтверждающим полное соответствие маркированной знаком продукции установленным нормативным требованиям.

· 11. Аккредитация органов по сертификации

· Функции органа по проведению сертификации выполняет Госстандарт России. В пределах компетенции данного органа производится разработка процедур, правил и порядка проведения аккредитации. Вырабатываются необходимые требования к документам, экспертам и объектам аккредитации, а также осуществляется взаимодействие с органами по проведению аккредитации международного уровня.

· Аккредитация так же, как и сертификация, проводится в регулируемых и нерегулируемых законодательством областях.

· К регулируемой законодательством области относится аккредитация испытательных лабораторий и органов по проведению сертификации, обеспечивающих выполнение обязательной сертификации. Это обусловливается требованиями законодательства по обеспечению безопасности продукции и услуг для человека и окружающей среды.

· К нерегулируемой законодательством области относится координация работы испытательных лабораторий и органов по проведению сертификации, обеспечивающих выполнение добровольной сертификации.

· Советом по аккредитации осуществляется рассмотрение и решение вопросов в следующих направлениях:

· 1) определение параметров общих технических требований в процессах выполнения работ по аккредитации;

· 2) изучение и исследование передовых технологий в данной области;

· 3) решение экономических вопросов;

· 4) организация согласованной работы органов, осуществляющих аккредитацию;

· 5) тесное сотрудничество с международными органами по проведению аккредитации;

· 6) системное подведение итогов и анализ деятельности органов по проведению аккредитации;

· 7) составление реестра объектов, прошедших аккредитацию и экспертов по проведению процедуры аккредитации Орган по проведению аккредитации осуществляет руководство системой по аккредитации согласно установленным стандартом РФ ГОСТ Р 51000.2–95 требованиям, учитывающим общеевропейские требования стандарта ЕК45003. Для получения права проведения работ по аккредитации орган должен иметь необходимый юридический статус; стабильное финансирование; налаженную организационную схему, обеспечивающую профессиональную компетентность, абсолютную независимость и непредвзятость при проведении работ по аккредитации; помещения и современное техническое оснащение; высококвалифицированных специалистов и сотрудников; требуемую нормативно—техническую литературу на критерии и осуществляемые процессы аккредитации; разработанную систему, обеспечивающую качество выполнения работ по аккредитации.

· На данный момент работы по проведению аккредитации органов и испытательных лабораторий в России осуществляют следующие структуры.

· 1. Подразделения Госстандарта – для проведения работ по обязательной сертификации.

· 2. Центральные органы систем сертификации – для проведения работ по добровольной сертификации.

· Исполнительная дирекция органа состоит из руководителя, экспертов—аудиторов, бухгалтерии, секретариата и выполняет все необходимые задачи, связанные с проведением и организацией работ по осуществлению аккредитации.

· Управляющий совет состоит из сотрудников министерств, профсоюзных организаций, ведомств, предприятий и других подразделений, заинтересованных и организующих работу в данном процессе по выполнению аккредитации.

· Наблюдательный совет состоит из представителей учредительных организаций и осуществляет контроль за работой по проведению аккредитации.

· Апелляционная комиссия принимает на рассмотрение жалобы от заявителей по вопросам проведения работ по аккредитации.

· Ответственность за систему обеспечения качества осуществляет работник организации или независимое лицо, приглашенное со стороны и имеющее соответствующие навыки и квалификацию.

· Комиссия по аккредитации осуществляет утверждение актов экспертизы по выполненной аккредитации и решает вопрос о выдаче или отказе в выдаче аттестата аккредитации.

· Секторные комитеты состоят из специалистов организаций разных профилей и специалистов, нанимаемых для помощи в разработке процедур и правил аккредитации.

· Процедура подачи заявки на проведение аккредитации включает в себя определенные этапы:

· 1) получение полной информации о возможности проведения работ по аккредитации, правилах проведения и требованиях данной испытательной лаборатории или органа по проведению сертификации;

· 2) рассмотрение и предварительное обсуждение вопросов по проведению аккредитации между заявителем и исполнителем на основании представленных материалов;

· 3) оформление заявки на проведение работ по аккредитации, в которой в обязательном порядке указывают, в какой области проводится аккредитация, продукция или услуга, виды и типы испытаний, форма и сроки оплаты;

· 4) официальная регистрация поданной заявки на проведение работ по аккредитации;

· 5) оформление должным образом анализа о данных, содержащихся в заявке и приложения к данной заявке, содержащего юридический статус организации, выполняющей работы по сертификации, информацию о площадях, наличии квалифицированных кадров, нормативной документации, оборудования, а также оформленную должным образом анкету с данными о готовности к прохождению аккредитации и решения вопроса по обеспечению качества;

· 6) заключение двустороннего договора, в котором заявитель и исполнитель оговаривают обязанности и права обеих сторон.

· Процедура проведения экспертизы состоит из:

· 1) утверждения экспертов для проведения работ по аккредитации, согласованных с заявителем. Руководителем экспертизы назначается штатный сотрудник, а техническими консультантами – сотрудники, приглашенные на основании субподрядного договора;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: