Коррекционно-педагогическая работа с детьми, находящимися на различных уровнях сформированности общей способности к учению

Коррекционно-педагогическая работа проводится с теми детьми, которые находятся на II, III, IV и V уровнях сформированности способности учиться. Педагог определяет область педагогического воздействия на каждого дошкольника, разрабатывает пути и подбирает средства влияния на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях. Отбор педагогических средств индивидуального воздействия производится с учетом изучения особенностей пониженной обучаемости детей. Первые шаги в коррекционно-педагогической работе определяются особенностями психического развития ребенка, его актуальным уровнем развития и потенциальными возможностями. Для детей третьего, четвертого и пятого уровней групповые занятия в дошкольном образовательном учреждении вообще не могут быть развивающими.

Уровень Содержание коррекционно-педагогической работы
II уровень Задачами коррекционно-педагогической работы являются: формирование устойчивого положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности и действий самоконтроля на всех основных ее этапах, свернутой словесной саморегуляции. Познавательный интерес формируется следующим образом: педагог ведет ребенка от ситуативных побуждений к деятельности к получению определенного результата к побуждениям общественного звучания. В основе педагогического воздействия лежит формирование нравственных чувств как осознанных мотивов регуляции поведения, общения. Формирование действий самоконтроля начинается с того, что задания упрощаются, делаются привлекательными. Это связано с тем, что дошкольники являются импульсивными, неорганизованными, их внимание неустойчиво. Основная цель – научить дошкольников внимательно слушать педагога и запоминать задания. Используются следующие примы: «Скажи громче, чем я», «Повтори задание соседу», «Поправь товарища» и т.д. Проводится работа по обучению детей планировать выполнение задания. В этих целях используются групповые занятия. Вначале педагог сам определяет последовательность действий, а затем привлекает к этому детей. Педагог учит дошкольников рассказывать о последовательности предстоящих действий. В итоге каждый ребенок должен научиться планировать предстоящую деятельность про себя. Работа по формированию действий самоконтроля на этапе ориентировки в задании продолжается до тех пор, пока они не станут для детей привычными, т.е. пока не научатся правильно запоминать, понимать задания, проверять себя, ориентируясь на алгоритм действия: что нужно сделать, какие правила надо помнить, чтобы задание было адекватно выполнено. Параллельно ведется работа по формированию умения ставить собственную цель и планировать ее выполнение. Далее педагог учит детей оценивать правильность своих действий, сверяя их с правилами задания. Хорошую помощь в этом оказывают продуктивные виды деятельности. Конечная цель работы состоит в том, чтобы научить детей в любой момент и на любом этапе выполнения задания самостоятельно молча проверить правильность его выполнения, исправить ошибки. Последовательность формирования и закрепления у детей этого действия та же, что и при формировании действий самоконтроля: сначала дается алгоритм и пример оценки взрослого, а далее серией специально подобранных упражнений этот алгоритм делается средством оценки результата собственного труда.
III уровень Планирование педагогической работы с детьми, находящимися на данном уровне, осуществляется на основании учета их индивидуальных актуальных и потенциальных особенностей развития всех компонентов общей способности к учению. В качестве первичных форм организации педагогической коррекции воспитателем используются те виды коллективной деятельности, которые представляют для детей интерес (занятия физкультурой, игровая и продуктивные виды деятельности). Педагогическое воздействие корректируется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. Дошкольникам оказывается помощь на групповых и индивидуальных занятиях. Воспитатель старается обеспечить каждому ребенку возможности для усвоения программных требований на групповых занятиях, которые являются доступными возрасту. Он создает условия для продвижения всех дошкольников в психическом развитии и формирования у каждого способности учиться.
IV уровень Ребенок, находящийся на данном уровне, не может быть сразу включен в коллективную учебную деятельность. В I-ой половине учебного года решается задача приобщения дошкольника к коротким, доступным индивидуальным играм и занятиям. Цель занятий – научить принимать и выполнять несложные задания под контролем педагога. Индивидуальные занятия усложняются постепенно. Это происходит в следующей последовательности: - привлечение внимания ребенка к действиям взрослого и предложение ему оказать помощь педагогу, убеждение воспитанника в том, что и он может добиться успеха, получить соответствующий результат; - включение дошкольника в совместную деятельность, оказание помощи ребенку в ощущении причастности к изготовлению игрушки, поделки и т.п.; - увеличение доли участия ребенка в совместном труде, поручение воспитаннику самостоятельно выполнить какую-либо операцию по образцу; - обучение ребенка работать рядом со взрослым; -выполнение задания дошкольником по образцу с помощью взрослого; - включение воспитанника в работу небольшой группы сверстников; -приучение ребенка дублировать действия взрослого на своем рабочем месте, учить вербализации общей цели и правила, относящегося к способу выполнения задания; -включение ребенка в работу на групповых учебных занятиях.
V уровень Дети, находящиеся на данном уровне, требуют к себе иной педагогической квалификации, т.к. в большинстве случаев у этих дошкольников диагностируется олигофрения в степени дебильности. Однако некоторые индивидуальные коррекционные средства, о которых говорилось выше, могут быть эффективными и по отношению к ним.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: