Период осознания своего отличия от нормально видящих детей

Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды

Как мы уже отмечали, в процессе развития каждого ребенка с нарушениями зрения можно условно выделить три критических периода:

осознание своего отличия от нормально видящих детей;

переход от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению;

переход к обучению в средних классах общеобразовательной и специальной школы.

В соответствии с указанными критическими периодами опре­деляются и направления обследования детей с нарушениями зре­ния.

Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей лич­ности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально ви­дящих детей; пониманием того, что он не в состоянии осуществ­лять связи и контакты, выполнять ряд действий, основанных на зрительной перцепции. И это вызывает у детей чувство неудовле­творения собой. Поэтому первым направлением при обследова­нии является выяснение того, осознает ли ребенок себя как лич­ность, имеющую свои собственные потребности и особенности.

Понимание своего дефекта или недостатка и осознание необ­ходимости его коррекции способствует возникновению актов са­морегуляции. В то же время недостаточная сформированность про­извольных психических процессов и возникновение пассивной по­зиции по отношению к окружающему у ребенка с нарушениями зрения затрудняет и замедляет процесс становления саморегуля­ции. Для того чтобы определить степень и уровень возможности к саморегуляции, необходимо выяснить:

знание ребенком своих органов чувств. Это знание формируется на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ребенку нравится или не нравится, что он может или не может сделать;

понимание пользы ношения очков; лечения, даже с помощью окклюзии; специальных занятий по развитию зрения; при­боров, помогающих видеть и осуществлять необходимую деятель­ность;

понимание необходимости организации своего личного мес­та для игр, занятий, отдыха;

желание общаться с избранными детьми и взрослыми, создавать свое личное окружение, личностное пространство;

понимание возможности попросить о помощи именно в то время, когда она требуется;

появление интереса к своему внешнему виду и внешнему виду окружающих, умение оценивать его; отношение к необходимости носить очки, виду своих глаз;

различение одежды, требующейся в разных условиях: для игры на площадке, для поездки в гости, для занятий физкультурой, для помощи по дому и т.д.;

осуществление самоконтроля за поведением, понимание не­соответствия своего поведения в некоторых ситуациях и стремление выработать с помощью взрослого правильные и приемлемые для общества формы поведения.

Второе направление связано со специфическими проблемами социальной адаптации дошкольника с нарушениями зрения. Оно предполагает наличие и развитие навыков и качеств ребенка, по­могающих ему жить в обществе, разрешая возникающие конф­ликты и трудности, как с помощью взрослых, так и самостоятель­но. Для этого психологу необходимо знать:

как у ребенка развивается процесс расширения знаний и пред­ставлений об обществе, о других людях, об окружении; как он использует полисенсорный характер восприятия при знакомстве с людьми и окружением, не вызывает ли у него страх встреча с новыми предметами;

как он получает информацию от других людей и использует
ее; нет ли у него боязни общения с людьми; не замыкается ли он
в узком кругу родных и близких;

задает ли он вопросы, чтобы получить новую информацию, или пассивен в приобретении новых знаний;

создает ли он свою индивидуальную систему средств получе­ния информации, ограниченную нарушением зрения; имеет ли навыки использования окружающей обстановки, людей;

предлагает ли он свою помощь другим детям и взрослым;

понимает ли он, что для участия в общем деле с коллективом детей и взрослых необходимо соответствующее поведение, уваже­ние к участникам и подчинение общественным правилам (например, ждать своей очереди, делиться материалами, игрушками и т. п.);

использует ли зрительный контакт с людьми вне зависимости от остроты зрения и периода лечения;

есть ли интерес к людям, находящимся за пределами семьи, интересуется ли соседями, имеет ли с ними контакт;

узнает ли друзей не только по имени, но и по голосу, поход­ке, одежде, росту и индивидуальным качествам, присущим толь­ко им.

Третье направление связано с необходимостью формирования знаний, навыков и психологической готовностью выйти за пре­делы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обще­ством, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым про­странством. Психолог выявляет у детей представления об обще­стве, социальных службах, умение пользоваться достижениями современной техники и т.д. При наблюдении и обследовании де­тей надлежит уделять внимание следующему:

- расширяются ли у ребенка представления об обществе; какие общественные институты он знает; знаком ли с их функциями (почта, магазин, поликлиника, пекарня, метрополитен, банк и т.д.); может ли назвать и описать некоторые профессии (медсестра, пожарный, милиционер и т.д.);

может ли ребенок описать словесно маму, папу, соседа по дому: какой у него внешний вид, кто он по профессии, чем зани­мается, как зовут (полное имя, отчество и желательно фамилия);

что знает о деньгах и их использовании;

имеет ли представление о времени и о единицах его измере­ния (час, минута, утро, вечер, ночь, день, неделя, месяц, год);

умеет ли пользоваться телефоном, может ли включать-вы­ключать радио, телевизор, магнитофон и другие технические средства получения информации;

знает ли транспортные средства (метро, такси, троллейбус, автобус и т.д.); как ими пользоваться; как платить за проезд.

Четвертое направление: определение сформированности потреб­ности к трудовой деятельности, особенно к тем видам труда, фор­мирование навыков к которым может быть затруднено из-за нару­шений координации движений при глубоком нарушении зрения.

Период подготовки и перехода ребенка к школьному обучению

В этот период психолог должен определить:

готовность ребенка к учебной деятельности;

возможности ребенка в использовании в новых условиях зна­ний и навыков, приобретенных в предыдущий период;

- сформированность мотивации к учебной деятельности.
Особое внимание следует уделить тому, что процесс учебной деятельности у детей с нарушениями зрения в начальный период протекает в замедленном темпе, так как необходимо создать поле деятельности на основе осязания или нарушенного зрения, ося­зания и проприоцептивной чувствительности. Такое поле деятель­ности включает в себя пространственные представления, автома­тизацию движения осязающей руки, контроль за течением и ре­зультативностью деятельности.

Становление учебной деятельности представляет собой дли­тельный процесс, во время которого происходит адаптация детей к требованиям школьного обучения. Эти требования включают в себя развитие произвольности, теоретического, абстрактного мыш­ления, что, безусловно, позволяет детям успешно решать школь­ные задачи. На этом же этапе важно определить:

степень изолированности ребенка, чувство дискомфорта в
новой для него ситуации;

степень неуверенности или компетентности ребенка;

- зависимость самосознания ребенка от оценки его дефекта.
Подготовка ребенка к школе описывается во многих работах.

Среди них можно выделить сборник «Подготовка ребенка к шко­ле» (1991). Приведенные в нем тесты могут быть использованы при обследовании детей с нарушениями зрения после их адапта­ции по следующим параметрам:

увеличение времени для выполнения заданий;

увеличение размеров, контрастности изображаемых фигур;

разгруженность фона;

нанесение рельефности контуров или барельефного изображения.

Период перехода к обучению в средних классах общеобразовательной и специальной школ

В этот период у детей возникает рефлексия, вырабатываются собственные взгляды и мнение, возникают чувства критичности и самокритичности. Основные изменения, играющие важную роль во внутренней позиции ребенка, происходят во взаимоотноше­ниях с другими людьми.

Общение определяет положение ребенка в коллективе и его личностное развитие. Процессы общения при нарушениях зрения являются серьезной проблемой и сложно решаются. Особенно тя­жело формируются у детей неречевые средства общения. Причи­ны этого — нечеткость образа восприятия человека и трудности подражания экспрессивно-мимическим выражениям нормально видящих. Для многих детей с нарушениями зрения характерна скованность движений, стереотипия поз, заученность и однооб­разность в выражении эмоциональных состояний. Многие дети проявляют вербальное, а не практическое понимание правильных жестов, действий в общении с детьми и взрослыми. Имеются также недостатки в речевых средствах межличностного общения (в куль­туре устной речи, в общении «лицом к лицу», в плавности речи, в связи между речевыми и неречевыми средствами общения).

В этот период психологу важно определить:

уровень сформированности учебной деятельности, степень
усвоения программного материала;

уровень теоретического, абстрактного мышления, рефлексии;

произвольность, способность к саморегуляции, сформированность познавательной мотивации;

типы взаимоотношений и уровень коммуникативности;

степень самоопределения и самостоятельности;

характер и содержание самооценки;

пробелы в знаниях с целью их коррекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: