Цели и задачи финансового анализа

Цель финансового анализа - оценка прошлой деятель­ности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

На первом этапе следует определить подход или направле­ния анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошед­шие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий-конкурентов. Каждый подход требует своих ме­тодов анализа, подбора соответствующей ему информации.

На втором этапе финансового анализа оценивается качест­во информации, качество доходов, т.е. влияние способов и ме­тодов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов.

На третьем этапе проводится сам анализ с использовани­ем следующих основных методов:

В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных ста­тей баланса за определенный период. Цель вертикального анали­за — вычисление удельного веса отдельных статей в итоге балан­са, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

Трендовый анализ заключается в сопоставлении величин ба­лансовых статей за ряд лет (или других смежных отчетных перио­дов) для выявления тенденций, доминирующих в динамике по­казателей.

Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетно­сти или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффи­циентов их значения сравниваются с базисными величинами, а так­же изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов. В качестве базисных величин используются:

- теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины относительных показателей, ха­рактеризующие оптимальные или критические значения с точки зрения устойчивости финансового состояния предприятия;

- усредненные по временному ряду значения показателе и дан­ного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам;

- значения показателей, рассчитанные поданным отчетности наиболее удачливого конкурента;

- среднеотраслевые значения показателей.

Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансово­го состояния большую роль играют абсолютные показатели, рас­считываемые на основе отчетности, такие, как чистые активы (ре­альный собственный капитал), собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Данные показатели являются критериальными, по­скольку с их помощью формулируются критерии, позволяющие определить качество финансового состояния.

Для выявления причин изменения абсолютных и относи­тельных финансовых показателей, а также степени влияния раз­личных причин на величину изменения показателя применяет­ся факторный анализ, приемы которого подробно описаны в специальной литературе

Анализ может вестись как по абсолютным, так и по от­носительным показателям. Особое значение имеет расчет от­носительных показателей ликвидности и рыночной устойчиво­сти, а также рентабельности предприятия.

Прибыль и рентабельность являются важными показа­телями эффективности производства. Прибыль — это, с од­ной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производствен­ных фондов.

На величину прибыли и уровень рентабельности оказыва­ют влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность пред­приятия являются обобщающими показателями интенсифика­ции производственной и маркетинговой деятельности.

К группе внешних факторов относятся:

1. природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

2. изменения, не предусмотренные планом предприятия, с отпускных цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями.

3. нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

В группе внутренних факторов различают: основные фак­торы, определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины предприятием.

Факторами, связанными с нарушением хозяйственной дис­циплины, являются:

1. нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;

2. экономия, полученная в результате невыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условия труда и техники безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных фондов, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, непроведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и т.д.;

3. экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: